Критерии есть, однако находятся они в области литературоведения, филологии и истории.
Проблема в том, что "литературоведение, филология и история" остаются сильно политизированными, если речь заходит о "темных временах". И за самими "литературоведами, филологами и историками" надо проверять. Иногда это приводит к чудесным открытиям, пример был приведен выше.
-- 27.05.2020, 08:43 --В рамках форума это нереально. Если эти страницы уже написаны, то можно дать на них ссылку. А если нет?
А если нет, то это всего лишь частное мнение отдельного человека, ничем не обоснованное.
Продолжим аналогию с математикой. Предположим некий участник форума (считает, что) решил некую проблему тысячелетия, и заявляет об этом. Пока решение\доказательство не опубликовано и не проверено другими математиками - это всего лишь частное мнение одного человека (от том, что он что-то там решил)
-- 27.05.2020, 08:50 --MihrПроблема с литературоведами заключается ещё и в том, что за ними самими проверять надо.
Вот еще пример.
Комментарии к МиМ, издание, насколько понимаю, рекомендовано для школы.
Читаем:
Цитата:
Понтий Пилат — прокуратор Иудеи (26—36 гг., в романе упомянут и его предшественник Валерий Грат), южной части Палестины. Пилат принадлежит к сословию всадников — второму по влиятельности после сенаторов сословию в Римской империи. В романе Булгакова Пилат угрожает напоить Иерусалим «не водой из Соломонова пруда». Фаррар рассказывает о том, как Пилат намеревался построить акведук для снабжения Иерусалима водой из искусственных прудов, используя в том числе и храмовую казну, что вызвало противодействие иудеев. Пилат упоминает и о том, как был вынужден снять «щиты с вензелями императора со стен». Ренан и Фаррар рассказывают, что принесенные из Кесарии щиты с вензелями, орлами были удалены со стен Иерусалима, так как, с точки зрения иудеев, эта языческая символика оскверняла священный город. В разговоре с Иешуа Пилат рассказывает о том, где был ранен Крысобой: это произошло при Идиставизо, в Долине Дев, — имеется в виду сражение римлян с германцами в 16 г. на реке Везер, в котором римский полководец Германий разбил войска германца Арминия. Иешуа обвиняется в том, что он призывал к разрушению храма и оскорблял великого кесаря («Закон об оскорблении величества»). Пилат не решается освободить человека с таким политическим обвинением; в Евангелии от Иоанна сообщается: «Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если ты отпустишь Его, ты не друг кесарю». Вскоре после описываемых событий, в 36 году, Понтий Пилат был отстранен от должности и в 39 году покончил с собой.
Отрываем википедию
Цитата:
После жалобы самаритян на кровавую расправу, учинённую Понтием Пилатом, в 36 году римский легат в Сирии Луций Вителлий (отец будущего императора Вителлия) отстранил его от должности и отправил в Рим. Дальнейшая судьба Пилата неизвестна.
Относительно последующей жизни Пилата и его самоубийства существует множество легенд, историческая достоверность которых сомнительна. Согласно Евсевию Кесарийскому (IV век), он впал в различные несчастья, которые в конце концов вынудили его к самоубийству[5]. По другой апокрифической легенде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр, но это вызвало такое возмущение воды, что тело было извлечено, отвезено во Вьен и утоплено в Роне, где наблюдались те же самые явления, так что в конце концов его пришлось утопить в озере названном по его имени на высоте 1548 метров под Люцерном. На этом месте сегодня верховое болото. В Швейцарии эта легенда так широко известна, что даже главная гора Люцерна названа горой Пилата «Pilatusberg». По другим сообщениям, он был казнён Нероном.
То есть истории про самоубийство - это легенды, не подтвержденные исторически. Ничем не лучше других легенд, например, таких:
Цитата:
Первоначальная враждебность христианства к Понтию Пилату постепенно исчезает, и «раскаявшийся» и «обратившийся к христианству» Пилат становится героем ряда новозаветных апокрифов, а Эфиопская православная церковь даже канонизировала жену Пилата Прокулу (имя известно из ряда списков Евангелия от Никодима), которую стали отождествлять с христианкой-римлянкой Клавдией, упоминаемой у апостола Павла (2Тим. 4:21). В результате возникло двойное имя — Клавдия Прокула[6]. Эфиопская церковь почитает Пилата в лике святых и совершает его память вместе с его женой 25 июня
Но выдается за исторический факт.