Язык искусства - аллегория. Которая может быть ярче и убедительнее, чем документальная точность. Но... аллегория бьёт точно в цель лишь тогда, когда она полностью узнаваема. А это означает привязку художественного произведения к своему времени. А также к месту и обстоятельствам своего возникновения. Если современникам МиМ (или хотя бы большинству из них) многое было понятно и так, без дополнительных объяснений, то читателю, которого отделяет от даты рождения романа едва ли не столетие, объяснения всё-таки нужны. По крайней мере, они отнюдь не излишни. И к мнению людей, которые всерьёз изучали это произведение, изучали жизнь его автора и круга людей близких к автору, стоило хотя бы прислушаться. Вместо того, чтобы торопиться задавать вопросы типа: где критерий вашей правоты? Вдруг критерий невозможно предъявить в нескольких словах: для этого потребуются десятки или сотни страниц указаний на конкретные факты, известные художнику, на их намёки или полунамёки в романе?
Вот и нужно предъявить ссылку на эти десятки и сотни страниц указаний на конкретные факты. А уж вдумчивый читатель сможет составить свое мнение по этим фактам.
А то ведь до смешного доходит, на примере того же Булгакова.
1. Как известно 5
мая 1926 года у Булгакова прошел обыск, а 22
сентября 1926 он был допрошен неким Гендиными, "Уполн. 5 отд. секр. Отдела ОГПУ".
2. И вот в книге "Тайна смерти Есенина" некий Виктор Иванович Кузнецов (тоже литературовед, наверное) однозначно идентифицирует данного Гендина, как Семена Григорьевича Гендина - видного деятеля ОГПУ. Не жалеет эпитетов - "профессиональный провокатор, замешанный в сокрытии следов убийства (sic!) Маяковского", "гонитель русской литературы", "возмездие настигло" - это про расстрел С. Г. Гедина в 1939 году.
3. Вот только имеется небольшие нестыковка:
а) С. Г. Гендин никогда не работал в Секретном Отделе ОГПУ, он был контрразведчиком и работал в КРО ОГПУ.
б) с
марта 1926 года по февраль 1929 года С. Г. Гендин - заместитель начальника КТО Полпредства ОГПУ по Западному краю
в Минске. В Минске, а не в Москве.
И все эти построения и обоснования Кузнецова рассыпаются, как карточный домик.
UPD:
Вот тут Виталий Шентолинский ("русский писатель, поэт, прозаик, журналист и общественный деятель, педагог", как сказано о нём в википедии) опять идентифицирует Гендина, проводившего допрос Булгакова с С. Г. Гендиным, находившимся с марта 1926 года в Минске.