какая часть традиционной учебной деятельности сподвигнет ребенка сделать это?
Скажу за свои предметы (я учитель русского языка и литературы): на сбор и систематизацию информации ученика может сподвигнуть, например, подготовка
традиционного реферата, сообщения и др. Есть, допустим, тема: "История создания и публикации романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита". Это совсем незамысловатый вариант. Ребёнок знакомится с историко-литературными, мемуарными источниками, систематизирует, обобщает информацию и "выдаёт продукт" своей самостоятельной деятельности. Если ему это нужно, делает презентацию, видеоряд. Подчёркиваю - если ему это нужно, он сам волен решать, ибо автор. Единственное моё требование (в особенности к старшим) - по бумажке не читать. Эти бумажки я у них даже не требую, это может быть полновесный печатный вариант, или тезисный конспект, или кучка отдельных вспомогательных листочков, или даже ничего вообще. Для меня ценны качество его устной речи, контакт с аудиторией, манера изложения, заинтересованность темой. И, естественно, глубина проработки материала. Всё это в итоге и оцениваю.
А ежели какую-то литературную или лингвистическую тему начать оформлять как проект... Мама моя, гляньте только, что там требуется: машинописный вариант с постановкой целей, задач, выдвижением гипотезы, оформлением этапов работы, выводом и т.д. и т.п. Затем полномасштабная презентация на момент выступления. Зайдите в интернет, посмотрите требования к проекту - у Вас волосы дыбом встанут! Кто-нибудь может мне сказать, зачем это
наукообразие ученику 5-9 классов, если он будущий медбрат, сантехник или путевой обходчик? Да и у старших глаза выпадают при взгляде на всё это.
Но для меня как учителя, помимо ненужной трудоёмкости, есть в этих проектах, на мой взгляд, более губительный аспект: они загоняют живую творческую мысль и деятельность ребёнка в прокрустово ложе определённой схемы, стандарта, где шаг влево/вправо запрещён. Это страшно деформирует мыслительную работу, рождает стойкое отвращение к ней. Нет места полёту фантазии, расширению творческих границ. Кстати, именно этим грешат все КИМы ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку,
где даже сочинение требуют писать по определённой схеме. Зашоренность, избитая колея - вот что формируется в сознании детей.
Прошу меня простить за, возможно, излишнюю эмоциональность.