Последний раз редактировалось photon 01.07.2019, 21:13, всего редактировалось 1 раз.
Просмотрел тему по диагонали и захотелось высказать свою "имху" по обсуждаемой теме.
Считаю, что могу претендовать на некоторую объективность в суждениях в силу того, что учился я в двух довольно-таки средних школах, но в силу олимпиадной активности пересекался с учениками и учителями самых сильных школ/лицеев/гимназий своего города, а позже напрямую столкнулся с научной деятельностью, будучи студентом/аспирантом/пост.доком. В школьных конференциях не участвовал, но в студенческих побывал по обе стороны - и как участник, и как человек, через которого проходили эти работы на рецензию, который вел секции.
Я не могу себе представить, чтобы в тех средних школах, в которых я был, учителя (какими бы замечательными школьными педагогами они ни были) смогли дать представление о реальной науке. Игра в науку, которую они могли бы, по моему мнению, организовать только испортила бы представление о том, как делается научная работа. Они могли организовать театральную постановку, инсценировать на уроке физики суд на инерцией, но не организовать что-то, что я сейчас (а не будучи тогда школьником) смог бы назвать научной работой. В ведущих школах/лицеях ситуация иная. Там зачастую уроки ведут люди, у которых за спиной не только пед.институт, а продолжительная научная деятельность, возможно параллельно с преподаванием в школе. Судьба меня закинула в команду одной из гимназий, участвовавших в Турнире юных физиков (задачи даются заранее, за несколько месяцев до турнира, и каждая задача подразумевает некое мини-исследование), у каждой команды есть свой ментор. У нас это был замечательный человек, который вел в той гимназии для желающих старшеклассников факультатив "Физика на английском", при этом он был д.ф.-м.н, работающий в одном довольно известном НИИ. Так вот с ним и школьники могли представить, как делается научная работа... При этом никто не называл это научными проектами и не претендовал на научную новизну - все понимали, что это всего лишь решение задач. Но сами задачи и подходы к их решению - вот это уже была игра в науку. Я считаю, такая игра была вполне полезна и, возможно, повлияла на мою дальнейшую судьбу, но поиграть могут немногие - нельзя это навязать сверху во все школы для всех учеников (да хотя бы даже не всех, а всех хорошистов-отличников). Обязательно обе составляющие: и ментор, знающий, что такое научная деятельность, и достаточно способные подопечные.
Позже в вузе я столкнулся со студенческими (точнее, там были студенты и аспиранты) конференциями. Преподавателям сверху навязывали руководство такими "научными студенческими работами". Беда в том, что значительная доля преподавателей, даже с учёными степенями слабо представляет, что такое научная работа, и дальше местных мурзилок не публиковались, за долгие годы работы они поверили, что то очковтирательство, которым они занимаются, и есть научная работа, в результате "научные работы" у их подопечных (как правило, не самых лучших, потому что лучшие уже закрепились за нормальными науч.руками) - это тихий ужас, в лучшем случае, это плохонький реферат, скомпилированный из нескольких интернет-страничек, в худшем - откровенная лженаука. Нет, не все работы плохие, но доля достойных мала. Студенты же получше с нормальными науч.руками понимают, что это балаган, что даже сослаться на работу с такой конференции потом не комильфо, и участвуют в нем от силы разок просто, пожалуй, для получения опыта публичных выступлений, а потом стараются выступать/публиковаться во "взрослых" конференциях и нормальных журналах. На их руководителей не особо давят в плане участия в студ.конференциях, потому как они и так закрывают требования по публикациям сами и со своими студентами/аспирантами за всю кафедру. Так что лично у меня сложилось мнение, что кроме некоторой пользы в виде опыта публичных выступлений и простановки галочек, что кто-то где-то с кем-то провел/организовал/опубликовал, эти конференции несут вред, поскольку навязывают передачу ложного представления о научной деятельности от тех, кто его уже имеет, тем, кто не имеет никакого. К счастью, большинство получивших это новое неправильное представление никогда после вуза заниматься научной деятельностью не будет, но, к сожалению, часть станет новыми сеятелями ложных представлений.
Мой вердикт таков: игры в науку возможны и полезны и в школе и в вузе при условии правильной организации игры, но это невозможно при тотальном требовании поднять показатели, расширить и углубить от всех подряд - такие игры вредны.
|