А мне вспомнился пост в ЖЖ искусствоведа Софьи Багдасаровой
Собственно, она и говорит о том, что нужно проникнуться соответствующими идеями и концепциями, чтобы начать воспринимать чёрные квадраты (круги, равнобедренные треугольники) как искусство. Понять, что
Художник слал людям знак, что:
традиционное искусство устарело и исчерпало себя; оно коммерциализировалось, поэтому нами с горькой издевкой отрицается; трактовка произведения искусства адресатом достигла такой глубокой многозначности, что достаточно и намека, знака – чтобы возбудить реакцию восприятия: чувства, мысли, ассоциации; и форма, и содержание – уже архаика, их отрицание и преодоление – шаг вперед и вверх, они подразумеваются – но уже не нужны; а вообще понимайте как хотите, вы свободны от навязанных рамок представления, вы тоже художники.
и восхититься, что вот-де гениальный человек слал своей эпохе гениальный знак. А гениальным его признало, конечно, тогдашнее сообщество художников, критиков и т.д.
Если я сейчас нарисую жёлтый эллипс с эксцентриситетом
и скажу, что это знак необходимости любить всё живое, сообщество художников, критиков и т.д. меня проигнорирует. Почему? Есть три возможные причины:
1) знак оказался недостаточно доходчивым
2) идея, которую он выражает, не показалась достаточно свежей и важной
3) я не вхожу в сообщество художников, критиков и т.д.
Готов допустить, что с чёрным квадратом или писсуаром Дюшана выстрелили первые два пункта (в основном за счёт новизны подхода). Отдельный вопрос, считать ли их по этому поводу шедеврами изобразительного искусства или классифицировать "подачу знаков посвящённым" как отдельный (и лично мне, например, совсем не интересный) его вид. Но когда я смотрю на то, как сегодня, а не в начале XX века, делается и с помпой выставляется нечто вот такое,
Вложение:
1df8fcd9aebf.jpg [ 62.01 Кб | Просмотров: 2703 ]
я прихожу к твёрдому убеждению, что в 99% случаев роль играет исключительно в п. 3. Про который ещё Андерсен сказку написал: кто, мол, не видит платья на короле, тот не вякай по поводу Искусства.