То есть, по вашем, до наступления эпохи ЕГЭ все выпускники могли свободно справляться со всеми задачами по любым предметам - и по физике
Не свободно, но могли. До эпохи ЕГЭ сдавалась куча экзаменов: у меня было 5 обязательных + 2 по выбору + остальное тоже надо было для получения аттестата сдать на положительную оценку + потом вступительные экзамены, а при ЕГЭ мотивация изучения бОльшей части предметов пропадает полностью - у учеников нет желания, а у преподавателей нет механизмов давления, построение единой мировоззренческой системы и системы знаний, которая впихивалась в ученика, рассыпалась на маленькие бесполезные фрагменты.
Странно, что тема о деградации системы высшего образования свелась к ЕГЭ. ЕГЭ - лишь кирпичик, который для вуза можно обозначить как "снижение уровня подготовки абитуриентов" - неважно, из-за ЕГЭ или чего-то еще. А деградация как системы среднего, так и высшего образования проблема очень комплексная:
1) Низкая престижность преподавательской работы и уровень финансирования приводит к тому, что преподают а) старые кадры, которых все меньше; б) неудачники, которым больше некуда податься, которых все больше; в) энтузиасты-альтруисты, которых очень мало. На своем примере скажу, что после защиты диссертации мне вуз дал 0.25 ставки старшего преподавателя + 0.25 ставки м.н.с - содержать не то что семью, а даже себя одного на такие деньги невозможно, худо-бедно может перебиваться профессор, работающий на ставку или выше, но, чтобы стать профессором надо долго работать, а кушать надо сейчас - естественно, я ушел. Среди выпускников моей группы защитило кандидатскую диссертацию 4 человека, в сфере образования остался один.
2) Необходимость вузов держаться за студентов, как следствие, отсутствие механизмов давления на студента - студент, даже самый нерадивый, знает, что рано или поздно на троечку его вытянут, поэтому можно не напрягаться.
3) Недостаточность финансирования для обновления материально-технической базы.
4) Перекос в ценности образования: с одной стороны, можно без высшего образования, если есть голова на плечах, не тратя время на высшее образование, "войти в IT" и получать зарплату существенно больше средней, а с другой стороны трудоустройство на работы, которые вполне могли бы обойтись без в/о, преимущества имеют люди с корочкой - оператор колл-центра, продавец, администратор стоматологической клиники и т.д. - проще устроиться, если у тебя есть диплом, причем абсолютно неважно, какого вуза. То есть, у большинства студентов средних и слабых вузов нет никакой внутренней мотивации - в вуз идут не за знаниями, а за дипломом, за отсрочкой службы, за выходом замуж и т.д., но не за знаниями.
5) Изменение доступности готовых решений - если раньше надо было сидеть в библиотеке, где, правда, возможно, предыдущие поколения уже выделили основное, то сейчас почти никто не пишет рефераты самостоятельно - скачивают, компилируют из нескольких; да, получается какашечка, но преподаватель зачастую (см. пункт 2) троечку поставит и за это. Особо "талантливые" и расчетные индивидуальные задания могут заказать за денежку.
) и многие другие.