2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней. На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 33  След.
 
 Деградация вузовской системы. Как бороться?
Сообщение19.03.2018, 14:07 


23/12/07
1742
Ситуация такая. Школьное образование падает. Соответственно, в ВУЗе появляется больше студентов, которые "не тянут". Но отчислять их запрещается, потому что "пропадет нагрузка". Видя это, остальные тоже начинают "забивать". Как итог - выпускники по уровню соответствуют выпускникам ПТУ, а преподаватели, из-за необходимости постоянно "спускаться на уровень студентов", теряют квалификацию. Как с этим явлениям борются в ваших ВУЗ-ах?

 Профиль  
                  
 
 Re: Деградация вузовской системы. Как бороться?
Сообщение19.03.2018, 14:11 
Заслуженный участник


06/07/11
5625
кран.набрать.грамота
Вчера надо было бороться, сегодня поздно уже. Через 6 лет приходите.

 Профиль  
                  
 
 Re: Деградация вузовской системы. Как бороться?
Сообщение19.03.2018, 14:22 


07/08/14
4231
_hum_ в сообщении #1298323 писал(а):
Ситуация такая. Школьное образование падает.

Причина падения - взрослые. В нашей школе значительная часть родителей вообще практически не заботится о образовании своих детей (за учителей не скажу), заботясь только о корочках. Богатая часть нанимает кучу репетиторов, платя им хорошие деньги, но всё как в пропасть, поскольку они не понимают, что обучение - это напряжение не репетитора, а обучающегося, и ребёнка никто напрягаться с детства не учит (мамули жалеют своих детюлей и оберегают от трудностей), то толку от репетиторов - ноль, дитё не желает напрягаться, а без этого, никакое образование не получить. Серьезный удар наносит интернет и "лёгкие" компьютерные игры (в которых можно особо не думая уничтожать целые месяцы своего времени).
Все те, кто пальцем не пошевелил порешать задачи по ЕГЭ, сейчас воем воют, аж до инициатив в госдуме от ЛДПР докатилось, так как осталось 2 месяца, и внезапно пришло понимание, что за 2 месяца нереально подготовиться к ЕГЭ вообще никак - надо было готовиться начиная с сентября прошлого года, а то и еще раньше, то есть не 2, а 9 месяцев, причем интенсивно готовиться, интенсивно - это решая каждый день по несколько задач со слезами, соплями и воплями. Задачи в ЕГЭ очень простые для тех кто учился, и неподъемные для тех, кто не учился. Да, во второй части есть сложные задачи, но они все решабельные - если человек учился, он их с трудом, но решит.
Те, кто это делал, а это - буквально единицы, прекрасно сдают пробники, те кто говорил "изи, потом смогу" - нифига ничего не сдают.
И это - к лучшему. Из ЕГЭ получилась очень справедливая система оценки, конечно, есть недочеты (например, обидные ошибки, вида сколько будет $2+2$ Ответ $3,99$ ЕГЭ не прощает при полностью решенной 2 части).
Следующее "поколение" родителей учтёт опыт того, что нельзя начинать подготовку за 2 месяца до экзаменов, гуляя по знакомым предыдущие 7 месяцев.

 Профиль  
                  
 
 Re: Деградация вузовской системы. Как бороться?
Сообщение19.03.2018, 14:57 
Заслуженный участник


28/12/12
7242
upgrade в сообщении #1298327 писал(а):
И это - к лучшему. Из ЕГЭ получилась очень справедливая система оценки
Угу. А потом, в вузе, мастера сдачи ЕГЭ внезапно обнаруживают, что умение решать тесты здесь нужно чуть менее, чем нисколько, а другие умения наработать не хватило времени (все было потрачено на решение задач ЕГЭ "в слезах и соплях").

 Профиль  
                  
 
 Re: Деградация вузовской системы. Как бороться?
Сообщение19.03.2018, 15:18 


07/08/14
4231
DimaM в сообщении #1298338 писал(а):
умение решать тесты здесь нужно чуть менее, чем нисколько

А там не тесты, там задачи - по разделам математики, физики, русскому, .... Надо твердо знать формулы, методы решений, методы доказательств. Запомнить ответы по каким-либо мнемоническим правилам нельзя, надо знать как именно решается, почему так решается... Ответы только на некоторые вопросы можно угадать методом исключения да и то знаниями надо обладать.
Тем, кто сдает ЕГЭ уже на 60 с лишним баллов вполне по силам первый курс технических ВУЗов, а про уровни 70 баллов и выше и говорить нечего - они разбираются в тех предметах, которые сдают. А вот 40-50 баллов по профильным предметам - увы, в профильных ВУЗах им делать нечего, первый курс они вряд ли вытянут.

-- 19.03.2018, 15:31 --

Ну а в ВУЗах надо тщательно изучить мотивацию выделения финансовых средств конкретным ВУЗам конкретным федеральным чиновником (из минобразования, надо полагать), или хотя бы разбавить этих чиновников представителями той же РАН - чтобы они имели голос (повышающий/понижающий коэффициент) в определении суммы на ВУЗ.

 Профиль  
                  
 
 Re: Деградация вузовской системы. Как бороться?
Сообщение19.03.2018, 16:22 
Заслуженный участник


27/04/09
28128

(Оффтоп)

_hum_ в сообщении #1298323 писал(а):
Как с этим явлениям борются в ваших ВУЗ-ах?
Некоторые ситуации следует признавать безвыходными, раз очевидные решения предполагаются невозможными. Проще говоря, сверху надо, сверху. Если вместо горячей воды по трубам пошла холодная, надо не греть её на месте, надо идти разбираться в котельную.

 Профиль  
                  
 
 Re: Деградация вузовской системы. Как бороться?
Сообщение19.03.2018, 16:44 


07/01/15
1119
Якутск
_hum_ в сообщении #1298323 писал(а):
Как с этим явлениям борются в ваших ВУЗ-ах?

Преподы стараются хорошо учить. У некоторых даже получается.

_hum_ в сообщении #1298323 писал(а):
Видя это, остальные тоже начинают "забивать".

Чтобы утверждать, что это происходит часто, серьезные пруфы надо привести, ибо видел я, что те, которые забили, уходят не потому, что "видели" других, а в силу банальной смены интересов.

 Профиль  
                  
 
 Re: Деградация вузовской системы. Как бороться?
Сообщение19.03.2018, 17:09 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


28/04/14
967
спб
Образование не деградирует, а эволюционирует вместе с обществом. Оно и раньше большинству не было нужно, но заставляли. Теперь не заставляют (либерализация общества, как бы странно это не прозвучало для некоторых "свидетелей закручивания гаек"), вот и ощущение деградации.

С другой стороны, имеем рост уровня образования у желающих его получать, поскольку опять же интернет. Доступ к практически всем книгам и статьям, огромное число видеокурсов (например, от НМУ). Современной математике можно научиться не выходя из дома. Сейчас главная роль преподавателя --- это направлять мысль студента в нужное русло, задачами, идеями и т. д. К сожалению, большинство преподавателей старой гвардии так и продолжает переписывать символы из своего конспекта на доску с последующим переписыванием их в конспект студента, уделяя тонну времени на переписывание, а не объяснение. Особенно отличаются преподаватели, которые в добавок к таким лекциям еще и отмечают посещаемость их студентами, налагая различного рода санкции при прогуливании :D. Эта ситуация уже давно меняется (по завещаниям В. И. Арнольда и последовавшей эффективной деятельностью НМУ) и приходит в современное образование вместе с молодым поколением преподавателей.

DimaM в сообщении #1298338 писал(а):
Угу. А потом, в вузе, мастера сдачи ЕГЭ внезапно обнаруживают, что умение решать тесты здесь нужно чуть менее, чем нисколько, а другие умения наработать не хватило времени (все было потрачено на решение задач ЕГЭ "в слезах и соплях").

Вы судите ЕГЭ по тому, для чего он не предназначен. Главная цель ЕГЭ, с которой он затевался, это облегчить поступление иногородних студентов в ВУЗы. С этой задачей он справляется отлично --- говорю это и по своему опыту, и по опыту знакомых. Он не обязан проверять широту знаний. Хоть какие-то базовые, и на том спасибо. Хотя и для этой цели не так давно математики ведь добились введения профильного и непрофильного ЕГЭ.

_hum_ в сообщении #1298323 писал(а):
в ВУЗе появляется больше студентов, которые "не тянут". Но отчислять их запрещается, потому что "пропадет нагрузка". Видя это, остальные тоже начинают "забивать".

По-моему мнению, это самая большая проблема, когда потенциально перспективный студент под давлением амебного общества также перестает напрягаться. Это конечно все с детства идет, когда человека привязывают к обществу, общественному мнению. Не все в силах от него оторваться и пойти своим путем. Людям с отклонениями в этом плане проще: они с раннего детства понимают, что с таким обществом им не по пути и становятся самостоятельными. Поэтому мы видим множество талантов в различных сферах, имеющих те или иные причудливости. Как оторвать в таком случае нормального человека от общества я пока не придумал :D
SomePupil в сообщении #1298356 писал(а):
Чтобы утверждать, что это происходит часто, серьезные пруфы надо привести

Не знаю как часто, но факт в том, что это происходит. Даже тут где-то тема была, где человек жаловался но отсутствие мотивации что-то изучать, поскольку никто в его группе этого делать не хотел. Вы можете ответить, что, мол, это он дурак и это его проблема, но к сожалению, не всем в жизни повезло вовремя заиметь нужный психологический настрой. И смена интересов возможно происходит именно из-за такой вот безысходности.

 Профиль  
                  
 
 Re: Деградация вузовской системы. Как бороться?
Сообщение19.03.2018, 17:33 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


01/08/06
2918
Уфа
Примерно по той же причине я ушёл из преподавания. Первые пару лет со многими студентами было интересно, у них "горели глаза". А потом шло постоянное снижение и уровня, и мотивации. Ну или это я терял квалификацию как преподаватель и вёл предмет всё скучнее и скучнее. В конце почти не было студентов, кто бы интересовался содержанием. Лучшие посещали все лекции (да, я тоже выдавал пряники за их посещение) и выполняли все лабораторные работы, за что получали экзамен автоматом, но и они интересовались только тем, как его сдать, а не знаниями.

 Профиль  
                  
 
 Re: Деградация вузовской системы. Как бороться?
Сообщение19.03.2018, 17:57 
Заслуженный участник


27/04/09
28128

(Внутри мнение, сформированное в основном на анекдотических свидетельствах)

demolishka в сообщении #1298365 писал(а):
Оно и раньше большинству не было нужно, но заставляли. Теперь не заставляют
Мне казалось, наоборот, оно становилось более массовым с течением времени. Когда-то среднее специальное было как-то больше в ходу. Сейчас везде требуется диплом (ну или пару лет назад так было, и инерция ещё не дала изменениям проявиться), а то и два.

demolishka в сообщении #1298365 писал(а):
Сейчас главная роль преподавателя --- это направлять мысль студента в нужное русло, задачами, идеями и т. д.
Как будто это что-то новое. Кстати, предложить хорошие источники — тоже нетривиальная задача, человек как правило не знает, что и где ему полезно читать (или я был такой неосведомлённый и беспросветный). А простая диктовка лекций вряд ли кем-нибудь когда-то считалась «главной ролью». Мне почему-то не кажется, что лет этак сто назад это считалось идеальным проведением времени пары.

demolishka в сообщении #1298365 писал(а):
К сожалению, большинство преподавателей старой гвардии так и продолжает переписывать символы из своего конспекта на доску с последующим переписыванием их в конспект студента, уделяя тонну времени на переписывание, а не объяснение. Особенно отличаются преподаватели, которые в добавок к таким лекциям еще и отмечают посещаемость их студентами, налагая различного рода санкции при прогуливании :D.
Это не единственная и вряд ли главная проблема. [Может, у преподавателей было бы больше времени на продумывание интересностей, будь они не заняты бумажками сверху. Впрочем, у школьных учителей, кажется, бумажек ещё больше(?)] Когда время человека, который собирается быть, допустим, математиком, тратится на культурологию, преподающуюся к тому же из рук вон плохо (будет нормальный преподаватель культурологии преподавать не своим) и сводящуюся лишь к каким-то основам (от наличия которых в обязательном курсе вряд ли есть объективная польза), и когда таких культурологий предметов десять за всё обучение — это ненормально.

demolishka в сообщении #1298365 писал(а):
Эта ситуация уже давно меняется (по завещаниям В. И. Арнольда и последовавшей эффективной деятельностью НМУ) и приходит в современное образование вместе с молодым поколением преподавателей.
Могла бы меняться быстрее, платили бы им больше.

Ну и мотивация — она складывается из деталей. Можно найти кучу причин, почему мотивации студентов и преподавателей странно не падать. В отрыве от ситуации в школе (и ЕГЭ её тоже ухудшает, несмотря на то, что это давно не те обычные тесты, которые были в начале) и того, что работодатели, кажется, всё ещё не оправились от приступа желания иметь любого дворника обязательно с дипломом вуза, и ещё мало ли какого давления извне, рассматривать вещи мало пользы; никакой общественный институт не замкнутая система.

Также, люди обычно обсуждают столичные вузы, где всё ещё куда ни шло. Только такая централизация — это вообще-то плохо и требует исправления. Правда, это трудно исправить, не разгружая централизацию других вещей.

 Профиль  
                  
 
 Re: Деградация вузовской системы. Как бороться?
Сообщение19.03.2018, 18:10 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


31/01/14
10666
Hogtown

(Оффтоп)

arseniiv в сообщении #1298354 писал(а):
Если вместо горячей воды по трубам пошла холодная, надо не греть её на месте, надо идти разбираться в котельную.
А если к тому же это вода из канализации...

 Профиль  
                  
 
 Re: Деградация вузовской системы. Как бороться?
Сообщение19.03.2018, 18:57 
Заслуженный участник


01/06/15
1139
С.-Петербург
arseniiv в сообщении #1298373 писал(а):
Когда время человека, который собирается быть, допустим, математиком, тратится на культурологию, преподающуюся к тому же из рук вон плохо (будет нормальный преподаватель культурологии преподавать не своим) и сводящуюся лишь к каким-то основам (от наличия которых в обязательном курсе вряд ли есть объективная польза), и когда таких культурологий предметов десять за всё обучение — это ненормально.
Поэтому очень важно, в какой вуз поступать. Сейчас почти все вузы - университеты и академии. И в этом должен быть плюс: в университете должны быть прекрасные преподаватели культурологии, т.к. для ряда факультетов это профильный предмет (в отличие от обычного технического вуза, где культуролог - чужак). В своё время у нас был обязательно-зачётный факультатив - "История русской литературы" (хотя, казалось бы, зачем физикам литература?). Так вот читал нам его один из лучших преподавателей филфака Б.В.Аверин. Было захватывающе-интересно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Деградация вузовской системы. Как бороться?
Сообщение19.03.2018, 18:58 
Аватара пользователя


29/03/12
2427
Нигредо
_hum_ в сообщении #1298323 писал(а):
Школьное образование падает.

Это не образование падает, это культура общества съехала. Процент одичалой свиноты в любых общественных слоях, от гегемонов до элиты, возрос многократно в постперестроечное время.

 Профиль  
                  
 
 Re: Деградация вузовской системы. Как бороться?
Сообщение19.03.2018, 19:07 
Аватара пользователя


14/12/17
1398
деревня Инет-Кельманда
Вижу в учебном плане предмет Защита населения. Когда, в какую страшную годину это появилось?

 Профиль  
                  
 
 Re: Деградация вузовской системы. Как бороться?
Сообщение19.03.2018, 19:09 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


01/08/06
2918
Уфа
Наверное, это то, что раньше называлось ОБЖ, а ещё раньше — НВП :-)

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 484 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 33  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group