Наконец, ВУЗы лишили возможности отбирать тех, кто им нужен.
у ВУЗа есть целый первый курс для этого.
Прекрасно, если в вузе недобор. А если при поступлении конкурс, несколько человек на место? Да, после первой сессии отчислят случайных и с плохими знаниями, но на их место уже никого не взять. Если бы таких людей отсеяли ещё при поступлении, на их месте могли бы обучаться действительно заинтересованные и способные к этому люди, но с меньшим баллом ЕГЭ.
Например, потому что натаскать себя на большой балл по физике и понимать физику - это две большие разницы.
Вы хотите чтобы 11-классник понимал физику на каком уровне?
На уровне программы средней школы. Чтобы мог объяснить предмет другим, дать ответы на вопросы (выше
Metford приводил в пример сборник "правильных" задач и вопросов), не требующие вычислений, понимал взаимосвязь явлений.
Почему знание формул, физических законов и умение их применять на практике (решение задач по физике) не равно "понимание физики". А что тогда - понимание физики. Я то полагал, что это как раз уверенное применение физических законов при решении физических задач.
Проблема в том, что успешное решение задач на ЕГЭ не требует всего этого. Достаточно уметь по ключевым словам выуживать из памяти подходящую формулу и подставлять в неё пару-тройку чисел. К тому же для понимания физики мало знать формулу и закон, нужно ещё понимать условия, при которых эта формула применима, когда закон действует, а когда нет и т.д. А на ЕГЭ этого не требуется - там заведомо применимы зазубренные формулы. А вот задумываться, какая физика скрывается за этой формулой, что будет, если условия изменятся в ту или иную сторону - это всё лишнее.
Вот. Немного обучиться. И то, не тому.
Что тогда "то".
Ученики за МКАДом лишены возможности учиться у лучших преподавателей страны, и кроме задач по ЕГЭ, учебников и заинтересованности, у них по сути, ничего нет. Как же им обучиться? Ваш ответ - никак или взять некий задачник и некий учебник (на которые тоже найдется критика) и по ним решать, а чем это отличается от подготовки к ЕГЭ?
Вы тут всё с ног на голову ставите. ЕГЭ - это не программа и методика обучения, это инструмент контроля. А для обучения есть учебники, задачники и методички (для преподавателей). Вы ж вроде сами раньше писали, что человек нормально учится, познаёт предмет, а потом в итоге легко сдаёт ЕГЭ. Вот так и учиться в глубинке, как и в столицах.
использую егэ-шные сборники для подготовки к ЕГЭ, и вижу, что результат - вполне неплохое знание предмета. Скажем, еще в сентябре прошлого года даже текст некоторых задач понятен не был - "что здесь вообще спрашивается" был вопрос. Теперь же, задачи на упомянутые газовые законы даже не воспринимаются как задачи - скорее арифметика
В этом-то как раз и есть основное разногласие. Вы считаете, что успешное решение задач ЕГЭ свидетельствует о неплохом знании предмета. И тут же сами пишете что задачи эти - чистая арифметика, т.е. не требуют понимания предмета. Формула ассоциируется не с кругом физических явлений, а с ключевыми словами; "условия применимости" - с номером и типом задачи в ЕГЭ.
Ещё раз повторю: научиться решать физические задачи из ЕГЭ и научиться понимать и решать реальные физические проблемы - это две большие разницы.
Про главную функцию ЕГЭ я уже писал. Его цель --- облегчить поступление творческих ребят из провинции в образовательные центры. И представьте себе, что, не являясь творческим экзаменом, ЕГЭ действительно выполняет эту функцию.
В моё время не было ЕГЭ. Но у нас на факультете (да и в других вузах у бывших одноклассников) училось достаточно много ребят из провинции. Необходимость сдавать вступительные экзамены не стала препятствием к поступлению. А надеяться, что введение однотипного ЕГЭ сразу выведет школьное образование в провинции на высокий "столичный" уровень - странно.
чем и как предлагаете грызть гранит науки и к какой цели идти ученику с родителями в глубинке, где по сути нет никакого обучения кроме самостоятельного?
Ведь нет ничего кроме "читаем учебник+решаем задачи".
Во-первых, напрасно Вы всю провинцию под одну гребёнку - за МКАДом есть жизнь, там тоже бывают хорошие педагоги, дающие приличное знание. Во-вторых, каким местом ЕГЭ помогает решить проблему плохих преподавателей? Для самостоятельного обучения и до ЕГЭ существовали прекрасные учебники и задачники (причём без перекоса в сторону однотипных ЕГЭшных задач).