2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней. На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 33  След.
 
 Re: Деградация вузовской системы. Как бороться?
Сообщение20.03.2018, 19:56 
Заморожен


16/09/15
946
wrest в сообщении #1298609 писал(а):
OMG...

Извиняюсь, если задел ваши политические чувства.
wrest в сообщении #1298609 писал(а):
Это я понял. Вопрос был: каждый день, через день, раз в неделю?

Смотрите: я говорил про решение целого варианта ЕГЭ, на время, с "бланками" и всем оформлением. Чтобы привыкнуть к обстановке экзамена. Считаю это очень важным.
Такое успевалось у меня в выходные, варианта 1-2.
А в остальное время просто решение задач (которые нужно "прокачать"). Какое точно число и как часто - не могу так сказать.
wrest в сообщении #1298609 писал(а):
я стараюсь замотивировать ребёнка делать один вариант по одному предмету каждый божий день

Не знаю, насколько это правильно... Я так понимаю, ваш сын сейчас в 11 классе?
Все вообще, очень индивидуально. Что хорошо было для меня, не обязательно будет хорошо для вашего сына. Да и вы говорите, химия, биология...
Наверное, нужен грамотный репетитор.

 Профиль  
                  
 
 Re: Деградация вузовской системы. Как бороться?
Сообщение20.03.2018, 19:57 


07/08/14
4231
wrest в сообщении #1298609 писал(а):
я стараюсь замотивировать ребёнка делать один вариант по одному предмету каждый божий день

Делаем так:
В неделю три варианта, можно пользоваться только родителями, учебником и справочниками (никакого интернета - в нём невероятное количество мусора да еще вразнобой, никакой структуры, просто куча шпаргалок).
Все неверное решенные задачи переносятся на следующую неделю плюс три новых варианта.
Три месяца на это.
Через три месяца ребенок наконец то понимает о чем его спрашивают во всех задачах, но еще не понимает, как формализовать решение (т.е. ход решения уже знает, но изложить его в письменном виде не может - отсюда ошибки в ответах).
Пошел четвертый месяц - один вариант в неделю, но - родителями пользоваться нельзя, все задачи должны быть решены правильно и с полными выкладками (доказательства решения), за исключением олимпиадной. Это самый сложный этап, т.е. следующий вариант не начинается пока полностью правильно не решен текущий, по неверно решенным задачам решаются аналогичные из уже решённых вариантов.
На четвертый месяц ребенок наконец то умеет самостоятельно решать всё целиком, но ещё необходимо пользоваться учебником.
Дальше надо учиться решать без учебников, ну и только после этого - на скорость (последний месяц перед экзаменом).

-- 20.03.2018, 20:02 --

В процессе выявляются уже глубокие ошибки, связанные скорее со школьной программой. У нас, к примеру, выяснилось, что по всем признакам, в школе не дали понимания энергии и законов сохранения (задачи на колебательные контуры решались через количество протекающего заряда, задачи на механику решались без использования потенциальной и кинетической энергии - оно конечно все получается верно, но уж шибко громоздко и извращенно)

 Профиль  
                  
 
 Re: Деградация вузовской системы. Как бороться?
Сообщение21.03.2018, 04:56 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/13
1916
Москва
Начитался я тут ужасов под ночь... Сейчас будет длинное сообщение.

upgrade в сообщении #1298327 писал(а):
внезапно пришло понимание, что за 2 месяца нереально подготовиться к ЕГЭ вообще никак - надо было готовиться начиная с сентября прошлого года, а то и еще раньше, то есть не 2, а 9 месяцев, причем интенсивно готовиться, интенсивно - это решая каждый день по несколько задач со слезами, соплями и воплями. Задачи в ЕГЭ очень простые для тех кто учился, и неподъемные для тех, кто не учился. Да, во второй части есть сложные задачи, но они все решабельные - если человек учился, он их с трудом, но решит.
Те, кто это делал, а это - буквально единицы, прекрасно сдают пробники, те кто говорил "изи, потом смогу" - нифига ничего не сдают.
И это - к лучшему. Из ЕГЭ получилась очень справедливая система оценки, конечно, есть недочеты

Вы это серьёзно: подготовиться к ЕГЭ - интенсивно со слезами и т.д.? Наверное, у нас очень разные представления об интенсивности. Или нужно до начала подготовки совсем ничего не делать. Во второй части есть сложные задачи, но в одних случаях их сложность объясняется тупым запретом (впрочем, ещё доЕГЭшного происхождения) пользоваться материалом, не входящим в школьную программу; в других случаях сложность связана с включением в экзамен задач, не проверяющих ничего.
Что касается "неожиданной" проблемы, возникающей у тех, кто начинает готовиться на пару месяцев до экзамена, то это проблема опять-таки не ЕГЭшная. Таких людей мне лично не жалко, но не нужно приписывать ЕГЭ заслугу в наказании этих товарищей.
upgrade в сообщении #1298345 писал(а):
Надо твердо знать формулы, методы решений, методы доказательств. Запомнить ответы по каким-либо мнемоническим правилам нельзя, надо знать как именно решается, почему так решается...

Я не буду говорить о ЕГЭ по физике: не марал о него руки в плане подготовки кого-нибудь. А вот в ЕГЭ по математике задачи второй части на протяжении последних лет пяти практически не эволюционируют. Я когда впервые увидел те тригонометрические уравнения, которые там предлагались, расхохотался, вспомнив, через какие уравнения пропускали меня. В том числе на вступительных экзаменах. А они в ЕГЭ и до сих пор такие, эти уравнения - сводящиеся к квадратным, как правило. В редких случаях встречаются немного другие. Но именно что - на одну формулу. То же касается задания с решением неравенства/системы неравенств. Стереометрия - выхолощенная. Планиметрия - из разряда "Я (составитель) знаю некую заковыристую теорему, сейчас я наверну в задаче пару окружностей в связке с треугольником и посмотрю, как ты будешь решать задачу без этой теоремы - да в двух вариантах, чтобы жизнь мёдом не казалась". Параметр - единственное достойное, что встречается во второй части. Задача на проценты умиляет числами, которые приходится там обсчитывать. Так и хочется пожелать составителю, чтобы ему каждую ночь эти числа снились, и во сне его заставляли их перемножать, делить и в качестве бонуса извлекать из них корни 5 степени с точностью до сотых. Последняя задача - беспощадная ненужность в каждой букве.
upgrade в сообщении #1298467 писал(а):
А физика с математикой - это не решение задач?И что значит "натаскивают". Если человек прорешал по 30 задач из каждой темы по физике (оптика, газовые законы, механика,...), всего - около 900 задач за 9 месяцев, он не получил знаний по физике, не обучился? Как тогда обучиться физике по-другому?

Вы видели, какие там задачи, скажем, на те же газовые законы? Если школьник решит их даже не 30, а 60, то он запомнит именно пару формул - то, что Вы отрицали выше. Задачи не те, как Вам правильно говорили выше.
upgrade в сообщении #1298480 писал(а):
Вот, посмотрите как выглядит вариант по физике, без чтения учебников эти задачи нерешабельны:

Огромное достижение: подобрать для экзамена задачи, которые без чтения учебника нельзя решить (кстати, по-русски это именно так говорится...). Как будто раньше было по-другому.
upgrade в сообщении #1298487 писал(а):
Изучение линала - это решение десятков задач на матрицы, студент исписывает решениями толстенные тетради. Сперва записывает лекции, затем решает задачи. Может я в каком-то другом мире живу и чем решение задач по ЕГЭ отличается от изучения линала в ВУЗе?
Точно также сидишь с учебником/лекциями и настрачиваешь решения задач целыми листами. И с дифурами также, да с чем угодно. Лабораторные работы - из той же серии.

Вы живёте, наверное, в этом мире. Но если для Вас изучение линейной алгебры - это просто решение десятков задач на матрицы, то вывод из этого только один: линейная алгебра прошла мимо Вас. Уж простите.
upgrade в сообщении #1298585 писал(а):
Не от_менять, а совершенствовать. Когда цель видна к ней легче прийти. Ну и что что спорт, а инженерная наука - это не спорт?

Совершенствовать можно то, что не является порочным в основании. А наука - это не спорт.

demolishka в сообщении #1298365 писал(а):
Образование не деградирует, а эволюционирует вместе с обществом. Оно и раньше большинству не было нужно, но заставляли.

И правильно делали. В некоторый момент времени пришлось научить население грамоте. На момент обучения человек находится в стадии своего формирования - формирования духовного, если высоким штилем. Да, это формирование идёт нелегко - и никогда и нигде не шло легко. Что ж поделать...
demolishka в сообщении #1298365 писал(а):
Сейчас главная роль преподавателя --- это направлять мысль студента в нужное русло, задачами, идеями и т. д.

Можно спросить: какой у Вас преподавательский стаж?
demolishka в сообщении #1298365 писал(а):
Даже тут где-то тема была, где человек жаловался но отсутствие мотивации что-то изучать, поскольку никто в его группе этого делать не хотел. Вы можете ответить, что, мол, это он дурак и это его проблема, но к сожалению, не всем в жизни повезло вовремя заиметь нужный психологический настрой. И смена интересов возможно происходит именно из-за такой вот безысходности.

А кто этому человеку в жизни даст правильный настрой, хотел бы я знать? Тривиальность скажу. Жизнь, она временами такая ... (уродливое слово)... "демотивирующая". Настрой может быть только один: я пришёл учиться. Другие не учатся - чёрт с ними. А я учиться пришёл. Сбили с пути истинного - ну, ближайшая сессия на путь истинный наставит. Не наставила - освободи место для того, у кого нет "психологических проблем".

wrest в сообщении #1298503 писал(а):
подготовка к ЕГЭ дисциплинирует и формирует ... культуру интеллектуального труда.

Сразу возникает два вопроса: 1. а раньше экзамены не дисциплинировали самим фактом необходимости их сдачи? 2. что понимается под культурой интеллектуального труда?
wrest в сообщении #1298503 писал(а):
Ну не знаю, типа как фигуристы тренируют прыжки -- тройной аксель там и т.п., чтобы потом на соревнованиях его показать без ошибок. Но по ходу дела, как мне кажется, повышается и общефизическая подготовка и то что называется "физической культурой".

Что именно Вы в ЕГЭ, скажем, по математике или физике считаете "тройным акселем"? Вопрос для калибровки, так сказать.
И серьёзно (с Вами я могу, как мне представляется, так говорить): нет её, этой "общефизической подготовки". Я специально проверял первокурсников на предмет знаний, нужных мне для ведения семинаров. Причём не спрашивал методик каких-то - проще. Предлагал вспомнить пару-тройку формул, которые применяются с большей или меньшей степенью регулярности, но в течение всех первых двух курсов, к которым имел отношение мой предмет. Результаты удручали. Можно сказать, что прошло лето и т.д. Но лето проходило всегда, следовательно, ЕГЭ в этом смысле ничего не улучшил.
wrest в сообщении #1298503 писал(а):
И вот я помню что по матану была какая-то адская гонка на вычисление интегралов -- большие домашние задания, занятия с преподавателем в аудитории и т.п. Сотни неопределенных интегралов -- по частям, простой заменой переменных, какими-то хитрыми подстановками, и т.д. и т.п. Это было сравнимо опять же со спортом -- типа бег с препятствиями и т.п.

Гонка связана, сами понимаете, с количеством времени, отведённого на занятия (и отъеденного всякими социологиями-маркетингами-физкультурами). Плюс несовершенство программы - но это другой вопрос. И потом, всё-таки далеко не всегда реальные задачи в конце концов сводятся к интегралам, которые в элементарных функциях не вычисляются. Навык интегрирования - он не самый бесполезный. И мозги неплохо тренирует: уж придумать, как взять интеграл, это не всегда стандартная процедура. Другое дело, пропорция между вычислениями и доказательствами в институтском математическом образовании... Но это уже совсем другая тема, впрочем, довольно интересная, как мне кажется.
wrest в сообщении #1298512 писал(а):
Так ведь все равно же в ВУЗе надо будет "забыть всё чему вас учили в школе" :D

Ну, вот я так редко говорил - см. выше :-) Разве что о правилах правой-левой-средней руки. Вот это точно нужно забыть, как можно скорее.

Erleker в сообщении #1298579 писал(а):
Вместо нормального прохождения программы идет именно натаскивание, причем в обычных школах, конечное же, почти на тесты (хотя, зависит от учителя). Не говоря уже о том, что на те предметы, которые класс (у нас были "профильные" классы) не сдает, становится все равно, что, вообщем, одобряется учителями (да и никак по-другому!).

Насчет вреда ВУЗовскому образованию - нет, конечно, опыта, говорить (хотя слышал разные мнения), но рискну предположить, что все взаимосвязано. ЕГЭ, думаю, снизило и уровень и "психологию" абитуриентов, начав обсуждаемый процесс.

ЕГЭ нужно отменять. Как конкретно и насколько постепенно это делать - я не знаю.

Вот с этим согласен. Ещё с ходу могу вспомнить, что соглашался с репликами DimaM и WalkerXXI.
Я когда-то считал, что достаточно, чтобы были устные вступительные экзамены по профильным предметам. Чтобы экзаменатор мог поговорить с человеком, который пришёл поступать в ВУЗ. А школьные учителя и так смогут аттестат сформировать. Школа учила достаточно долго "аттестуемого" - знает его хорошо. Но потом мне указали на необходимость школе отчитываться... В общем, бюрократия нас точно погубит.
Erleker в сообщении #1298615 писал(а):
Смотрите: я говорил про решение целого варианта ЕГЭ, на время, с "бланками" и всем оформлением. Чтобы привыкнуть к обстановке экзамена.

Вот. Устный экзамен от этого избавил бы. Бывали у меня на экзамене (в ВУЗе уже) случаи, когда студент при подготовке написал на листе недостаточно и не особенно хорошо, но при разговоре выяснялось, что в голове у него всё улеглось получше, чем у некоторых, кто всё чистенько написал. Но при этом мало что понял.

worm2 в сообщении #1298367 писал(а):
Примерно по той же причине я ушёл из преподавания. Первые пару лет со многими студентами было интересно, у них "горели глаза". А потом шло постоянное снижение и уровня, и мотивации. Ну или это я терял квалификацию как преподаватель и вёл предмет всё скучнее и скучнее. В конце почти не было студентов, кто бы интересовался содержанием. Лучшие посещали все лекции (да, я тоже выдавал пряники за их посещение) и выполняли все лабораторные работы, за что получали экзамен автоматом, но и они интересовались только тем, как его сдать, а не знаниями.

Я ушёл из преподавания по другой причине. Всегда находились студенты, с которыми можно было работать. Кроме того, я никогда не опускал планку ниже определённого уровня, который студентам всегда заранее сообщался. И вот пока они этого уровня не достигали - зачёта у них не было. За посещение я ничем не награждал (равно как не наказывал за пропуски), но на посещаемость я никогда не жаловался. Квалификацию поддерживать специально не приходилось по причинам с преподаванием не связанным.
И всё-таки я очень хорошо Вас понимаю :-( И уж тем более не собираюсь критиковать. Просто сказал, как сложилось у меня.

 Профиль  
                  
 
 Re: Деградация вузовской системы. Как бороться?
Сообщение21.03.2018, 09:21 


07/08/14
4231
Metford в сообщении #1298708 писал(а):
Во второй части есть сложные задачи, но в одних случаях их сложность объясняется тупым запретом (впрочем, ещё доЕГЭшного происхождения) пользоваться материалом, не входящим в школьную программу; в других случаях сложность связана с включением в экзамен задач, не проверяющих ничего.

Это - несовершенство, а где порочность?
Metford в сообщении #1298708 писал(а):
Вы видели, какие там задачи, скажем, на те же газовые законы? Если школьник решит их даже не 30, а 60, то он запомнит именно пару формул - то, что Вы отрицали выше.

Я это только что проверил: попросил написать газовые законы, какие знает. Сходу было написано уравнение идеального газа, уравнение энергии, и работы газа - вполне нормально (изопроцессы это мелочь, поэтому и не написаны)
Полагаю, что с другими разделами (электростатика, динамика и др.) дела обстоят так же, и теперь я еще больше уверен, что современная программа ЕГЭ не только позволяет выявить знания, но и немного обучиться, тоже самое касается соотношения решения задач и изучения теории по линалу ли, дифурам ли и чему либо ещё.

upgrade в сообщении #1298721 писал(а):
Я когда впервые увидел те тригонометрические уравнения, которые там предлагались, расхохотался, вспомнив, через какие уравнения пропускали меня.

Ну так ЕГЭ - это стандарт. Его задачи и не должны быть очень высокого уровня, не должны быть очень сложными и не должны быть очень простыми. В прошлом году 100 баллов получило пара сотен человек на всю страну.

 Профиль  
                  
 
 Re: Деградация вузовской системы. Как бороться?
Сообщение21.03.2018, 11:51 


07/08/14
4231
Вообще как-то странно получается: тот кто получил знания, в том числе благодаря подготовке к ЕГЭ, и сдал ЕГЭ на высокие баллы - он не правильный абитуриент, чем выше балл по ЕГЭ - тем хуже для учащегося, ведь он был "натаскан", а ЕГЭ "порочно", значит чем выше балл - тем выше концентрация порочности...
Не замечаете религиозных мотивов?

 Профиль  
                  
 
 Re: Деградация вузовской системы. Как бороться?
Сообщение21.03.2018, 13:11 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/13
1916
Москва
upgrade в сообщении #1298721 писал(а):
Это - несовершенство, а где порочность?

Да хотя бы в тестовой форме. Её ведь не отовсюду изжили - кажется, только из математики. А в математике сам уровень задач низведён до уровня ниже плинтуса. Даже в профильном экзамене первая часть такая, что её нельзя не решить.
Наконец, ВУЗы лишили возможности отбирать тех, кто им нужен. Балл ЕГЭ - далеко не самая показательная штука. Например, потому что натаскать себя на большой балл по физике и понимать физику - это две большие разницы. ЕГЭ не приближает к пониманию ни на дюйм.
upgrade в сообщении #1298721 писал(а):
Сходу было написано уравнение идеального газа, уравнение энергии, и работы газа - вполне нормально

А ЕГЭ-то тут причём? Нормальный ученик эти формулы всегда знал: и до ЕГЭ, и сейчас.
upgrade в сообщении #1298721 писал(а):
теперь я еще больше уверен, что современная программа ЕГЭ не только позволяет выявить знания, но и немного обучиться

Вот. Немного обучиться. И то, не тому. И кому нужно такое обучение? Впрочем, кому-то, может, и нужно.

А насчёт линейной алгебры в Вашем понимании я уже всё понял.
upgrade в сообщении #1298748 писал(а):
Не замечаете религиозных мотивов?

Не просто не замечаю, но и могу вернуть претензию: Вы буквально молитесь на свой ЕГЭ.

 Профиль  
                  
 
 Re: Деградация вузовской системы. Как бороться?
Сообщение21.03.2018, 13:20 


07/08/14
4231
Metford в сообщении #1298758 писал(а):
Наконец, ВУЗы лишили возможности отбирать тех, кто им нужен.
у ВУЗа есть целый первый курс для этого.

Metford в сообщении #1298758 писал(а):
Да хотя бы в тестовой форме.
чисто тестовых вопросов (выберите ответ из а,б,в) там совсем чуть, и потом, на экзаменах экзаменатор задает такие же тестовые вопросы в тех же объемах, большинство задач - надо написать число, которое ниоткуда не выбрать и не угадать методом тыка, а вторая часть требует еще и приведения решения - как получено это число. Т.е. да, тестовость присутствует, но она не тотальна, вряд ли можно это назвать смертным грехом из-за которого всю систему надо отменить (при том что тестирование - вполне метод оценки).
Metford в сообщении #1298758 писал(а):
Например, потому что натаскать себя на большой балл по физике и понимать физику - это две большие разницы.
Вы хотите чтобы 11-классник понимал физику на каком уровне?
Почему знание формул, физических законов и умение их применять на практике (решение задач по физике) не равно "понимание физики". А что тогда - понимание физики. Я то полагал, что это как раз уверенное применение физических законов при решении физических задач.
Metford в сообщении #1298758 писал(а):
Вот. Немного обучиться. И то, не тому.

Что тогда "то".
Ученики за МКАДом лишены возможности учиться у лучших преподавателей страны, и кроме задач по ЕГЭ, учебников и заинтересованности, у них по сути, ничего нет. Как же им обучиться? Ваш ответ - никак или взять некий задачник и некий учебник (на которые тоже найдется критика) и по ним решать, а чем это отличается от подготовки к ЕГЭ?
Metford в сообщении #1298758 писал(а):
Вы буквально молитесь на свой ЕГЭ.

Не, пока я не молюсь, а использую егэ-шные сборники для подготовки к ЕГЭ, и вижу, что результат - вполне неплохое знание предмета. Скажем, еще в сентябре прошлого года даже текст некоторых задач понятен не был - "что здесь вообще спрашивается" был вопрос. Теперь же, задачи на упомянутые газовые законы даже не воспринимаются как задачи - скорее арифметика, ну правильно - потому что их было решено штук 150, страницы учебника с газовыми законами превратились в потертую разваливающуюся труху... а общая стопка бумаги А4 с решениями - сантиметров десять в высоту.

 Профиль  
                  
 
 Re: Деградация вузовской системы. Как бороться?
Сообщение21.03.2018, 14:25 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


28/04/14
968
спб
Metford в сообщении #1298708 писал(а):
Можно спросить: какой у Вас преподавательский стаж?

На данный момент $0$, но в скором времени планирую начать это дело. Но это все равно имеет малое отношения к тому, о чем я говорю. Имеет значение лишь то, что я через это образование недавно прошел и видел чего мне и другим не хватало в лекциях/практиках. В конечном итоге я пришел к той системе, о которой не раз говорил В. И. Арнольд и которая успешно работает в НМУ.
Metford в сообщении #1298708 писал(а):
Настрой может быть только один: я пришёл учиться. Другие не учатся - чёрт с ними. А я учиться пришёл. Сбили с пути истинного - ну, ближайшая сессия на путь истинный наставит. Не наставила - освободи место для того, у кого нет "психологических проблем".

Если у Вас в раннем возрасте появился такой настрой, то Вам просто повезло (с обществом), о чем я и говорил. Но даже при таком настрое, понятие "учиться" это нечто индивидуальное. Для кого-то учиться, это получать пятерки за экзамен, ходить на лекции и записывать конспекты (ведь это считается примером хорошего студента по мнению многих!). Типичный результат такого подхода: студент-отличник не понимает материала, который он уже "сдал на пять", и не умеет решать задачи, потому что все чем он занимался, это разбор готовых простых упражнений и чужих мыслей (доказательств). Я думаю, что у многих преподавателей, занимающихся научным руководством и ставящих хоть немного творческие вопросы, найдется ни один пример таких ребят. И стоит ли говорить, что В. И. Арнольд также писал об этой проблеме.

Так что даже при наличии хоть какого-нибудь настроя результат все равно может быть удручающим. За время своего обучения я видел очень много индивидуальных и талантливых (по моему мнению) людей, которые в перспективе могли преобразить науку, но они, не найдя нужного направления так и не раскрыли своих амбиций. Поэтому на данный момент я считаю своим долгом (и долгом любого математика) искать таких людей и своевременно наставлять. Главное, конечно, не переусердствовать.

(Оффтоп)

Может не стоит в этой теме обсуждать ЕГЭ? Здесь вроде как была огромная тема про него, где все уже сто раз обсосалось.

 Профиль  
                  
 
 Re: Деградация вузовской системы. Как бороться?
Сообщение21.03.2018, 15:22 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/13
1916
Москва
upgrade в сообщении #1298760 писал(а):
у ВУЗа есть целый первый курс для этого.

Ага. Не слишком ли большое расточительство? Ещё после этого обсуждать, почему же система деградирует. Вот потому. На первом курсе образуется некое количество лишних людей, которых приходится в течение первого курса вычищать. А в это время, между прочим, основы закладываются.
upgrade в сообщении #1298760 писал(а):
чисто тестовых вопросов (выберите ответ из а,б,в) там совсем чуть

Первая часть вся.
upgrade в сообщении #1298760 писал(а):
и потом, на экзаменах экзаменатор задает такие же тестовые вопросы

Правда? :shock: На экзамене задаются в качестве дополнительных вовсе не тестовые вопросы. Если задача не предполагает длинных выкладок, то это ещё не значит, что её нужно отнести к тестовым.
upgrade в сообщении #1298760 писал(а):
при том что тестирование - вполне метод оценки

Да, халтурный метод. Когда хотят сэкономить на то, на чём экономить нельзя.
upgrade в сообщении #1298760 писал(а):
Вы хотите чтобы 11-классник понимал физику на каком уровне?

На качественном. У меня в школе была хорошая книга - точное название сейчас не вспомню (давно это было) - "Сборник качественных вопросов по физике". Там предлагались вопросы, зачастую происходящие из повседневной жизни. На всю книгу из ~1000 задач применение именно формул требовалось процентах в пяти задач. Хотел бы я посмотреть, как школьники, готовящиеся к ЕГЭ, решали бы эти задачи.
upgrade в сообщении #1298760 писал(а):
Почему знание формул, физических законов и умение их применять на практике (решение задач по физике) не равно "понимание физики".

Знание самих формул мало даёт. Что же касается умения их применять, то в отношении ЕГЭ у меня большие сомнения, что подготовка к данному экзамену способствует выработке такового. Опять-таки, для подготовки к нормальному экзамену по физике раньше широко использовался задачник Мякишева, Бендрикова и др. Вот там были нормальные задачи по сложности. Это также ответ на следующие две реплики.
upgrade в сообщении #1298760 писал(а):
Теперь же, задачи на упомянутые газовые законы даже не воспринимаются как задачи - скорее арифметика

Потому что это и есть арифметика, понимаете? То, что Вы раньше эти задачи не воспринимали - это претензия или к учителю, или к Вам. Нужное подчеркнуть. А потом Вы просто взяли и ликвидировали вопиющий пробел.

demolishka в сообщении #1298784 писал(а):
но в скором времени планирую начать это дело

Тогда и поговорим всерьёз.
demolishka в сообщении #1298784 писал(а):
Вам просто повезло (с обществом)

Я бы не сказал. До старших классов довелось учиться как раз среди тех, кто интересовался чем угодно, кроме учёбы. Ничем не помешало. Было ещё несколько человек, которые учились, но подавляющему большинству ничего не было нужно.
А ЕГЭ Вы напрасно отметаете. Он во многом формирует психологию, как раз не привыкшую к "творческим" задачам. Но пусть не про ЕГЭ - тут тоже есть о чём говорить.
demolishka в сообщении #1298784 писал(а):
И стоит ли говорить, что В. И. Арнольд также писал об этой проблеме.

Давайте обойдёмся без ссылки на авторитет.
demolishka в сообщении #1298784 писал(а):
Типичный результат такого подхода: студент-отличник не понимает материала, который он уже "сдал на пять", и не умеет решать задачи, потому что все чем он занимался, это разбор готовых простых упражнений и чужих мыслей (доказательств).

Я согласен с тем, что есть проблема: студентам предлагают в большинстве своём красивые задачи, доводимые до конца. Где всё вычисляется если не в элементарных функциях, то в хорошо известных специальных и т.д. Есть такое, и это немалый минус как раз в ВУЗовском образовании. Но против чего я категорически - это против культивируемого сейчас в определённых кругах метода, когда студенту (а то и школьнику) предлагают прямо сразу начинать с "творческих" задач. "Листочки" и иже с ними. Это простейший способ сильно-сильно ударить по рукам, который легко отобьёт желание что-то делать. Задачи, в которых нужно подумать, конечно, должны присутствовать. И их процент должен расти с течением времени - этого, увы, зачастую не происходит сейчас. Это одна из причин снижения эффективности образования. Но навыки применения стандартных методик тоже должны вырабатываться. Без фанатизма, но должны.
Ну, а "синдром отличника" - это не сегодняшнее и не вчерашнее открытие.
Я всегда подчёркиваю и сейчас это сделаю, что говорю с позиций обучения физике. Применительно к математике - поостерегусь.
demolishka в сообщении #1298784 писал(а):
Главное, конечно, не переусердствовать.

Без всякого ехидства и подтекста пожелаю Вам, чтобы Вы всегда помнили об этой своей фразе. И успехов в будущей педагогической деятельности :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Деградация вузовской системы. Как бороться?
Сообщение21.03.2018, 15:34 


05/09/16
12114
Metford в сообщении #1298800 писал(а):
Ещё после этого обсуждать, почему же система деградирует. Вот потому. На первом курсе образуется некое количество лишних людей, которых приходится в течение первого курса вычищать.

Разве так не всегда было и не должно быть? Я например думал, что отчисление по 7-10% студентов первые 2-3 сессии это нормально и правильно.

Кстати, Erleker, сколько у вас в группе/потоке отчислилось после прошедшей 1 сессии?

 Профиль  
                  
 
 Re: Деградация вузовской системы. Как бороться?
Сообщение21.03.2018, 15:46 


08/12/17
356
Я, конечно, не преподаватель, но смею обратиться к здешним представителям сей благородной профессии - вы, уважаемые преподаватели, в зеркало не пытались сначала смотреться, прежде чем на студентов пенять? Я вот, например, 6 лет в вузе отучился, а преподавателей, которые реально способны и хотят научить студентов своей дисциплине, заинтересовать их и в понятной форме донести знания - могу пересчитать по пальцам одной руки. То, извините за выражение, дряхлый старичок, бормочащий что-то себе под нос неслышное на расстоянии одного метра :facepalm: . На пенсию тебе пора, уважаемый, а не студентов мучить. То "читатель", приходящий на лекцию чтобы почитать вслух методичку, а в особо запущенных случаях - еще и на доску ее переписать. Хорошо еще, если методичка его, а то ведь, бывало, и чужую читали :mrgreen: Интересно, по мнению таких "преподавателей" они зачем студентам нужны? Прочитать методичку я и сам могу дома на диване, а не тратить время на дорогу на лекцию и обратно только ради того, чтобы отметиться у него за посещаемость. Я уж не говорю, что слушать его монотонный бубнеж - то еще увлекательное занятие, какая уж тут заинтересованность предметом :evil: . Как говорил мой научрук, есть два вида преподов - одни пытаются сделать умными студентов, а другие - показать, какие умные они сами. Я бы еще от себя добавил третий вид - это такие, которым плевать с высокой колокольни и на студентов, и на их преподавательские обязанности, они на занятие пришли часы отсидеть и денежку свою получить. Только вот непонятно, если преподу плевать на все, то почему студентам должно быть не плевать на его предмет?

Семинары тоже не далеко ушли. Особенно запомнилась пара персонажей, которые писали в начале занятия на доске несколько заданий, после чего утыкались в какие-то свои бумажки и больше на группу внимания не обращали. На все вопросы предлагали заглянуть в лекции и выйти к доске разбираться самостоятельно. Пожелавшим разобраться у доски помощь никакая, разумеется, не оказывалась, персонаж возвращался обратно к бумажкам. Видимо, были более важные дела, чем выполнять свою прямую обязанность. Но, справедливости ради, с семинарами ситуация была все таки получше, чем с лекциями. Видимо, дослужившиеся до почетного звания Лектора решали, что они уже само совершенство и можно теперь забить на подготовку к занятиям - студенты и так должны им теперь в ноги кланяться :facepalm: .

 Профиль  
                  
 
 Re: Деградация вузовской системы. Как бороться?
Сообщение21.03.2018, 15:49 


05/09/16
12114
Metford в сообщении #1298708 писал(а):
Что именно Вы в ЕГЭ, скажем, по математике или физике считаете "тройным акселем"?

Три предпоследних задания.
Metford в сообщении #1298708 писал(а):
И серьёзно (с Вами я могу, как мне представляется, так говорить): нет её, этой "общефизической подготовки". Я специально проверял первокурсников на предмет знаний, нужных мне для ведения семинаров. Причём не спрашивал методик каких-то - проще. Предлагал вспомнить пару-тройку формул, которые применяются с большей или меньшей степенью регулярности, но в течение всех первых двух курсов, к которым имел отношение мой предмет.

Я на это расскажу такую историю. Первый курс, первый семинар по общей физике, сентябрь месяц (в колхоз на картошку забирали перед вторым курсом).
Дается задача (из Сивухина кажись) типа плот плывет сюда, пароход плывет туда, ну и т.п.
НИКТО её не решил правильно (дали что-то типа 5 минут на неё, в общем более чем достаточно). Элементарная задача. Лично мне было потом очень стыдно. Я так и не понял почему никто из 25 или около того человек её не решил. Это столичный технический ВУЗ, еще СССР был жив. Решить способны были абсолютно все 25 присутствующих. Как будто нашло временное умопомрачение сразу на всех.
Потом, правда, не повторялось.

-- 21.03.2018, 15:52 --

alesha_popovich в сообщении #1298807 писал(а):
Только вот непонятно, если преподу плевать на все, то почему студентам должно быть не плевать на его предмет?

Тут ответ очень простой: за образованием в ВУЗ пришел именно студент, оно нужно ему. А не преподавателю ;)

 Профиль  
                  
 
 Re: Деградация вузовской системы. Как бороться?
Сообщение21.03.2018, 15:58 


08/12/17
356
wrest в сообщении #1298808 писал(а):
Тут ответ очень простой: за образованием в ВУЗ пришел именно студент, оно нужно ему. А не преподавателю ;)

Вы так говорите, как будто преподаватель на чистом альтруизме пришел занятия проводить. Ему, напомню, деньги платят за это. Так что будь добр делать работу качественно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Деградация вузовской системы. Как бороться?
Сообщение21.03.2018, 16:58 


07/08/14
4231
Metford в сообщении #1298800 писал(а):
Ещё после этого обсуждать, почему же система деградирует. Вот потому.
Глубинные причины деградации - в уничтожении экономики России, в уничтожении обменных процессов, так же как на умирающем фондовом рынке не появляются высокотехнологичные управляющие компании и высококвалифицированные трейдеры, также в умирающей промышленности и торговле деградирует и система образования. Почему умышленно уничтожается экономика - вопросы к Путину, кроме него на этот вопрос никто ответить не может.
Как сохранить высокий уровень образования в этих обстоятельствах, ответ - никак. Уровень будет неизбежно падать. Можно сохранить лишь лучшее, например, постараться сохранить хотя бы МФТИ, ибо МГУ в целом скорее всего сгинет в лету как ВУЗ мирового уровня - им не для кого готовить будет специалистов. Когда контролеры Путинской России окончательно передушат всех тех кто может хоть что то делать самостоятельно, выпускнику МГУ негде работать будет по своей квалификации, за отсутствием практики специалист деградирует, а поскольку учит следующее поколение специалистов текущее поколение специалистов, и поскольку, например на счётах уже никто не считает, всё это придёт к тому, что образование будет заканчиваться в школе, затем те кто поумнее будут сразу уезжать учиться на запад, а те, кто не смогли... даж не знаю куда, где там нынче кыргызы работают или туркмены...или те же прибалты.

 Профиль  
                  
 
 Re: Деградация вузовской системы. Как бороться?
Сообщение21.03.2018, 17:13 


05/09/16
12114
alesha_popovich в сообщении #1298811 писал(а):
Вы так говорите, как будто преподаватель на чистом альтруизме пришел занятия проводить.

Ваша логика описывается фразой "назло бабушке отморожу уши"

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 484 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 33  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group