Теперь вопрос как отличить каждое от остальных. Понятно, что в рамках этологии рыбки гуппи достаточно легко, но нам интересны люди. Я выклянчал (это как "выпросил", если что) у вас $10. ...
Если Вы успели уже прочитать главу "Эволюция альтруизма" в книге Маркова, то, наверно, поняли, что с такими задачами эта теория не работает. Её интересуют не поведение и судьбы отдельных альтруистов, кооператоров, обманщиков, а только их пропорции в популяции и то, как в среднем их поведение влияет на число их потомков и родственников, несущих те же гены. Большинство выводов качественные: "количества альтруистов и эгоистов стабилизируются, альтруистов будет много больше, чем эгоистов" или "поколения, в которых будут преобладать кооператоры, будут сменяться поколениями эгоистов и наоборот".
А это точно не хайп (в смысле книжка)?
Я вопроса не понял. Решайте сами. На мой вкус, книга интересная и нужная.
++ Тоже читал об этом. Альтруизм это не просто котика погладить...
Зря плюсуете. Вы, кажется, не поняли того, что я написал.
И зря Вы придали своим тезисам такую преувеличенную до абсурда форму.
Настоящий альтруизм, в отличие от кооперации, как я сказал, не может существовать без семейственности (стайности, родоплемённости), страха, агрессии и скотства. Заметьте, что всегда, когда альтруизмом "сплачиваются" целые страны, проявляется семейственно-родоплеменная архаика: вождь, который смотрит на каждого с портретов, который лично является главой каждой семьи, каждого учреждения, который дороже отца родного, который лично решит вашу проблему, который дотянется до каждого, чтобы наказать, пощадить или похвалить. И "сплочение" это весьма специфическое: на деле каждому плевать на проблемы соседа, к кооперации не способны, а вот "утопить" соседа -- всегда пожалуйста.
В-третьих, не гены делают из людей преступников, а условия жизни. Если в стране у людей есть достаток, если они знают, что в случае серьезной болезни им не придется побираться, а на старости жить впроголодь, если людям не режет глаз дикое неравенство, то и уровень агрессии, и уровень преступности в такой стране низок. Это просто эмпирический факт. Если с достатком, социальными гарантиями и неравенством всё плохо, то никакие жесткие наказания не помогают, и в популяции высок процент преступников.
Гены и биология -- это глина. А условия жизни -- это скульптор. Если у скульптора руки растут из задницы, и он лепит уродцев, то замена глины на чуть более качественную не решит проблему.
Кооперируются даже разные виды.
Вот это мне очень интересно. Я просил бы немного развить эту тему. Известные мне примеры: симбиоз видов, вплоть до видообразования; экосистемы, в которых жизнедеятельность одних организмов взаимосвязана / взаимозависима от жизнедеятельности других (вряд ли в этом случае корректно говорить о кооперации -- прокомментируйте, пожалуйста). Есть ли что ещё?
Хорошо, что Вам уже ответили, и что Вы сами нашли статью "Мутуализм" в Вики. Я бы большего предложить не смог.
Можно ли сказать / считать, что кооперация при прочих равных является энергетически более выгодной стратегией (с точки зрения эволюции)? Если да, следует ли ожидать, что в долгосрочной перспективе проявлений кооперации будет становиться всё больше? (я говорю не о Homo Sapiens, конечно, а вообще). Если эти вопросы корректны, можете посоветовать что-то интересное почитать по этому поводу?
Не могу ответить на эти вопросы. Знаний не хватает.
А что такое энергетическая выгода? Это какая-то оптимальность на единицу энергозатрат? Если оптимизируется число потомков на единицу энергозатрат, то прямой связи с эволюционной успешностью (и со стратегиями поведения) нет. Например, один организм тратит меньше сил и энергии на "производство" одной своей копии, а другой -- больше, но копирует себя быстрее.