obraz
Цитата:
То есть вы полагаете, что если мы скажем захотим на 20-ти этажный дом дополнительно пристроить 180-т этажей, то нам не нужно очень сильно укреплять фундамент этого дома
Не совсем. Если мы хотим, чтобы из побега сосны выросло большое дерево, то для этого не обязательно укреплять само семя, из которого вырос побег. Хотя, конечно, это не отрицает нужности работы семеноводов по улучшению качества семян!
Цитата:
Кстати, интересно основой чего является мышление в бесконечных понятиях?
Здесь ситуация такова, ИМХО.
Есть математическое бесконечное. Оно выражается в идее множества. Для множеств необходимо, чтобы по любому множеству можно было построить множество всех его подмножеств. При этом мощность множества всех подмножеств данного множества будет больше мощности исходного множества. Тем самым,
в математике вне любого бесконечного множества существует более мощное множество, в которое так или иначе погружено исходное.
Таким образом, вне всякого множества есть элементы других множеств, не принадлежащие исходному. Иначе говоря,
математическое бесконечное множество есть то, вне чего есть другие множества, в которых исходное множество "кончается", перестает быть. Для всякого множества Х найдется непустое множество не-Х. И к тому же, не одно, а бесконечно много.
Такое бесконечное есть конечное (ограниченное другими конечными) бесконечное. Его можно описывать с помощью понятий, определений и суждений, подчиняющихся формальной логике. Соответствующие
понятия, используемые для описания конечного бесконечного, я называю конечными понятиями.
В системе конечных бесконечностей определена операция аристотелевского отрицания: для любого Х существует не-Х, отличный от Х, существующий вне Х. Объект не-Х определяется способом разбиения предметной области на роды и виды и, в общем случае, однозначно не определен. Скажем, "не-кошка" - это и "собака", и "корова" и т.д. Соответстввенно, объект "не-не-кошка" совсем не обязан быть объектом "кошка". Здесь логическое управление "теряется", как в случае с оператором
go to.
Итак, в сфере конечного понятия всегда для мышления необходимы хотя бы два объекта, например, само отражающее мышление, и нечто отражаемое ивне мышлением, некоторое не-мышление - объект вообще.
Объекты другого рода - такие бесконечности, вне которых ничего нет (эти бесконечности Кантор назвал
абсолютными). Например, канторовское множество всех множеств. Множество всех подмножеств такого множества лежит в нем самом, является элементами самого этого множества. Тем самым, это некоторый отдаленный аналог собственного множества (по Расселу).
Примеры таких объектов - мышление, понятие и пр. В общем случае - некоторое целое, вне которого нет никаких его частей.
Целое - то, вне чего ничего нет (Аристотель).
Как показал кризис математики (а задолго до него - И.Кант), работа с такими объектами в рамках формальной логики невозможна. Для их адекватного описания нужно другое определение понятия и другие способы оперирования ими (логика). Такие понятия я называю "бесконечными понятиями".
Здесь объект и субъект мышления есть единое, неразрывное целое. Субъект познания всецело и неотъемлемо включен в объект познания. И сам процесс познания есть одновременно и процесс преобразования абсолютного (или еще говорят, - диалектического) объекта.
Такие множества плохи тем, что к ним, прежде всего, не применима операция аристотелевского отрицания. Для них нет объекта не-Х, отличного от них самих. Если в обычной логике отношение отрицания бинарно (отношение отрицаемого объекта с объектами области дополнения к нему), то здесь необходимо вводить унарную операцию, автоморфизм абсолютного в себя. Т.е., в области бесконечных понятий имеется логическая операция, не имеющая аналога в сфере конечного понятия.
Пока закончу на этом. Я хотел ответить на вопрос, что такое бесконечное понятие. Подведу итог.
Бесконечные понятия - элементы логики, оперирующей с абосолютными (с "бесконечно бесконечными")
объектами.
Конечные понятия - элементы логики, оперирующей с относительными (с "конечно-бесконечными") объектами. .
Вопросы, связанные с абсолютным (мышление, познание, логика и многое другое, о чем мы пока не подозреваем) рассматривает философия.
Вопросы, связанные с относительным, рассматривает наука.