ZVS
Цитата:
А важно то, куда можно прилепить "настоящую", бесконечную бесконечность?!
Вместо ответа замечу одно обстоятельство: то, что в математике осознается как
различие трансфинитной и абсолютной бесконечности, может быть сформулировано в других науках как
отношение целого и части.Поясню родственность этих определений.
Аристотель в своем раннем диалоге "О философии" обосновывает бытие Бога следующим образом.
Цитата:
«Можно утверждать,что в каждой сфере, где есть ряд ступеней, где есть высшее или низшее по отношению к совершенству, необходимо существует также абсолютное совершенство. А поскольку в том, что существует, наличествует такая градация вещей большего и меньшего совершенства, то есть всесовершенное бытие, и оно может считаться божественным».
"Всесовершенное бытие" здесь - бытие, полное совершенством, бытие,
вне которого никакого совершенства нет, совершенство, как целое, вне которого отсутствуют какие-либо его моменты, какие-либо его части.Фрагмент 16 Аристотеля. Здесь говорится, что в мире существует и худшее и лучшее. Но если можно переходить от худшего к лучшему, то это значит, что можно дойти до самого наилучшего. Следовательно, та или иная градация вещей в мире должна заставлять нас перейти к такому пределу изменения, дальше которого идти уже некуда. А эта бесконечность и есть, по мнению Аристотеля, божество.
И при этом такая бесконечность
не может стать больше, поскольку она уже содержит в себе все наибольшее. И такая бесконечность
не может стать меньше, поскольку все меньшее уже в ней содержится.Точно так же
ничто не может действовать на эту бесконечность, потому что она уже охватывает в себе все, что так или иначе могло бы на нее действовать. По этой же самой причине она
не может стать прекраснее или безобразнее. Ведь все, что так или иначе могло бы существовать в виде той или иной ценности, уже содержится в самой бесконечности.
Так существует бесконечное для философа. Бесконечное - то, вне чего ничего нет. То, что само содержит в себе все.
Этот ход рассуждения, вообще говоря, тоже можно считать платоновским. Обратим внимание на то, что здесь Аристотель неявно говорит о том, что
в метафизике бесконечное есть то, вне чего ничего нет.
Иначе дело обстоит в физике.
Аристотель
Физика
* КНИГА ТРЕТЬЯ (Г) *
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯЦитата:
Так как наука о природе имеет дело с величинами, движением и временем, каждое из которых необходимо должно быть или бесконечным, или конечным (если даже и не все бесконечно или конечно, например свойство или точка: им, пожалуй, нет необходимости быть ни тем, ни другим, -- то будет уместно, ведя
исследование о природе, рассмотреть [вопрос] о бесконечном -- существует оно или нет, а если существует, что оно такое. Доказательством того, что такое рассмотрение подобает этой науке, [может быть следующее]: все, кто достойным упоминания образом касались этой философии, рассуждали о бесконечном и все
считают его неким началом существующих [вещей].
Рассмотрение бесконечного имеет свои трудности, так как и отрицание его существования, и признание приводят ко многим невозможным [следствиям]. Далее, каким образом существует бесконечное: как сущность или как свойство, само по себе присущее некой природе? Или ни так, ни этак, но все же
бесконечное существует -- или как бесконечное [по величине], или как бесчисленное множество. Для физика же важнее всего рассмотреть [вопрос], существует ли бесконечная чувственновоспринимаемая величина.
Здесь речь идет о "физиках", об исследовании природы посредством сопоставления чувственных данных об объектах реальности в мышлении. Речь идет о физическом бесконечном (а не философском!).
Цитата:
Вообще говоря, бесконечное существует таким образом, что всегда берется иное и иное, а взятое всегда бывает конечным, но всегда разным и разным. Так что бесконечное не следует брать как определенный предмет, например как человека или дом (как безусловно конечное - М.Б.), а в том смысле, как говорится о дне или состязании, бытие которых не есть какая-либо сущность, а всегда находится в возникновении и уничтожении, и хотя оно конечно, но всегда разное и разное. Притом для величины это происходит с сохранением взятого, для времени и людей -- вместе с их уничтожением, так, однако, чтобы [последовательность
возникновений] не прекращалась.
Иным образом бесконечного нет; оно существует лишь так -- в возможности и при уменьшении (в действительности же [бесконечное] существует в том смысле, в каком мы говорим о дне и состязании), причем в возможности -- в смысле материи, и не
само по себе, как [существует] конечная величина. И бесконечное путем прибавления, которое мы назвали в некотором смысле тождественным бесконечному путем деления, существует в возможности таким же образом, так как вне его всегда можно что-нибудь взять.
Т.е. в физике не существует чувственно воспринимаемой абсолютной бесконечности. Физическая бесконечность, представление о которой может быть сформировано чувственным опытом -
только трансфинитное бесконечное. Но!
Цитата:
ГЛАВА ШЕСТАЯ
Выходит, что бесконечное противоположно тому, что [о нем обычно] говорят (философы - М.Б.): не то, вне чего ничего нет, а то, вне чего всегда есть что-нибудь,то и есть бесконечное. ...ибо и только что сказанное должно иметь место, и никогда нельзя брать одного и того же; ...Итак, бесконечное есть
там, где, беря некоторое количество, всегда можно взять что-нибудь за ним. А где вне ничего нет -- это законченное и целое. Ведь мы так и определяем целое: это то, у которого ничто не отсутствует; например, целое -- это человек или сундук. Но каково значение целого в частных случаях, таково и его собственное значение, а именно целое то, вне чего ничего нет, а то, у чего нечто отсутствует, будучи вне его, уже не все, как бы мало ни было это отсутствующее.
Далее Аристотель критикует смешение бесконечности и целостности в физике. Я только обращаю внимание на то, что уже в античности между определением целого и абсолютного бесконечного проводилась тесная аналогия, практически - тождество. Аристотель критикует Мелисса:
Мелисс
Цитата:
...говорит, что целое бесконечно
Цитата:
такую важность они придают бесконечному именно потому, что оно "все объемлет" и "все заключает в себе", так как имеет некоторое сходство с целым.
Я хочу сказать в этом посте, что "абсолютное бесконечное" прилепляется почти везде, где можно говорить о некоторой целостности. Если целостность может быть представлена как механическая сумма своих частей, то, наверное, лучше и легче обойтись без диалектики. Если же целое есть органическое единство (вроде того, которое исследовал Маркс в "Капитале"), то диалектика - вещь незаменимая. Достаточно взглянуть на современную западную экономикс, чтобы убедиться, что даже недопереваренные ею идеи Маркса живы и работают.