2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.
 
 Re: Разночтения в научных терминах
Сообщение15.09.2016, 19:37 


05/09/16
12114

(Вещественные, действительные и комплексные числа)

VAL в сообщении #1151366 писал(а):
Полагаю, что ученикам второго будет проще адаптироваться к изучению комплексных чисел.

Не думаю. Квадратные уравнения иллюстрируются параболами, и если парабола не пересекается с нулем, значит не пересекается и корней нет. Добавлять "в области действительных чисел", мне кажется, вредно для школьника, потому что других чисел он не знает, а также потому, что в институте еще неизвестно как их назовут - действительными или вещественными, я так понимаю это зависит от местного названия бортового камня, отделяющего проезжую часть от тротуара.

Квадратный корень из минус единицы это шок, хоть говори "в области действительных чисел" в школе, хоть не говори. Так что если и говорить, то по-другому, типа "но в высшей математике существуют корни и из отрицательных чисел, но об этом подробно узнают те из вас, кто поступит в технический вуз".

 Профиль  
                  
 
 Re: Разночтения в научных терминах
Сообщение15.09.2016, 19:50 
Заслуженный участник


27/04/09
28128

(В продолжение об удобопонимаемости разных (полу)эквивалентных определений терминов)

wrest в сообщении #1151433 писал(а):
Квадратный корень из минус единицы это шок
Просто надо правильно подходить. А именно — вещественные числа — не пуп земли и не единственное множество с замечательной структурой. Если есть куча других штуковин* (можно не называть их элементами других алгебраических структур), у которых тоже бывает умножение и потому квадраты, то будет не так удивительно, что среди них-то может быть элемент, в квадрате дающий что-то, чего квадрат вещественного числа не даст. И подумаешь теперь, минус единица! Квадрат может быть вообще не действительным числом (в смысле, не быть элементом подалгебры, изоморфной $\mathbb R$ с нужными операциями).

-- Чт сен 15, 2016 21:56:38 --

Иными словами, надо просто вовремя надавать примеров, из которых сделается вывод, что математика не только о вот этих числах. Можно даже будет подвести к переоткрытию $\mathbb C$, и я даже вижу не один неплохой способ, хотя 2/3 утыкаются в формальные суммы. Ну тогда и свет им!

Диэдр нашептал убрать это всё в оффтоп.

P. S. * А раз их такая куча, как с ними обходиться и как отделять? Привет, аксиоматический метод!

 Профиль  
                  
 
 Re: Разночтения в научных терминах
Сообщение15.09.2016, 20:01 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


08/11/11
5940
VAL в сообщении #1151366 писал(а):
Вы, конечно, правы. Но что делать, если таких "будущих коллег" 95% общего числа студентов?


То, что 95% студентов становятся в будущем коллегами преподавателя, -- это преувеличение, как минимум, в 100 раз.

VAL в сообщении #1151366 писал(а):
Первый говорит: "Запомните раз и навсегда: квадратное уравнение с отрицательным дискриминантом не имеет решений. Это правило, не допускающее исключений!"
Второй говорит: "Запомните: квадратное уравнение с отрицательным дискриминантом не имеет решений в области действительных чисел."


Первый, в общем-то, более прав -- если до этого были даны хоть какие-то определения уравнения и решения, или оговорка "мы будем в этом году работать только с вещественными числами".

Второй не совсем честен: если мы делаем оговорку про комплексные решения, то должны и сделать оговорку про комплексные коэффициенты, иначе утверждение просто неверно: например, $x^2-ix=0$.

-- Чт, 15 сен 2016 10:08:01 --

Ну и, наконец, должна быть некоторая здоровая аллергия на фразы типа "Запомните раз и навсегда .... правило, не допускающее исключений". Я думаю, что вы добавили эти слова для контраста, потому что хороший учитель их вряд ли будет использовать в любом случае.

 Профиль  
                  
 
 Re: Разночтения в научных терминах
Сообщение16.09.2016, 08:52 
Аватара пользователя


07/01/15
1233
VAL в сообщении #1151302 писал(а):
На протяжении десятилетий я работаю не только со студентами, но и со школьниками. И объясняю что такое "векторы" школьникам еще до того, как они приступят к изучению этой темы в школе. Так вот, у этих школьников проблем с применением векторов и усвоением азов линейной алгебры не возникает.


Прекрасно! И полагаю, у них не возникает проблем не потому, что им дали правильное определение вектора, а потому что Вы с ними много работали.

 Профиль  
                  
 
 Re: Разночтения в научных терминах
Сообщение16.09.2016, 08:58 
Заслуженный участник


27/06/08
4063
Волгоград
SomePupil в сообщении #1151506 писал(а):
VAL в сообщении #1151302 писал(а):
На протяжении десятилетий я работаю не только со студентами, но и со школьниками. И объясняю что такое "векторы" школьникам еще до того, как они приступят к изучению этой темы в школе. Так вот, у этих школьников проблем с применением векторов и усвоением азов линейной алгебры не возникает.

Прекрасно! И полагаю, у них не возникает проблем не потому, что им дали правильное определение вектора, а потому что Вы с ними много работали.

Уж точно меньше, чем с теми студентами, которые потом "плавают" на экзамене.

 Профиль  
                  
 
 Re: Разночтения в научных терминах
Сообщение16.09.2016, 10:09 
Заслуженный участник


27/06/08
4063
Волгоград
g______d в сообщении #1151436 писал(а):
VAL в сообщении #1151366 писал(а):
Вы, конечно, правы. Но что делать, если таких "будущих коллег" 95% общего числа студентов?

То, что 95% студентов становятся в будущем коллегами преподавателя, -- это преувеличение, как минимум, в 100 раз.
Во-первых, я этих будущих коллег закавычил.
Ну а во-вторых, как это ни прискорбно, не менее 30% этих "будущих коллег" становятся таки моими коллегами, т.е. учителями и преподавателями.
Откуда взялись Ваши "в 100 раз" для меня загадка.

 Профиль  
                  
 
 Re: Разночтения в научных терминах
Сообщение16.09.2016, 16:45 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


08/11/11
5940
VAL в сообщении #1151517 писал(а):
Откуда взялись Ваши "в 100 раз" для меня загадка.


Я скорее имел в виду университетских преподавателей, и там получается как раз около 1%.

 Профиль  
                  
 
 Re: Разночтения в научных терминах
Сообщение16.09.2016, 23:53 


19/02/13
39
Уфа
Я ,конечно, заторможено отвечаю,поэтому заранее извиняюсь.В том числе за свое заторможенное мышление :mrgreen:. Я так и не могу понять этой темы,в чем проблема с дальнейшим пониманием линала, после первого восприятия понятия вектора в виде направленного отреза. Разжуйте,пожалуйста, эту проблему,так как я в других темах ничего не нашел,везде жалоба на этот способ начального обучения или на то,что потом не могут понять то и то понятие и все.
Лично меня так в детстве и учили,что вектор-направленный отрезок. В дальнейшем я так и не увидел признаков,которые бы этому противоречили,поэтому и не очень понимаю,в чем проблема. То ли я не понял понятия, то ли существует какая-то странная проблема :mrgreen: Вообще, все знакомые мне люди тоже так и воспринимают понятие вектор.
Если я так и не понял,то очень хотелось бы, чтобы вы помогли мне понять.
Да и как бы отличия в понятиях " отрезок, имеющий начало и конец" и "объект,имеющий длину и направление" вообще не вижу. :mrgreen: :mrgreen:

 Профиль  
                  
 
 Re: Разночтения в научных терминах
Сообщение17.09.2016, 01:04 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Daft в сообщении #1151764 писал(а):
В дальнейшем я так и не увидел признаков,которые бы этому противоречили
Ну вот, например, функция $\cos$ — это вектор. Где и какой направленный отрезок ей соответствует?

-- Сб сен 17, 2016 03:11:07 --

Daft в сообщении #1151764 писал(а):
Да и как бы отличия в понятиях " отрезок, имеющий начало и конец" и "объект,имеющий длину и направление" вообще не вижу.
Плохо читаете:
Red_Herring в сообщении #1151310 писал(а):
Разница безусловно есть. "Направленный отрезок" это определение. А "объект, характеризующийся длиной и направлением" это длинно и неконкретно. Примерно как "птица говорун отличается умом и сообразительностью" или "Кто была Екатерина Вторая? ... Продукт эпохи нарастающего влияния торгового капита... "
VAL в сообщении #1151312 писал(а):
Разница в том, что у направленного отрезка есть начало и конец. И если взять направленный отрезок с другими началом и концом, то это будет ужу другой направленный отрезок, даже если эти отрезки имеют одинаковую длину и направление.

 Профиль  
                  
 
 Re: Очередной холиварчик вокруг определений и т.п.
Сообщение17.09.2016, 09:24 
Заморожен


15/08/16
53
А можно ли в школе дать ученикам представление о векторе, не обращаясь к геометрическому образу? Что, если разобрать с учениками такую задачу?

В новогоднем подарке 2 яблока, 4 мандарина, 20 шоколадных конфет и 10 ирисок. Аня уже съела яблоко, мандарин и 5 шоколадных конфет и не съела ни одной ириски. Что осталось у Ани?

И записать:
$$
\begin{pmatrix} 2 \\ 4 \\ 20 \\ 10 \end{pmatrix} - \begin{pmatrix} 1 \\ 1 \\ 5 \\ 0 \end{pmatrix} = \begin{pmatrix} 1 \\ 3 \\ 15 \\ 10 \end{pmatrix}.
$$

А затем разобрать задачи о том, что
  • у Вики оказалось три подарка, потому что Гоша и Дима отдали ей свои (умножение вектора на число),
  • Вика обещала мальчикам, что поцелует их в щечку по одному разу за каждые 2 яблока или за 1 мандарин, или за 5 шоколадных конфет, или за 10 ирисок (скалярное произведение векторов).

На мой взгляд — хотя я далек и от преподавания, и от математики — такие простые и наглядные задачи могли бы дать большинству школьников правильное представление о векторах еще до обращения к геометрии. Ну, а после можно перекладывать подобные задачи подходящей размерности на язык геометрии, на язык чертежа, и использовать понятие о векторе в школьном курсе физики. Что вы, уважаемые участники обсуждения, об этом думаете?

 Профиль  
                  
 
 Re: Разночтения в научных терминах
Сообщение17.09.2016, 09:36 


19/02/13
39
Уфа
arseniiv в сообщении #1151778 писал(а):
Ну вот, например, функция $\cos$ — это вектор. Где и какой направленный отрезок ей соответствует?
Точно,но что-то я забыл про это :mrgreen: Но мне непонятна причина,по которой представление вектора в виде направленного отрезка, мешает ученикам в дальнейшем. То есть ученик либо умеет абстрактно мыслить, либо нет. Ну написали аксиомы векторного пространства глядя на понятие направленного отрезка,ну и получили то,что получили. Хоть и понятие вектор расширилось,но ничего особого не произошло.
arseniiv в сообщении #1151778 писал(а):
Плохо читаете:

Я прочитал эти сообщения и они меня удивили,поэтому я решил уточнить этот вопрос. Касательно сообщения пользователя VAL- в нем каждое предложение для меня абсурд. Поэтому хотел бы услышать комментарии на этот вопрос ,в частности на его сообщение. Тем более ответы VAL и Red_Herring значительно отличаются.

 Профиль  
                  
 
 Re: Очередной холиварчик вокруг определений и т.п.
Сообщение17.09.2016, 10:17 
Заслуженный участник


02/08/11
7014
NPrim в сообщении #1151809 писал(а):
такие простые и наглядные задачи могли бы дать большинству школьников правильное представление о векторах еще до обращения к геометрии.
Так ещё хуже (намного). Вектор в представлении ученика становится негеометрическим объектом, и что самое страшное — закладывается основа для путаницы между вектором и его координатным представлением.

 Профиль  
                  
 
 Re: Очередной холиварчик вокруг определений и т.п.
Сообщение17.09.2016, 10:25 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8613
warlock66613 в сообщении #1151814 писал(а):
Вектор в представлении ученика становится негеометрическим объектом
Здесь не вижу проблемы (наверное, потому, что никогда не понимал, чем геометрические объекты отличаются от негеометрических).
warlock66613 в сообщении #1151814 писал(а):
и что самое страшное — закладывается основа для путаницы между вектором и его координатным представлением
А вот это действительно скверно. Потому что у одного и того же вектора разные координаты в разных базисах, и это надо четко понимать. Да, в приложениях удобно называть одномерный массив чисел "вектором", но это жаргон для тех, кто уже все понимает, а не для тех, кто только учится (тем более - в школе).

 Профиль  
                  
 
 Re: Очередной холиварчик вокруг определений и т.п.
Сообщение17.09.2016, 11:00 
Заморожен


15/08/16
53
Daft в сообщении #1151810 писал(а):
Касательно сообщения пользователя VAL - в нем каждое предложение для меня абсурд.

Ну, если я правильно понял сообщения VAL, у школьников формируется представление о том, что отрезок задается координатами его концов, то есть, фактически, двумя векторами. И это представление об отрезке правильное. Но, когда говорят о векторе, то вектор объявляют, по сути, разновидностью отрезка, и школьники или бывшие школьники, строго следуя своему правильному представлению об отрезках, начинают искать у вектора концы и прочие вещи, которых вектор лишен. А это затрудняет их обучение, потому что сбивает с толку.

warlock66613 в сообщении #1151814 писал(а):
NPrim в сообщении #1151809 писал(а):
такие простые и наглядные задачи могли бы дать большинству школьников правильное представление о векторах еще до обращения к геометрии.
Так ещё хуже (намного). Вектор в представлении ученика становится негеометрическим объектом, и что самое страшное — закладывается основа для путаницы между вектором и его координатным представлением.

Но не является ли переход от координатного представления о векторе к беcкоординатному, скажем так, естественным путем, которым формируется представления о нем? Сначала рассматриваем вектора в координатах, потом рисуем, потом изменяем масштаб, гнем координатную сетку... и, наконец, начинаем даже с функциями обращаться как с векторами (как в примере arseniiv).

(Ну, как я и сказал, я далек от математики и преподавания, поэтому, возможно, не понял ни того, о чем говорите Вы, ни даже того, о чем говорю я сам. И в терминологии не силен.)

 Профиль  
                  
 
 Re: Очередной холиварчик вокруг определений и т.п.
Сообщение17.09.2016, 12:12 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


31/01/14
11348
Hogtown
Daft в сообщении #1151810 писал(а):
Тем более ответы VAL и Red_Herring значительно отличаются.
Не так уж и отличаются. Вектор="направленный отрезок" определение неверное, даже если мы говорим о векторах в элементарной геометрии. Правильно Вектор="класс эквивалентности направленных отрезков... ", что, однако вводит неискушенных школьников в ступор. Поэтому IMHO разумный компромисс: Вектор="направленный отрезок. При этом два вектора считаются равными если один из другого получается сдвигом (параллельным переносом)".

То, что сказал VAL это вполне хорошее пред-определение: а сейчас, ребята, мы введем вектора--объекты, характеризующиеся величиной и направлением. А именно, <и дальше определение>

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 101 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group