2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.
 
 Очередной холиварчик вокруг определений и т.п.
Сообщение14.09.2016, 09:40 
Заслуженный участник


27/06/08
4058
Волгоград
 i  Lia: отделено от темы «Разночтения в научных терминах»
gris в сообщении #1151063 писал(а):
Про сдвиг aka параллельный перенос школьники уже в восьмом классе слышат, когда графики двигают :-) .

Ну про то, что школьники слышат - это отдельный разговор.
Например, я здесь уже неоднократно высказывался о том, что определение вектора как направленного отрезка - это мина замедленного действия под вузовский курс линейной алгебры.
Правда, те, кто прошел по этому минному полю и сумел не подорваться, защищают это определение.
Но большинство-то подорвались :cry:

 Профиль  
                  
 
 Re: Разночтения в научных терминах
Сообщение14.09.2016, 13:15 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407

(Оффтоп)

VAL в сообщении #1151066 писал(а):
Например, я здесь уже неоднократно высказывался о том, что определение вектора как направленного отрезка - это мина замедленного действия под вузовский курс линейной алгебры.
Правда, те, кто прошел по этому минному полю и сумел не подорваться, защищают это определение.
Но большинство-то подорвались :cry:

В чём именно выражается это "подорвались"? Они не в силах освоить алгебру этих объектов? Или что-то ещё?

Извините за офтопик, но этот вопрос меня интересует.

 Профиль  
                  
 
 Re: Разночтения в научных терминах
Сообщение14.09.2016, 14:01 
Заслуженный участник


27/06/08
4058
Волгоград

(Оффтоп)

Munin в сообщении #1151088 писал(а):
VAL в сообщении #1151066 писал(а):
Например, я здесь уже неоднократно высказывался о том, что определение вектора как направленного отрезка - это мина замедленного действия под вузовский курс линейной алгебры.
Правда, те, кто прошел по этому минному полю и сумел не подорваться, защищают это определение.
Но большинство-то подорвались :cry:

В чём именно выражается это "подорвались"? Они не в силах освоить алгебру этих объектов? Или что-то ещё?

Они не владеют важнейшими понятиями линейной алгебры: линейная зависимость, базис..
Цитата:
Извините за офтопик, но этот вопрос меня интересует.
Я в курсе.
Мы с Вами много дискутировали по этому вопросу.
Но остались строго при своих :-(

 Профиль  
                  
 
 Re: Разночтения в научных терминах
Сообщение14.09.2016, 14:14 
Аватара пользователя


07/01/15
1145

(Оффтоп)

VAL в сообщении #1151066 писал(а):
Например, я здесь уже неоднократно высказывался о том, что определение вектора как направленного отрезка - это мина замедленного действия под вузовский курс линейной алгебры.

Это интуитивное определение (очень полезное, кстати!) тут ни при чем. Настоящая мина $-$ это неспособность осознать роль аксиом в математике, неспособность воспринять строгие определения используемых понятий. В вузовском курсе линала обязательно присутствуют определения линейного пространства, аффинного пространства, евклидова пространства, и если студент вникнет в эти определения, он поймет, что к чему, независимо от того, ассоциирует ли он вектор с направленным отрезком или нет.

P. S. Многие считают, что лучшим способом приучить школьников к аксиомам и строгим рассуждениям являются построения циркулем и линейкой. Но на самом деле, лучший способ обучить этому есть лоу-кик, захват шеи и мидл, мидл, мидл! (Правда, по бошке не надо бить $-$ она варить должна) И так до тех пор, пока до ученика не дойдет, что каждое звено в логических цепочках рассуждений должно быть безупречно обосновано.

 Профиль  
                  
 
 Re: Разночтения в научных терминах
Сообщение14.09.2016, 14:42 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8071
VAL в сообщении #1151092 писал(а):
Они не владеют важнейшими понятиями линейной алгебры: линейная зависимость, базис..

Не понял, как это связано с представлением вектора как направленного отрезка.
Я их так до сих пор направленными отрезками и представляю, только отложены они все от начала координат - радиус-векторы...

P.S. Я попросил модератора отрезать эту ветку в "Вопросы преподавания", т.к. она интересна сама по себе, но не имеет отношения к исходной теме.

 i  Lia: Достаточно свернуть оффтоп.
Тема уже обсуждалась не раз, например, здесь практически тем же составом участников, и вряд ли они смогут добавить что-то более качественное и содержательное. Желающие вспомнить взгляды друг друга могут сделать это, перейдя по ссылке.

Здесь просьба придерживаться заявленной темы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Разночтения в научных терминах
Сообщение14.09.2016, 14:55 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407

(Оффтоп)

VAL в сообщении #1151092 писал(а):
Они не владеют важнейшими понятиями линейной алгебры: линейная зависимость, базис..

А какая связь с "направленным отрезком"?

Если у вас выношенное мнение, то должны быть и чётко сформулированные ответы на такие вопросы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Разночтения в научных терминах
Сообщение15.09.2016, 12:54 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
VAL

(Оффтоп)

Спасибо Lia, я вспомнил вашу позицию. И моё имхо на сейчас: определение вектора как направленного отрезка, может быть, и вредит математике, но сильно помогает физике. Может, матфак и в проигрыше, зато в выигрыше физики и техники, которых в десятки раз больше, если не в сотни.

Кроме того, я вообще не уловил разницы между "объект, характеризующийся длиной и направлением", и "направленный отрезок". Видимо, мне в своё время досталось скорее первое (или второе сразу с объяснением первого).

 Профиль  
                  
 
 Re: Разночтения в научных терминах
Сообщение15.09.2016, 13:03 
Заслуженный участник


27/06/08
4058
Волгоград
SomePupil в сообщении #1151094 писал(а):
VAL в сообщении #1151066

писал(а):
Например, я здесь уже неоднократно высказывался о том, что определение вектора как направленного отрезка - это мина замедленного действия под вузовский курс линейной алгебры.
Это интуитивное определение (очень полезное, кстати!) тут ни при чем.

Я очень рад, что Вам помогло это определение. (Полагаю, что Вы разобрались бы и с иными.)
Но есть Вы, и есть статистика.
А она такова. Массовый обвал в усвоении линейной алгебры (я сужу только по нашему вузу, но это сотни студентов, а не единичный пример) начался ровно с того момента, как вуз пришли студенты, которые в школе усвоили, что вектор - это направленный отрезок.

Дискуссия о достоинствах и недостатках такого определения возникала здесь не раз. [ur=http://dxdy.ru/post807690.html#p807690l]Вот[/url] одна из таких баталий. Финал традиционный - стороны остались при своих начальных мнениях, не услышав ни единого аргумента оппонентов.

Отсылая к этому материалу я еще раз хочу подчеркнуть: я не призываю к отказу от изучения векторов в школе. Я утверждаю, что что лучше уж никак, чем так плохо как сейчас.

И еще один аргумент, которого не найти по ссылке.

На протяжении десятилетий я работаю не только со студентами, но и со школьниками. И объясняю что такое "векторы" школьникам еще до того, как они приступят к изучению этой темы в школе. Так вот, у этих школьников проблем с применением векторов и усвоением азов линейной алгебры не возникает.

 Профиль  
                  
 
 Re: Разночтения в научных терминах
Сообщение15.09.2016, 13:13 
Заслуженный участник


02/08/11
6889

(Оффтоп)

Munin в сообщении #1151300 писал(а):
определение вектора как направленного отрезка, может быть, и вредит математике, но сильно помогает физике
Имхо, только если подчёркивать (или хотя бы просто подразумевать, пусть и не акцентируя на этом внимание) "свободность" вектора - непривязанность его к какой-то точке.

 Профиль  
                  
 
 Re: Разночтения в научных терминах
Сообщение15.09.2016, 13:29 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


31/01/14
11044
Hogtown
Munin в сообщении #1151300 писал(а):
Кроме того, я вообще не уловил разницы между "объект, характеризующийся длиной и направлением", и "направленный отрезок". Видимо, мне в своё время досталось скорее первое (или второе сразу с объяснением первого).
Разница безусловно есть. "Направленный отрезок" это определение. А "объект, характеризующийся длиной и направлением" это длинно и неконкретно. Примерно как "птица говорун отличается умом и сообразительностью" или "Кто была Екатерина Вторая? ... Продукт эпохи нарастающего влияния торгового капита... "

Если мой будущий коллега не может воспринять определение вектора как элемента векторного пространства по той причине, что в школе его учили что вектор это направленный отрезок, то, спрашивается, зачем мне такой (вычеркнуто цензурой) в качестве коллеги нужен? Тогда ему определение интеграла по Риману помешает выучить интеграл по Лебегу, а решение УЧП как достаточно гладкой функции удовлетворяющей данному уравнению помешает выучить обобщенные решения... и т.д. и т.п. Вся история математики это история расширения понятий, и это с необходимостью отражается в ее преподавании. Многие определения даются вначале в частных случаях и, м.б. даже не вполне строго, и лишь спустя некоторое время приходят во всей общности и строгости.

 Профиль  
                  
 
 Re: Разночтения в научных терминах
Сообщение15.09.2016, 13:38 
Заслуженный участник


27/06/08
4058
Волгоград

(Оффтоп)

Munin в сообщении #1151300 писал(а):
Спасибо Lia, я вспомнил вашу позицию. И моё имхо на сейчас: определение вектора как направленного отрезка, может быть, и вредит математике, но сильно помогает физике. Может, матфак и в проигрыше, зато в выигрыше физики и техники, которых в десятки раз больше, если не в сотни.
Не могу тягаться с Вами на поприще физики. Признаю Ваше безоговорочное превосходство.
Но, все равно, не верю, что физику может помочь отсутствие понимания азов линейной алгебры :-)
Если без смайлика, то:
Не верю, что человек, усвоивший основы линейной алгебры, находится в худшем положении по сравнению с тем, кто их не освоил, в ситуации когда полезно представить себе "отрезок со стрелочкой".
Цитата:
Кроме того, я вообще не уловил разницы между "объект, характеризующийся длиной и направлением", и "направленный отрезок".
Разница в том, что у направленного отрезка есть начало и конец. И если взять направленный отрезок с другими началом и концом, то это будет ужу другой направленный отрезок, даже если эти отрезки имеют одинаковую длину и направление.

Я знаю, что в школьном учебнике после определения вектора идет параграф, "Равенство векторов", в котором поясняется, какие направленные отрезки представляют собой один и тот же вектор. Но это в учебнике. А в голове ученика все проще: прочитал определение, представил, "понял". А дальнейшие рассуждения пропустил мимо ушей, глаз и мозга.

 Профиль  
                  
 
 Re: Разночтения в научных терминах
Сообщение15.09.2016, 16:34 
Заслуженный участник


27/06/08
4058
Волгоград
Red_Herring в сообщении #1151310 писал(а):
Если мой будущий коллега не может воспринять определение вектора как элемента векторного пространства по той причине, что в школе его учили что вектор это направленный отрезок, то, спрашивается, зачем мне такой (вычеркнуто цензурой) в качестве коллеги нужен?

Вы, конечно, правы. Но что делать, если таких "будущих коллег" 95% общего числа студентов?
Выгнать все 95%? И здесь Вы правы.
Но мне почему-то кажется, что администрация найдет иное решение - избавиться от одного строптивого препода и дальше делать вид, что все хорошо.

Это во первых. А во-вторых, почему обязательно настаивать на том школьном определении, которое приводит к эти 95%, если другой подход позволяет довести этот процент до 30?
Red_Herring в сообщении #1151310 писал(а):
Вся история математики это история расширения понятий, и это с необходимостью отражается в ее преподавании.
Разумеется. Но тем не менее.
Представим себе двух школьных учителей (я неоднократно встречал и первых и вторых).
Первый говорит: "Запомните раз и навсегда: квадратное уравнение с отрицательным дискриминантом не имеет решений. Это правило, не допускающее исключений!"
Второй говорит: "Запомните: квадратное уравнение с отрицательным дискриминантом не имеет решений в области действительных чисел."
Полагаю, что ученикам второго будет проще адаптироваться к изучению комплексных чисел.
Red_Herring в сообщении #1151310 писал(а):
Многие определения даются вначале в частных случаях и, м.б. даже не вполне строго, и лишь спустя некоторое время приходят во всей общности и строгости.

Согласен. Между большей строгостью и большей понятностью следует выбирать второе. Особенно для школьников. Но я полагаю, что "не вполне строго" - это одно, а "строго неверно" - совсем другое.

 Профиль  
                  
 
 Re: Разночтения в научных терминах
Сообщение15.09.2016, 16:35 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
VAL

(Оффтоп)

VAL в сообщении #1151312 писал(а):
Разница в том, что у направленного отрезка есть начало и конец.

А, я помню этот миф. Но вы знаете, у меня почему-то смешиваются воспоминания об "отрезке со стелочкой", и воспоминания о том, что векторы не привязаны к точке начала. Может, у меня были особо гадостные и вредные преподаватели, которые всю малину испортили. А может, я вредные книжки читал. В общем, не помню я за собой тех проблем, что вы живописуете.

VAL в сообщении #1151312 писал(а):
Но это в учебнике. А в голове ученика все проще: прочитал определение, представил, "понял". А дальнейшие рассуждения пропустил мимо ушей, глаз и мозга.

Интересно, а задачи этот ученик решать должен? С двойками за неправильно усвоенные "дальнейшие рассуждения". Или изучение математики сводится исключительно к чтению учебника и слушанию учителя? Я вот не пойму, почему вы the put the blame на "некачественное определение", в то время как имеет место явная недоработка работе ученика и учителя после этого определения? Как будто задать правильные определения - высшая цель в жизни, и стоит это сделать, как наступит всеобщее процветание. Это миф какой-то. С определения работа только начинается, а не им заканчивается. (Кроме случая, когда пол-учебника к определению подводят, и только потом его формулируют.)

 Профиль  
                  
 
 Re: Разночтения в научных терминах
Сообщение15.09.2016, 16:38 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


31/01/14
11044
Hogtown
VAL в сообщении #1151366 писал(а):
Первый говорит: "Запомните раз и навсегда: квадратное уравнение с отрицательным дискриминантом не имеет решений. Это правило, не допускающее исключений!"
Идиотов нельзя допускать к обучению. Это правило, не допускающее исключений!

 Профиль  
                  
 
 Re: Разночтения в научных терминах
Сообщение15.09.2016, 16:45 
Заслуженный участник


27/06/08
4058
Волгоград
Red_Herring в сообщении #1151372 писал(а):
VAL в сообщении #1151366 писал(а):
Первый говорит: "Запомните раз и навсегда: квадратное уравнение с отрицательным дискриминантом не имеет решений. Это правило, не допускающее исключений!"
Идиотов нельзя допускать к обучению. Это правило, не допускающее исключений!
Но они все равно встречаются. И часто :-(

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 101 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group