2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1 ... 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34 ... 54  След.
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение18.12.2015, 16:12 
Заслуженный участник


27/04/09
28128

(Оффтоп)

Ну да, элементарные факты теории множеств.

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение18.12.2015, 21:43 


20/03/08
421
Минск
commator в сообщении #1082630 писал(а):
Свободный Художник в сообщении #1082476 писал(а):

Что и говорить?
Браво!

Все же по моей программе следующим шагом я видел бы вскрытие "гармонического нутра" приведенных на указаной странице группоидов Брандта и Фарея. Сначала для любого $n$, а потом и для предельной системы (системы положительных рациональных чисел). Я частично уже начал выполнять эту программу для конечных поддеревьев Дерева Штерна-Броко:
http://www.px-pict.com/10/4/4/8.html

-- Пт дек 18, 2015 22:59:44 --

Под "элементарной гармонией" понимаем 4-арное отношение гармонической сопряженности, с которым работаем пока что в духе элементарных определений, которые можно найти, например, у Адамара:
http://www.px-pict.com/10/3/3/4/7.html

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение18.12.2015, 22:04 


04/03/15
532
Lugansk, Ukraine
Свободный Художник в сообщении #1083358 писал(а):
Все же по моей программе следующим шагом я видел бы вскрытие "гармонического нутра" приведенных на указаной странице группоидов Брандта и Фарея. Сначала для любого $n$, а потом и для предельной системы (системы положительных рациональных чисел). Я частично уже начал выполнять эту программу для конечных поддеревьев Дерева Штерна-Броко: http://www.px-pict.com/10/4/4/8.html
А что? Вас ожидает успех, похоже.

Вами сделанное и меня ободрило.

-- 18.12.2015, 21:16 --

Свободный Художник в сообщении #1083358 писал(а):
Под "элементарной гармонией" понимаем 4-арное отношение гармонической сопряженности, с которым работаем пока что в духе элементарных определений, которые можно найти, например, у Адамара: http://www.px-pict.com/10/3/3/4/7.html
Помню именно с этого мы начинали наши беседы, теперь многолетние.

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение18.12.2015, 22:17 


20/03/08
421
Минск
Очень надеюсь, что мы с Вами найдем в конце концов достаточный уровень взаимопонимания для совместной работы. Пока что добавлю дополнительно, что в моей концепции рациональные музыкальные интервалы представляются рациональными лучами на плоской квадратной целочисленной решетке точек, поэтому кажется более естественным говорить о 4-арном отношении гармонической сопряженности на лучах, а не на точках. Как, например, здесь для "звукоряда Орфея":
http://www.px-pict.com/preprints/harmonia/4.html

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение18.12.2015, 23:25 


04/03/15
532
Lugansk, Ukraine
Свободный Художник в сообщении #1083366 писал(а):
Очень надеюсь, что мы с Вами найдем в конце концов достаточный уровень взаимопонимания для совместной работы. Пока что добавлю дополнительно, что в моей концепции рациональные музыкальные интервалы представляются рациональными лучами на плоской квадратной целочисленной решетке точек, поэтому кажется более естественным говорить о 4-арном отношении гармонической сопряженности на лучах, а не на точках. Как, например, здесь для "звукоряда Орфея":
http://www.px-pict.com/preprints/harmonia/4.html
Найдём с большой вероятностью, а ска́ла Орфея, по сути, вот:
commator в сообщении #1083268 писал(а):
$\mathrm{R}_4=\mathrm{N}_4\times\mathrm{N}_4=\left\{
\begin{matrix}
<1,1>&<2,1>&<3,1>&<4,1>\\
<1,2>&<2.2>&<3,2>&<4,2>\\
<1,3>&<2,3>&<3,3>&<4,3>\\
<1,4>&<2,4>&<3,4>&<4,4>
\end{matrix}
\right\},$
Пара тетраэдрических игральных костей разного цвета

Изображение

могла бы обеспечить возможность сочинения музыкальных композиций для слуховых исследований Тетрады последовательностями пифагорейских Гармоний Провидения на ска́ле Орфея.

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение19.12.2015, 12:20 


04/03/15
532
Lugansk, Ukraine
commator в сообщении #1083372 писал(а):
ска́ла Орфея, по сути, вот:
commator в сообщении #1083268 писал(а):
$\mathrm{R}_4=\mathrm{N}_4\times\mathrm{N}_4=\left\{
\begin{matrix}
<1,1>&<2,1>&<3,1>&<4,1>\\
<1,2>&<2.2>&<3,2>&<4,2>\\
<1,3>&<2,3>&<3,3>&<4,3>\\
<1,4>&<2,4>&<3,4>&<4,4>
\end{matrix}
\right\}$
Поскольку ска́ла есть лестница, полезно превратить теормножественную пифагорфейную гущу в лестницу относительных частот:

$\left\{
\begin{matrix}
<1,1>&<2,1>&<3,1>&<4,1>\\
<1,2>&<2.2>&<3,2>&<4,2>\\
<1,3>&<2,3>&<3,3>&<4,3>\\
<1,4>&<2,4>&<3,4>&<4,4>
\end{matrix}
\right\}\to\left\{
\begin{matrix}
4/1&      &    &     \\
3/1&      &    &     \\
2/1&4/2&     &    \\
      &3/2&    &     \\
      &     &4/3&    \\
1/1&2/2&3/3&4/4\\
     &      &     &3/4\\
     &      &2/3&     \\
     &1/2&      &2/4\\
     &      &1/3&     \\
     &      &     &1/4
\end{matrix}
\right\}$

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение19.12.2015, 20:02 


04/03/15
532
Lugansk, Ukraine
commator в сообщении #1083459 писал(а):
Поскольку ска́ла есть лестница, полезно превратить теормножественную пифагорфейную гущу в лестницу относительных частот:

$\left\{
\begin{matrix}
<1,1>&<2,1>&<3,1>&<4,1>\\
<1,2>&<2.2>&<3,2>&<4,2>\\
<1,3>&<2,3>&<3,3>&<4,3>\\
<1,4>&<2,4>&<3,4>&<4,4>
\end{matrix}
\right\}\to\left\{
\begin{matrix}
4/1&      &    &     \\
3/1&      &    &     \\
2/1&4/2&     &    \\
      &3/2&    &     \\
      &     &4/3&    \\
1/1&2/2&3/3&4/4\\
     &      &     &3/4\\
     &      &2/3&     \\
     &1/2&      &2/4\\
     &      &1/3&     \\
     &      &     &1/4
\end{matrix}
\right\}$
Ещё одно превращение сопоставляет частотные стимулы и высотные ощущения, выраженные тональными функциями в сонантометрической манере:

$\left\{
\begin{matrix}
4/1&      &    &     \\
3/1&      &    &     \\
2/1&4/2&     &    \\
      &3/2&    &     \\
      &     &4/3&    \\
1/1&2/2&3/3&4/4\\
     &      &     &3/4\\
     &      &2/3&     \\
     &1/2&      &2/4\\
     &      &1/3&     \\
     &      &     &1/4
\end{matrix}
\right\}\to\left\{
\begin{matrix}
\mathrm{:2T}[2^2/1]_\varnothing&                                                      &    &     \\
\mathrm{:D}[3/1]_\varnothing      &                                                      &    &     \\
\mathrm{:T}[2/1]_\varnothing       &\mathrm{:2T}[2^2/2]\mathrm{t}&     &    \\
                                                       &\mathrm{:D}[3/2]\mathrm{t}      &    &     \\
                                                       &                                                      &\mathrm{:2T}[2^2/3]\mathrm{d}&     \\
:\varnothing[1/1]_\varnothing         &\mathrm{:T}[2/2]\mathrm{t}       &\mathrm{:D}[3/3]\mathrm{d}      &\mathrm{:2T}[2^2/2^2]\mathrm{2t}\\
                                                       &                                                      &                                                       &\mathrm{:D}[3/2^2]\mathrm{2t}\\
                                                       &                                                      &\mathrm{:T}[2/3]\mathrm{d}       &     \\
                                                       &:\varnothing[1/2]\mathrm{t}         &                                                       &\mathrm{:T}[2/2^2]\mathrm{2t}\\
                                                       &                                                       &:\varnothing[1/3]\mathrm{d}         &     \\
                                                       &                                                       &                                                       &:\varnothing[1/2^2]\mathrm{2t}
\end{matrix}
\right\}$

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение19.12.2015, 22:33 


20/03/08
421
Минск
commator в сообщении #1082643 писал(а):
commator в сообщении #1082228 писал(а):
интервалы получаются такими как надо, если не их собственно анализировать, а высоты, занятые в анализируемой пьесе
Это и демонстрирует картинка,

Изображение

если буквы понимать нотами высот.

Очевидно: высот заметно меньше, чем интервалов между ними, значит анализ высот менее трудоёмок в сравнении с анализом интервалов.

Эта картинка, которую я использовал для иллюстрации операции "умножения" стрелочек в группоиде Брандта $\mathbf{R_4}$:
http://www.px-pict.com/9/6/8/2/2/4.html
Сам этот группоид Брандта можно рассматривать как основу для построения соответствующей "реляционной алгебры" в духе статей Джонсона - Тарского:
Свободный Художник в сообщении #241082 писал(а):
Свободный Художник в сообщении #238949 писал(а):
А вот отношения вполне могут (и должны!) поглотить числа. Нужно только расширить оперирование над ними. Сначала оно было слишком бедным:
Свободный Художник в сообщении #237997 писал(а):
Например, та единственная операция, которая выполнялась над отношениями – операция “составления” отношений:
http://www.px-pict.com/7/4/2/2.html#2
заставляет нас признать ядром “арифметики отношений” структуру, известную ныне как “группоид Брандта”.

Значит, нужно расширить оперирование.

В связи с указанной идеей разыскиваются следующие культовые работы:
B. Jonsson, A. Tarski, "Boolean algebras with operators, I" Amer. J. Math. , 73 (1951) pp. 891–939.
B. Jonsson, A. Tarski, "Boolean algebras with operators, II" Amer. J. Math. , 74 (1952) pp. 127–162.

Когда-то они у меня имелись, но потом были утрачены. Буду признателен, если кто-либо поможет мне их вновь обрести. В этих работах, среди прочего, подробно рассматривается теория relation algebras и теория их представлений с использованием Brandt groupoids. В частности, приводится, как мне помнится, удобная аксиоматика для группоидов Брандта, которую хотелось бы несколько поапгрэйдить. :)

Собственно по relation algebras имеется отличная презентация:
http://ali.cmi.ac.in/icla2009/slides/jan07/alogic/0900.pdf

См. также:
http://en.wikipedia.org/wiki/Relation_algebra

V. Pratt - 1992
Origins of the Calculus of Binary Relations

http://boole.stanford.edu/pub/ocbr.pdf

Вот только “истоки” исчисления бинарных отношений находятся, наверное, все же не в работах Де Моргана, Пирса и Шредера, а в VII книге “Начал”:
http://www.px-pict.com/7/4/2/2.html

Слово же “композиция” в “операции композиции” бинарных отношений -- то вообще из теории музыки, по-видимому… :)


-- Сб дек 19, 2015 23:53:28 --

В этих статьях Джонсона - Тарского на самом деле была сформулирована целая своеобразная теоретико - множественная парадигма, оказавшая впоследствии влияние на исследования в очень многих областях. В частности, там вводилось понятие "комплексной алгебры" над некоторой другой алгебраической системой (слово "комплекс" понимался просто как синоним слова "множество"). Например, реляционные алгебры рассматривались как комплексные алгебры над группоидами Брандта. Эти идеи оказали большое влияние и на меня, когда я писал свои статьи по реляционной трактовке "силлогистик":
http://www.px-pict.com/9/6/2/5/2/4.html

При построении "группоидов Фарея":
Свободный Художник в сообщении #1082476 писал(а):
В качестве примера я нарисовал "таблицу Кэли" для группоида Фарея $\mathbf{F_4}$:
http://www.px-pict.com/9/6/8/2/2/4.html
(пункт 4 на указаной странице)
Из рассмотрения упомянутой таблицы Кэли для $\mathbf{F_4}$ следует, в частности, что в отличии от соответствующего группоида Брандта, от которого он произошел, он имеет единственный двусторонний нейтральный элемент $e = 1/1$. Пустые клетки таблицы отвечают упорядоченным парам элементов группоида, на которых группоидная операция не определена.

тоже, в принципе, можно руководствоваться подобными идеями, связанными с "комплексными алгебрами" над соответствующими группоидами Брандта.

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение20.12.2015, 02:11 


04/03/15
532
Lugansk, Ukraine
Свободный Художник в сообщении #1083647 писал(а):
Эта картинка, которую я использовал для иллюстрации операции "умножения" стрелочек в группоиде Брандта $\mathbf{R_4}$: http://www.px-pict.com/9/6/8/2/2/4.html
Вполне понятно, но Ваша картинка может показывать и четыре ощущения высоты, выраженные нотами, плюс все интервалы между четырьмя так нотированными высотами. Вы согласны?

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение20.12.2015, 03:17 


04/03/15
532
Lugansk, Ukraine
Свободный Художник в сообщении #1082476 писал(а):
В качестве примера я нарисовал "таблицу Кэли" для группоида Фарея $\mathbf{F_4}$:
http://www.px-pict.com/9/6/8/2/2/4.html
(пункт 4 на указаной странице)
Из рассмотрения упомянутой таблицы Кэли для $\mathbf{F_4}$ следует, в частности, что в отличии от соответствующего группоида Брандта, от которого он произошел, он имеет единственный двусторонний нейтральный элемент $e = 1/1$. Пустые клетки таблицы отвечают упорядоченным парам элементов группоида, на которых группоидная операция не определена.
Изображение

У меня из $\mathrm{R}_4$ получилась унтеральная ска́ла Тетрады для практических нужд ручной детемперации нечётко нотированной музыки с целью достижения её чёткой интонации:
commator в сообщении #1083556 писал(а):
Ещё одно превращение сопоставляет частотные стимулы и высотные ощущения, выраженные тональными функциями в сонантометрической манере:

$\left\{
\begin{matrix}
4/1&      &    &     \\
3/1&      &    &     \\
2/1&4/2&     &    \\
      &3/2&    &     \\
      &     &4/3&    \\
1/1&2/2&3/3&4/4\\
     &      &     &3/4\\
     &      &2/3&     \\
     &1/2&      &2/4\\
     &      &1/3&     \\
     &      &     &1/4
\end{matrix}
\right\}\to\left\{
\begin{matrix}
\mathrm{:2T}[2^2/1]_\varnothing&                                                      &    &     \\
\mathrm{:D}[3/1]_\varnothing      &                                                      &    &     \\
\mathrm{:T}[2/1]_\varnothing       &\mathrm{:2T}[2^2/2]\mathrm{t}&     &    \\
                                                       &\mathrm{:D}[3/2]\mathrm{t}      &    &     \\
                                                       &                                                      &\mathrm{:2T}[2^2/3]\mathrm{d}&     \\
:\varnothing[1/1]_\varnothing         &\mathrm{:T}[2/2]\mathrm{t}       &\mathrm{:D}[3/3]\mathrm{d}      &\mathrm{:2T}[2^2/2^2]\mathrm{2t}\\
                                                       &                                                      &                                                       &\mathrm{:D}[3/2^2]\mathrm{2t}\\
                                                       &                                                      &\mathrm{:T}[2/3]\mathrm{d}       &     \\
                                                       &:\varnothing[1/2]\mathrm{t}         &                                                       &\mathrm{:T}[2/2^2]\mathrm{2t}\\
                                                       &                                                       &:\varnothing[1/3]\mathrm{d}         &     \\
                                                       &                                                       &                                                       &:\varnothing[1/2^2]\mathrm{2t}
\end{matrix}
\right\}$
Музтеория склонна скорее к буквам, чем к числам, и можно смело убирать квадратные скобки для пущей компактности:

$\left\{
\begin{matrix}
4/1&      &    &     \\
3/1&      &    &     \\
2/1&4/2&     &    \\
      &3/2&    &     \\
      &     &4/3&    \\
1/1&2/2&3/3&4/4\\
     &      &     &3/4\\
     &      &2/3&     \\
     &1/2&      &2/4\\
     &      &1/3&     \\
     &      &     &1/4
\end{matrix}
\right\}\to\left\{
\begin{matrix}
\mathrm{:2T}_\varnothing&                                         &    &     \\
\mathrm{:D}_\varnothing &                                          &    &     \\
\mathrm{:T}_\varnothing  &\mathrm{:2T}\mathrm{t}&     &    \\
                                          &\mathrm{:D}\mathrm{t}  &    &     \\
                                          &                                          &\mathrm{:2T}\mathrm{d}&     \\
:\varnothing_\varnothing    &\mathrm{:T}\mathrm{t}   &\mathrm{:D}\mathrm{d}  &\mathrm{:2T}\mathrm{2t}\\
                                          &                                          &                                          &\mathrm{:D}\mathrm{2t}\\
                                          &                                          &\mathrm{:T}\mathrm{d}  &     \\
                                          &:\varnothing\mathrm{t}     &                                          &\mathrm{:T}\mathrm{2t}\\
                                          &                                          &:\varnothing\mathrm{d}    &     \\
                                          &                                          &                                          &:\varnothing\mathrm{2t}
\end{matrix}
\right\}$

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение20.12.2015, 10:48 


04/03/15
532
Lugansk, Ukraine
commator в сообщении #1083729 писал(а):
$\left\{
\begin{matrix}
4/1&      &    &     \\
3/1&      &    &     \\
2/1&4/2&     &    \\
      &3/2&    &     \\
      &     &4/3&    \\
1/1&2/2&3/3&4/4\\
     &      &     &3/4\\
     &      &2/3&     \\
     &1/2&      &2/4\\
     &      &1/3&     \\
     &      &     &1/4
\end{matrix}
\right\}\to\left\{
\begin{matrix}
\mathrm{:2T}_\varnothing&                                         &    &     \\
\mathrm{:D}_\varnothing &                                          &    &     \\
\mathrm{:T}_\varnothing  &\mathrm{:2T}\mathrm{t}&     &    \\
                                          &\mathrm{:D}\mathrm{t}  &    &     \\
                                          &                                          &\mathrm{:2T}\mathrm{d}&     \\
:\varnothing_\varnothing    &\mathrm{:T}\mathrm{t}   &\mathrm{:D}\mathrm{d}  &\mathrm{:2T}\mathrm{2t}\\
                                          &                                          &                                          &\mathrm{:D}\mathrm{2t}\\
                                          &                                          &\mathrm{:T}\mathrm{d}  &     \\
                                          &:\varnothing\mathrm{t}     &                                          &\mathrm{:T}\mathrm{2t}\\
                                          &                                          &:\varnothing\mathrm{d}    &     \\
                                          &                                          &                                          &:\varnothing\mathrm{2t}
\end{matrix}
\right\}$
Не секрет, что ощущения высот воспроиводимы без их дейcтвительной стимуляции.

Можно отставить множество относительных частот (что и делают композиторы, исполнители и слушатели), сосредоточиться на множестве высотных ощущений и заметить, что вертикали похожи на детские пирамидки, с одинаковыми наборами дисков,

$\left\{
\begin{matrix}
\mathrm{:2T}~~~~_\varnothing\\
~\mathrm{:D}~~~~_\varnothing\\
~\mathrm{:T}~~~~_\varnothing\\
~:\varnothing~~~~_\varnothing\\
\end{matrix}
\right\}$

нанизанных в одинаковом порядке на неодинаковые стержни, различаемые по сонантам множества $\left\lbrace:\varnothing_\varnothing~:\varnothing\mathrm{t}~:\varnothing\mathrm{d}~:\varnothing\mathrm{2t}\right\rbrace$ нижайших высот вертикалей:

$\left\{
\begin{matrix}
\mathrm{:2T}_\varnothing&                                         &    &     \\
\mathrm{:D}_\varnothing &                                          &    &     \\
\mathrm{:T}_\varnothing  &\mathrm{:2T}\mathrm{t}&     &    \\
                                          &~\mathrm{:D}\mathrm{t}&    &     \\
                                          &                                          &\mathrm{:2T}\mathrm{d}&     \\
:\varnothing_\varnothing    &~\mathrm{:T}\mathrm{t}&~\mathrm{:D}\mathrm{d}&\mathrm{:2T}\mathrm{2t}\\
                                          &                                          &                                          &\mathrm{:D}\mathrm{2t}\\
                                          &                                          &~\mathrm{:T}\mathrm{d}&     \\
                                          &~:\varnothing\mathrm{t}  &                                          &\mathrm{:T}\mathrm{2t}\\
                                          &                                          &~:\varnothing\mathrm{d} &     \\
                                          &                                          &                                          &:\varnothing\mathrm{2t}
\end{matrix}
\right\}\to\left\{
\begin{matrix}
\mathrm{:2T}\varnothing_\varnothing_\varnothing&                                                                             &    &     \\
~\mathrm{:D}\varnothing_\varnothing_\varnothing &                                                                              &    &     \\
~\mathrm{:T}\varnothing_\varnothing_\varnothing  &\mathrm{:2T}\varnothing\mathrm{t}_\varnothing&     &    \\
                                                                              &~\mathrm{:D}\varnothing\mathrm{t}_\varnothing  &    &     \\
                                                                              &                                                    &\mathrm{:2T}\varnothing\mathrm{d}_\varnothing&     \\
~:\varnothing\varnothing_\varnothing_\varnothing    &~\mathrm{:T}\varnothing\mathrm{t}_\varnothing   &~\mathrm{:D}\varnothing\mathrm{d}_\varnothing&\mathrm{:2T}\varnothing\mathrm{2t}_\varnothing\\
                                                                              &                                                                        &                                          &~\mathrm{:D}\varnothing\mathrm{2t}_\varnothing\\
                                                                              &                                                                         &~\mathrm{:T}\varnothing\mathrm{d}_\varnothing&     \\
                                                                              &~:\varnothing\varnothing\mathrm{t}_\varnothing     &                                          &~\mathrm{:T}\varnothing\mathrm{2t}_\varnothing\\
                                                                              &                                                                           &~:\varnothing\varnothing\mathrm{d}_\varnothing&     \\
                                                                              &                                          &                                          &~:\varnothing\varnothing\mathrm{2t}_\varnothing
\end{matrix}
\right\}$

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение20.12.2015, 22:27 


20/03/08
421
Минск
commator в сообщении #1083372 писал(а):
Свободный Художник в сообщении #1083366 писал(а):
Очень надеюсь, что мы с Вами найдем в конце концов достаточный уровень взаимопонимания для совместной работы. Пока что добавлю дополнительно, что в моей концепции рациональные музыкальные интервалы представляются рациональными лучами на плоской квадратной целочисленной решетке точек, поэтому кажется более естественным говорить о 4-арном отношении гармонической сопряженности на лучах, а не на точках. Как, например, здесь для "звукоряда Орфея":
http://www.px-pict.com/preprints/harmonia/4.html
Найдём с большой вероятностью, а ска́ла Орфея, по сути, вот:

А вот скала Орфея в нотах у Римана (со связыванием с ее нотами тоники, субдоминанты и доминанты):
http://www.px-pict.com/7/3/2/9/1/2/1/6/1.html
Отметим также, что значительное внимание способам деления октавы на квинту и кварту (как некоей основе своих дальнейших построений) уделял и более близкий нам по времени Царлино:
http://www.px-pict.com/7/3/2/3/13/4/9.html

-- Вс дек 20, 2015 23:44:35 --

Мы видим, что Риман усматривал зачатки доминанты и субдоминанты уже в Тетраде ("звукоряде Орфея").
commator в сообщении #1081263 писал(а):
....
Меня привлёк такой материал:
минорное трезвучие является антитезой мажорного, т. е. гармонические призвуки берутся вниз, вместо того, чтобы быть взятыми вверх. Неудобство этой системы в том, что теряется понятие основного тона.
В поисках удобства надо помнить: важнейшими голосами в музыке считаются оба крайних, а не только нижний. С учётом того, что расположенная обычно вверху мелодия принимается за причину для сочинения подходящей гармонии, последняя скорее верхний голос должна поддержать, чем охранять удобства для основного тона внизу.
Ещё на этой привлекательной странице указано, что Рамо был отцом тональной функции доминанта и унарной операции обращения доминанты в субдоминанту.
Рамо определенно исходит из следующего: «Из призвуков основного тона можно слышать только октаву, квинту и терцию. Можно исходить только из этого. Сначала нельзя представить себе другой возможной последовательности. Однако звук, который последует за основным звуком звучащего тела, должен быть в свою очередь основным, так как отделить его от первого звука можно только посредством нового звуча¬щего тела, которое целиком отвечало бы его высоте» (Génération, стр. 40).
Но каждый из основных тонов имеет свою особую гармонию; следовательно, сколько новых основных тонов, столько же новых гармоний. Отсюда — гармоническая последовательность; она про-извольна в том смысле, что каждый из гармонических призвуков, представляющий основной тон, может быть заменен другим. Отсюда — основные последовательности (кратные или делители).

1 — 1/2 1 — 2. Октава вниз и вверх.
1 — 1/3 1 — 3. Дуодецима вниз и вверх.
1 — 1/5 1 — 5. Б. терция через две октавы вниз и вверх.

«Однако из этих последовательностей я, прежде всего, выберу квинту, которая одна дает самый совершенный порядок, как это будет видно; а так как основной звук заставляет звучать две квинты одновременно, одну наверху, другую. внизу (я дал им повсюду название доминанты и субдоминанты) <...>»


У сонантометрии, т. е. алгебры тональных функций, тогда Рамо получается первооткрывателем. Мне помогла попасть в сонантометрию именно доминанта, поскольку доминанта доминанты оказывается удвоенным ощущением увеличения соответствющего стимула, значение которого (число 3) надо возводить в квадрат.
[/quote]

-- Вс дек 20, 2015 23:54:27 --

Ну, а для меня Тетрада -- это, прежде всего (в своей основе) некий группоид Брандта. Ведь именно для нее я первоначально нарисовал соответствующую "таблицу Кэли", которая уже обсуждалась:
http://www.px-pict.com/7/3/2/1/10/1.html
взяв за основу Рис. 1 у Щетникова:
http://www.px-pict.com/7/3/2/1/9/2/6.html

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение21.12.2015, 02:03 


04/03/15
532
Lugansk, Ukraine
Свободный Художник в сообщении #1084150 писал(а):
А вот скала Орфея в нотах у Римана (со связыванием с ее нотами тоники, субдоминанты и доминанты): http://www.px-pict.com/7/3/2/9/1/2/1/6/1.html
Жаль, что Ваши фрагменты бывают больше 800 пикселей в ширину — такие нельзя здесь воочию показать.

Там даны и поныне обычные ноты; по ним ска́лу Орфея первоначально можно описать нечётко, как повелось в системе 12РДО:
Код:
                 ┌──── E4:T — ми-первой-октавы:тоника
                 │
                 │
            ┌─ B3:D — cи-малой-октавы:доминанта
    ┌──── A3:S — ля-малой-октавы:субдоминанта
    │
    │
  E3:T — ми-малой-октавы:тоника

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение21.12.2015, 11:29 


04/03/15
532
Lugansk, Ukraine
commator в сообщении #1084223 писал(а):
Свободный Художник в сообщении #1084150 писал(а):
А вот скала Орфея в нотах у Римана (со связыванием с ее нотами тоники, субдоминанты и доминанты): http://www.px-pict.com/7/3/2/9/1/2/1/6/1.html
<...>
Там даны и поныне обычные ноты; по ним ска́лу Орфея первоначально можно описать нечётко, как повелось в системе 12РДО:
Код:
                 ┌──── E4:T — ми-первой-октавы:тоника
                 │
                 │
            ┌─ B3:D — cи-малой-октавы:доминанта
    ┌──── A3:S — ля-малой-октавы:субдоминанта
    │
    │
  E3:T — ми-малой-октавы:тоника
Для чёткой нотации нужны уточнения и у меня к текущему моменту они определились так:
Код:
                       ┌──── θ-e1:Tt — пифагорейской категории высот ми-первой-октавы:тонант суботонанта 
                       │
                       │
                ┌─ θ-b0:D2t — пифагорейской категории высот cи-малой-октавы:доминант второго субтонанта
      ┌──── џ-a0:Td — камертонного высотного класса ля-малой-октавы:тонант субдоминанта
      │
      │
  θ-e0:Øt — пифагорейской категории высот ми-малой-октавы:оригинант субтонанта

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение22.12.2015, 00:37 


04/03/15
532
Lugansk, Ukraine
commator в сообщении #1084273 писал(а):
Для чёткой нотации нужны уточнения и у меня к текущему моменту они определились так:
Код:
                       ┌──── θ-e1:Tt — пифагорейской категории высот ми-первой-октавы:тонант субøтонанта 
                       │
                       │
                ┌─ θ-b0:D2t — пифагорейской категории высот cи-малой-октавы:доминант второго субтонанта
      ┌──── џ-a0:Td — камертонного высотного класса ля-малой-октавы:тонант субдоминанта
      │
      │
  θ-e0:Øt — пифагорейской категории высот ми-малой-октавы:оригинант субтонанта
Надо ещё добавить, что начальный сонант приписан здесь ноте

θ-e1:Øø — пифагорейской категории высот ми-первой-октавы:оригинант суборигинанта.

На рассматриваемой ска́ле сонант :Øø явно не обозначен, но его чёткая нота присутствует и

:Øø, будучи своебразным джокером в играх с восприятием, действует как
:Tt — тонант субтонанта.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 810 ]  На страницу Пред.  1 ... 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34 ... 54  След.

Модераторы: Jnrty, Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group