Можно сначала разобраться с гармоническим дуализмом в среде рациональных интервалов, а затем уже -- в среде иррациональных интервалов.
Так можно. И нужно, не забывая, однако, что музыкальная гармония и её
интервалы ― логарифмические.
Не числа, а логарифмические образы чисел создают музыкальную гармонию. Поэтому для музыкантов будет всегда хлопотно разбираться с рациональностью/иррациональностью интервалов, выпадающей из области существования музыкальных ощущений в область воспроизводящих ощущения стимулов.
Вот типичное разбирательство опытного музыканта, притом практика, скорее, чем теоретика:
В наличии следующий набор:
- Устойчивые и неустойчивые ступени в ладу ― мажорном или минорном;
- Устойчивые и неустойчивые функции ― T, S, D;
- Устойчивые и неустойчивые аккорды, расположенные на ступенях ладов;
- Устойчиввые и неустойчивые звуки в аккорде.
Разрешение в гармонии ― переход от неустойчивости к устойчивости в каждом из указанных пунктов.
Для мажора:
- Самые устойчивые ступени лада ― 1, 3 , 5; однако и тут существует иерархия устойчивости: 1 самая устойчивая из всех трех ступень: остальные имеют разную меру бОльшей неустойчивости.
- Самая устойчивая функция ― тоника, самая неустойчивая ― доминанта. Субдоминанта по устойчивости ― между ними .
- Любой аккорд относится к какой-то функции, а также строится на ступени лада, несущей ту или иную меру устойчивости или неустойчивости. Это касается и обращений аккордов.
- Устойчивые звуки внутри каждого аккорда основного типа ― трезвучия ― прима, терция и чистая квинта. Это значит, что любая альтерированная ступень ВНУТРИ трезвучия, а также звук, создающий интервал тритона ВНУТРИ аккорда ― является неустойчивым, и соответственно отбрасывает тень на характер устойчивости всего аккорда.
Отсюда следует, что: как все пути ведут в Рим, так и все функциональные неустойчивости в конце-концов ведут, то бишь разрешаются в ТОНИКУ.
Значит тоника как функции (b.) не подлежит разрешению ― она сама разрешение. А вот аккорд доминанту разрешают в тонический аккорд.
Музыканты в логаримическом пространстве музыкальной гармонии разбираются с помощью ладов, ступеней, устоев/неустоев, аккордов и функций:
материал по "гармоническому дуализму"
<...>
Меня привлёк такой материал:
минорное трезвучие является антитезой мажорного, т. е. гармонические призвуки берутся вниз, вместо того, чтобы быть взятыми вверх. Неудобство этой системы в том, что теряется понятие основного тона.
В поисках удобства надо помнить: важнейшими голосами в музыке считаются оба крайних, а не только нижний. С учётом того, что расположенная обычно вверху мелодия принимается за причину для сочинения подходящей гармонии, последняя скорее верхний голос должна поддержать, чем охранять удобства для основного тона внизу.
Ещё на этой привлекательной странице указано, что Рамо был отцом тональной функции
доминанта и унарной операции обращения доминанты в
субдоминанту.
Рамо определенно исходит из следующего: «Из призвуков основного тона можно слышать только октаву, квинту и терцию. Можно исходить только из этого. Сначала нельзя представить себе другой возможной последовательности. Однако звук, который последует за основным звуком звучащего тела, должен быть в свою очередь основным, так как отделить его от первого звука можно только посредством нового звуча¬щего тела, которое целиком отвечало бы его высоте» (Génération, стр. 40).
Но каждый из основных тонов имеет свою особую гармонию; следовательно, сколько новых основных тонов, столько же новых гармоний. Отсюда — гармоническая последовательность; она про-извольна в том смысле, что каждый из гармонических призвуков, представляющий основной тон, может быть заменен другим. Отсюда — основные последовательности (кратные или делители).
1 — 1/2 1 — 2. Октава вниз и вверх.
1 — 1/3 1 — 3. Дуодецима вниз и вверх.
1 — 1/5 1 — 5. Б. терция через две октавы вниз и вверх.
«Однако из этих последовательностей я, прежде всего, выберу квинту, которая одна дает самый совершенный порядок, как это будет видно; а так как основной звук заставляет звучать две квинты одновременно, одну наверху, другую. внизу (я дал им повсюду название доминанты и субдоминанты) <...>»
У сонантометрии, т. е. алгебры тональных функций, тогда Рамо получается первооткрывателем. Мне помогла попасть в сонантометрию именно доминанта, поскольку доминанта доминанты оказывается удвоенным ощущением увеличения соответствющего стимула, значение которого (число 3) надо возводить в квадрат.
Пока мне отцовство тоники и медианты неизвестно, но надо сказать, что ощущение тоники стимулирует число 2:
(ощущение тоники соответствует стимулу 2);
у тоники уникальная способность и подчиняться закону Вебера-Фехнера:
(удвоение ощущения тоники соответствует возведению стимула 2 в степень 2),
и одновременно уклоняться от действия основного психофизического закона:
(удвоение ощущения тоники соответствует удвоению стимула 2).
Не с этим ли связано лишь октавное свойство давать ощущение именного подобия высот?