Последний раз редактировалось superuser 27.10.2015, 12:46, всего редактировалось 1 раз.
В обыденном языке обычно многое "подразумевается", есть "подтекст". При общении этот подтекст всегда учитывается, хотя явно и не проговаривается. Это и понятно, иначе общение утонуло бы во множестве деталей. Например, говорят "встретимся у магазина, как обычно". Предполагается, что участники однозначно толкуют "магазин", "время встречи", и что речь идёт об участниках разговора, а не о третьих лицах. То есть смысл фразы такой: "Ты и я должны завтра явиться к известному магазину в известное время, с известной точностью". Бывает, что этот подтекст трактуют всё-таки неоднозначно, и встреча срывается.
Задача тоже сформулирована на обыденном языке. Многое принимается "по умолчанию". "У причала стояла лодка, которая могла перевозить не больше двух человек". Здесь надо принять по умолчанию, что "лодка стояла в воде, а не была вытащена на берег", что "лодка могла перевозить одного или двоих, но не больше". Формально условию не противоречит лодка с пробитым дном, которая вообще не может плыть (может перевозить ноль человек).
"К реке подошли четверо, которым было необходимо переправиться на противоположный берег". Здесь подтекста очень много. 1) Речь идёт о людях, а не о львах, например, 2) река была не замёрзшая, не обмелевшая, достаточно глубокая и широкая, раз возник вопрос о переправе и лодке, 3) "подошли четверо" - обычно так говорят о группе людей, идущих компактной группой, причём эти люди связаны какой-то общей целью ("ко мне подошли четверо и попросили закурить"). Следовательно, они подошли к реке с одной стороны и одновременно. 4) "...продолжили свой путь" - эта фраза дополнительно подтверждает, что четверо держались вместе, иначе сказано было бы "каждый пошёл своим путём" (как в песне: "и каждый пошёл своею дорогой, а поезд пошёл своей").
При составлении задачи следует учитывать такого рода подтекст. Если автор решил поставить ловушку, то эта ловушка не должна нарушать естественные предположения "по умолчанию". Так что такая задача - это весьма низкопробная головоломка. Сформулировать её красиво, по-видимому, не удастся. Так что в учебнике ей не место.
Тем более что и так встречаются неправильно сформулированные задачи (особенно в современных пособиях по физике для школьников). И приходится объяснять, что "автор задачи, наверно, хотел сказать вот это, но у него не очень хорошо получилось".
-- 27.10.2015, 13:46 --
Можно ещё задаться таким вопросом. "лодку поставили на тот же причал, откуда её и взяли" - означает ли эта фраза, что лодку вообще трогали? Общепринятый подтекст говорит, что да, трогали. А формально - может, и нет. Ведь лодка всё равно в конечном итоге осталась на месте.
|