2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1 ... 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 ... 15  След.
 
 
Сообщение15.06.2008, 09:55 


11/06/08
13
МИБ

Как определить какие понятия могут быть достроены до бесконечных, ведь не всякие понятия имеют бесконечную природу? Это особый класс понятий или любое понятие, созданное наукой можно достроить до бесконечного? К примеру, понятие поля.

Или так: во что может развиться теория множеств вообще и парадокс Рассела в частности при переходе на логику бесконечных понятий?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.06.2008, 11:01 


11/04/08
174
Доброе время суток.
МИБ писал(а):
Примеры таких объектов - мышление, понятие и пр. В общем случае - некоторое целое, вне которого нет никаких его частей. Целое - то, вне чего ничего нет (Аристотель).

Ээ,насколько я понимаю данное утверждение,то целое-абсолютное -единое- единственное?То есть, мы то внутри или все же снаружи?Или и там и там,как посмотреть.Однако, диалектика это такая глыба:
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001b/00161344.htm

..что на месте «диалектики» находится лишь ее пустая оболочка – «груда пелен» формализованного фантома, который принимался (и выдавался) за «диалектику».

Таким образом, ответ на поставленный вначале статьи вопрос можно сформулировать следующим образом: диалектика была и остается неведомой, и останется таковой до тех пор, пока для самой себя продолжит свое посмертное, призрачное существование в формально-логической оболочке. Диалектика сейчас лишь кажимость потому, что является не предметом знания, а в лучшем случае предметом веры в то, что такое знание существует.
В свое время эту странную особенность диалектического знания увидел и понял В.И.Ленин:
«Нельзя вполне понять «Капитала» Маркса и особенно его I главы, не проштудировав и не поняв всей Логики Гегеля. Следовательно, никто из марксистов не понял Маркса 1/2 века спустя!!»
(С)А дело так и не сдвинулось.
Пахать и пахать!
Гегеля читать.А если еще и пытаться понять,подвиг..
P.S.Я вот из Гегеля немногое смею недеяться, но понял,однако, чего оно стоило.. :evil:

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.06.2008, 14:09 
Заблокирован
Аватара пользователя


21/04/06

4930
Цитата:
Гегеля читать.А если еще и пытаться понять,подвиг..


Лучше читать философа Спинозу. У него в трех словах вся (!) диалектика.


"ограничение есть отрицание" (determinatio est negatio)

Далее развивайте мысль. Для этого не нужно быть философом.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.06.2008, 16:35 


11/06/08
13
Шимпанзе

Шимпанзе писал(а):
Лучше читать философа Спинозу. У него в трех словах вся (!) диалектика.

Так все просто? А Кант и Гегель что же старались?


ZVS
ZVS писал(а):
P.S.Я вот из Гегеля немногое смею недеяться, но понял,однако, чего оно стоило

Ну так поделитесь знанием. :)

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.06.2008, 17:13 


11/04/08
174
Это лучше здесь продолжить :
http://dxdy.ru/viewtopic.php?p=126952#126952

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.06.2008, 19:21 


10/06/08
40
ZVS

Цитата:
Ээ,насколько я понимаю данное утверждение,то целое-абсолютное -единое- единственное?То есть, мы то внутри или все же снаружи?


Мы - внутри. Более того, мы неразделимы с этой внутренностью, как орган неразделим с организмом.

Цитата:
диалектика была и остается неведомой, и останется таковой до тех пор, пока для самой себя продолжит свое посмертное, призрачное существование в формально-логической оболочке.


Да, диалектика не может существовать как некоторая неклассическая логика в традиционном смысле.


Ребяята.

Наверное, чтобы внести больше ясности в вопрос, есть смысл кратко изложить суть диалектической логики. Заодно станет лучше видно и построение Платона в диалоге "Парменид", и форма парадокса Рассела в дилектике, и роль Гегеля в философии.

Для понимания нам потребуется некоторая доля абстракьного мышления, а также понимание того, что одним и тем же словом могут обозначаться как представления, так и понятия. Но сущность того и другого качественно различна (о чем я писал выше в этой теме в начале предыдущей страницы).

Извините, если несколько длинновато и скучновато. :(

Абсолютное - то, вне чего ничего нет. Т.е. это такое А, для которого не существует никакого В, с помощью которого мы могли бы построить хоть какое-то формально-логическое высказывание (напомню: в основе конструкций формальной логики лежит только одна бинарная операция вроде стрелки Пирса или штриха Шеффера, унарных операций в формальной логике не существует).

Значит, чтобы Абсолютное стало предметом хоть какой-то логики, необходима какая-то унарная логическая операция, операция, переводящая Абсолютное в нечто другое, но так как вне него нет ничего другого, то нужна унарная операция перевода Абсолютного в другое самого себя, операция, осуществляющая автомрофизм Абсолютного.

Унарная логическая операция, осуществляющая автоморфизм Абсолютного, введена Гегелем и названа им "абсолютное отрицание" или "негация".

Сейчас нужно ясно отдавать себе отчет, чем мы собираемся заниматься.

В нашем мышлении уже есть почва для нашей работы - перевода бесконечных представлений, таких как "ВСЕ", "НИЧТО", АБСОЛЮТНОЕ", "ОТНОСИТЕЛЬНОЕ" и т.д. в бесконечные понятия, т.е в форму определения, пригодного для логического использования, а не только для интуитивного. Но это - только почва. Например, определение Абсолютного мы уже дали, т.е. Абсолютное уже "положено в понятии", но оно также и положено в представлении. Мы должны все время внимательно следить за тем, что уже "положено" в форму бесконечного понятия, а что еще пока только почва, только представления, которые ассимилируется в процессе автоморфизма Абсолютного в понятия.

Итак, применяем к определению "то, вне чего ничего нет" операцию отрицания. Получим "то, вне чего что-то есть". Приведенные слова - еще только представления. Но другого материала мы пока не имеем!

Операция негации Абсолютного приводит к Относительному, к соотношению сторон, каждая из которых есть конечное, то, вне чего что-то есть. Ведь то, вне чего что-то есть, само есть то, что есть вне того, вне чего оно есть. :) :shock:

Итак, негация уничтожает наше Абсолютное, превращает его в Относительное, в пару соотносящихся друг с другом конечных.

Каждое конечное есть предел для другого, опредЕливает другое, определЯет его. И никаких других определений в полученном соотношении нет.

Итак, результат негации - пара конечных объектов, определенных как "одно не есть другое". Каждое есть однозначное отрицание другого. Каждое противоположно другому. И никаких других определений полученная форма Абсолютного в себе не порождает.

Отметим, что определения и того и другого - тождественны: "каждое есть не другое". Определения взаимообусловлены: нет одной из сторон определения - исчезает и его другая сторона, исчезает сама относительная форма абсолютного. Каждое в относительном есть конечное лишь благодаря его другому, или каждое А есть постольку, поскольку есть ограничивающее его не-А. Но и не-А есть лишь постольку, поскольку есть А. Поэтому А не есть А в себе, А есть А только через свою противоположность, через не-А, А есть не-не-А, отрицание отрицания самого себя. Лишь в логическом отношении стороны сохраняют себя как устойчивые противоположности.

Итак: оба конечные в форме относительности имеют тождественное определение: каждое есть отрицание другого.

(Приведу кусочек из "Парменида" - уж больно хорош!

Цитата:
Но обнаружилось также, что единое тождественно с другим.

А ведь это противоположные состояния - быть тождественным с другим и быть отличным от другого.

Но поскольку они различны, они оказались подобными.

Следовательно, при тождестве они будут неподобными в силу свойства, противоположного свойству уподобления. Ведь подобным их делало иное?

Значит, неподобным их будет делать тождественное, иначе оно не будет противоположно иному.

Итак, единое будет подобно и неподобно другому: поскольку оно иное - подобно, а поскольку тождественное - неподобно.



Первая теорема Гегеля гласит: Абсолютное есть тождество противоположностей.

Теперь пороемся в представлениях и созерцаниях и попробуем отождествить что-нибудь из этой почвы с полученными понятиями. Предлагаю обозвать одну половинку Относительного - БЫТИЕ, другую половинку именем, противоположным представлению о Бытии, - НИЧТО.

Теперь теорема Гегеля звучит так: Абсолютное есть тождество БЫТИЯ и НИЧТО.

Теперь представления о бытии и ничто положены также и в форму понятия.

Упомянутая логическая взаимозависимость бытия и ничто есть некоторая целостность, равная Абсолютному. Но это уже не та неопределенность Абсолютного, что была перед применением к нему негации, а определенность, в которой Абсолютное определено как логическое движение, как логическая взаимообусловленность своих противоположных моментов - БЫТИЯ и НИЧТО, как их логический взаимопереход, как ВОЗНИКНОВЕНИЕ (переход от НИЧТО к БЫТИЮ) и ИСЧЕЗНОВЕНИЕ (переход от БЫТИЯ К НИЧТО).

(Сравните с логическим движением определения множества всех несобственных множеств в парадоксе Рассела)

(Как видите, попутно мы определили еще две категории, положили "в понятии" ВОЗНИКНОВЕНИЕ и ИСЧЕЗНОВЕНИЕ, до того нами хотя и использовавшихся, но бывших в форме представления).

Теперь наше определение "Абсолютное есть то, вне чего ничего нет" осталось позади. Теперь мы имеем дело с другим Абсолютным, Абсолютное обрело другую форму самого себя - форму динамического единства своих противоположностей. Такую форму следовало бы и назвать как-то иначе: не Абсолютное, а...

СТАНОВЛЕНИЕ подойдет?

Теперь представление о СТАНОВЛЕНИИ также положено в понятии.

Итак, что мы сделали?

1. Исходный "тезис" - Абсолютное.

2. Анализ ("антитезис") - Относительное.

3. Синтез ("синтез") - Становление.

Абсолютное, опосредуя себя через заключенную в нем противоположность (Относительное) возвращается из этого отрицания в себя в обновленной форме (Становление). Становление есть не-не-Абсолютное.

Теперь Становление может быть подвергнуто негации. Оно также распадается на пару конечных, каждое из которых есть уже нечто, в себе определенное - смесь Бытия и Ничто.

Эти конечные существуют в Становлении также как логически взаимообусловленные противоположности. Одну назовем НЕЧТО. Другую ДРУГОЕ. После синтеза получим новую форму Абсолютного. Назовем ее НАЛИЧНОЕ БЫТИЕ.

Отметим, что Становление - результат первого отрицание Абсолютного, а Наличное Бытие - отрицание Становления, т.е. Наличное Бытие (отрицание отрицания абсолютного) - категория, тождественная с Абсолютным, но уже, в отличие от Абсолютного, имеющая определенность в понятии.

Итак, Наличное Бытие есть первая определенность Абсолютного. Назовем такую определенность КАЧЕСТВОМ.

Теперь можем сказать, что и НЕЧТО и ДРУГОЕ обладают в Наличном Бытии определенностью - КАЧЕСТВОМ.

Но и само качество теперь положено, как понятие, само вступило в сферу Наличного Бытия, и следовательно, так же обладает определенностью - качеством. В чем качество Качества?

Качество не того или иного конкретного наличного бытия, а качество само по себе, безразличная к конкретным качествам определенность? С какой категорией в представлении отождествить равнодушную качеству определенность, определенность лишь самого качества, степень его выраженности? Предлагается с такой безразличной качеству определенностью ассоциировать категорию КОЛИЧЕСТВО.

Таким образом, КОЛИЧЕСТВО также является определенностью наличного бытия, но определенностью не качественной, а наоборот, определенностью, равнодушной к качественной. Тем самым, будучи не равной качеству определенностью наличного бытия, количество есть также и качество. Само же качество есть эта двойственность в себе качества и количества, каждый из моментов которой ограничивает другой момент. Тем самым, наличное бытие существует лишь в форме количественно ограниченного качества, и равным образом - качественно ограниченного количества. Так определенное Наличное Бытие есть МЕРА.

И т.д.

В данной иллюстрации хочу обратить внимание на

1) роль абсолютного отрицания;
2) роль определенного отрицания в сфере конечных; благодаря определенности не теряеися нить рассуждений в сфере бесконеччного (неустранимого) противореччия.

Этот фрагмент разъясняет лишь малую, к тому же формальную часть диалектической логики, но для одного поста, думаю, более чем достаточно!

И... Я не стремлюсь к строгости здесь, а к понятности. :) Удалось ли?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.06.2008, 20:36 
Заблокирован
Аватара пользователя


21/04/06

4930
МИБ

Цитата:
Этот фрагмент разъясняет лишь малую, к тому же формальную часть диалектической логики


На мой взгляд - это точно. Изложенное не философия.
Кстати , по поводу гегелевской триады. Вы убеждены , что она (триада) работает? В философии Спинозы трудно найти -синтез. Мне не удалось. Тезис - есть, антитезис -есть. А вот с их синтезом, проблема. Есть ли он?
Не будем мелочиться и проверим на "высоком" уровне. Иудаизм - тезис, христианство - антитезис. Ислам - синтез ли?! Скорее полный развал мировой религии....А может и нет.....

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение16.06.2008, 09:15 


10/06/08
40
Шимпанзе

Вообще, терминология "тезис-антитезис-синтез", наверное, пришла в работы критиков гегелевской философии из Шеллинга. По крайней мере, сам Гегель не придавал сколь-нибудь существенного значения триаде, насколько я знаю.

Пару слов, за что Гегель ценил Спинозу.

Спиноза совершил революцию в философии: отказался от богословского пустозвонства, вернулся к истокам философского мышления, провозглашенным Платоном и развитым Аристотелем - к мышлению в понятиях. Вытащил ее из темноты представления на свет Разума, в сферу Понятия. Показал, что философия и понятие - неразрывны. Что философские выводы делаются не посредством туманной субъективной интуиции, а посредством непререкаемой логики. Причем логики не формальной, а логики в бесконечных понятиях, в терминах саморефлексивной субстанции - причины самой себя. Показал, что с такими самопротиворечивыми объектами можно работать системно, отделяя ложные суждения от истинных. Продемонстрировал необычный для того времени аксиоматический метод для мышления в бесконечных понятиях.

В философии Спинозы стало впервые отчетливым требование единства содержания и формы философской системы. Бесформенное содержание мышления категорически не является философией! Философствовать - значит, строго доказывать.

Что касается "ахиллесовой пяты" "Этики" Спинозы, то с этим можно бужет разобраться попозже. Но для этого нужно понять, что сделал Кант, опираясь на достижения Баруха. (Думаю, антиномии "чистого разума" появились в большей степени благодаря ясности Спинозы, нежели эмпиризму Юма).

Сейчас же, кажется, нужно прояснить эмпирическую направленность моего предыдущего, довольно абстрактного поста на тему динамической логики бесконечных понятий.

Мы видели, что огромную роль в приведенной логике играет взаимообусловленность понятий (категорий, в нашем примере). Категории получают свое содержание только через логические соотношения с другими категориями. Какое отношение все это имеет к реальности? В частности, чем отличаются категория "взаимообусловленность" в формальной логике от той же категории в диалектической?

Если глянуть на работающего тоакря, скажем, то видно, что работа станка обуславливает его действия, и наоборот, действия токаря обуславливают действия станка. Токарь и станок находятся в отношении взаимообусловленности.

Разорвем эту связь. Что произойдет? Станок останется станком, он ничуть не потеряет своего существенного определения "станок". Он потеряет лишь несущественую ему обусловленность. Остановившись, выйдя за пределы обусловленности, станок остается самим собой.

То же и токарь.

И токарь, и станок имеют логические основания своих определений в самих себе, эти понятия самодостаточны, и то, что они вступили или не вступили в какое-то, определяемое их понятием взаимодействие, не меняет самих определений этих понятий. Я говорю, что здесь мы имеем дело со статическими определениями, с понятиями, устойчивыми статически.

Взаимообусловленность, понимаемая описанным образом, есть внешнее отношение самостоятельно сущих, не обязанных пребывать в этом отношении для своего самосохранения. Такое понимание категории "взаимообусловленность" является предметом формальной логики.

Итак, в формальной логике отношения ("взаимообусловленность" - только пример отношения) не являются чем-то настолько существенным, чтобы они были способны изменить существенные определения самих сторон, входящих в отношение. Например, отношение тождества "А есть В" не затрагивает ни А, ни В, они останутся теми же, если мы решим абстрагироваться от этого отношения. Также отношение "А или В", "А влечет В" и т.п. демонстрируют ту же природу. И только соотношение себя с собой, саморефлексивное отношение А к себе как "не-А", позволяет худо-бедно имитировать движение, выражать какое-то содержание. Это - единственное отношение, коренным образом меняющее А, меняющее существенное определение объекта, вступившего в это отношение. Отношение, в котором само определение А исчезает.

Итог: в формальной логике объекты отношений существенны, сами отношения - несущественны. Отношения в формальной логике внешни по отношению к понятиям. И познание в сфере таких отношений есть "внешнее познавание".

Какова альтернатива такому положению дел с отношениями? Очевидно, положение, утверждающее, что существенны отношения, несущественны стороны отношения. Альтернативны такие ситуации, когда потеря отношения становится потерей существенных определений соотносящихся сторон.

Пример - живой организм. Отношение - взаимообусловленность сердца и остальных органов. Сердце работает только потому и до тех пор, пока все остальные органы доставляют ему все необходимое. И наоборот, все остальные органы работают худо-бедно потому, что сердце доставляет им "специфический, обусловленный разделением труда" продукт своего "труда".

Организм существует только в процессе взаимообмена производимых каждым органом "стоимостей", продуктов не для себя, а для обмена, на "потребительные стоимости", создаваемые другими органами.

Выведите сердце и остальной организм из естественного отношения взаимообусловленности - и через четверть часа вместо объекта с определением "организм" вы получите объект с совершенно другим определением - "груда мяса, костей и ливера".

Органическое отношение обусловленности, следовательно, таково, что стороны отношения сохраняют свои определения лишь благодаря самому отношению, но теряют эти определения с потерей отношения. Отношение есть логическое основание определений его сторон, стороны в себе такого основания непосредственно не имеют, их самообоснование лежит в сфере их непрерывного опосредования другим, которое, в свою очередь, опосредуется другим. Устойчивое состояние органа есть результат самоопосредования себя собой посредством другого самого себя. Орган существует лишь динамически, лишь как другое другого, как отрицание отрицания. Организм устойчив динамически. И в принципе не способен к статической устойчивости.

Итак, в отличие от механистической (формальной) логики, динамическая логика исследует объекты, в которых примат отдается отношениям, объекты, чьи определения не статичны, а существенно есть функции отношений. Тем самым, в динамической логике невозможно мыслить нечто в абстракции от его отношений. Иначе говоря, динамическая логика не может сохранить логическую определенность объекта вне зависимости от характера его отношений.

Иначе говоря, в динамической логике невозможно непосредственное отношение саморефлексии "А = А". В ней допустимо только соотношение "А = не-не-А". Форма существования логических объектов динамической логики есть динамический процесс отрицания отрицания этими объектами себя, т.е. их существование возможно только как становление.

Видим, что закон непротиворечия в принципе невозможен в динамической логике. Подчеркну, не несправедлив, не ограничен, - а не возможен в принципе! Диалектика с законом непротиворечия - сапоги всмятку!

Место этого закона занимает закон обязательного опосредования: А = не-не-А, закон обязательного полагания второго, закон определенного отрицания, закон обязательной обусловленности.

Отмечу в заключение, что таким "органическим" строением обладает и общество, и экосистемы, и мышление, и, кажется, не чужды им и квантовые системы.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение16.06.2008, 16:29 
Заблокирован


13/06/08
40
Цитата:
Не совсем. Если мы хотим, чтобы из побега сосны выросло большое дерево, то для этого не обязательно укреплять само семя, из которого вырос побег.


Не обязательно если мы хотим, чтобы это дерево просто выросло, а уж каким оно вырастет нас не интересует, а вот если мы хотим, чтобы это дерево выросло максимально жизнеспособным, то таки обязательно.

Цитата:
Хотя, конечно, это не отрицает нужности работы семеноводов по улучшению качества семян!


Эта работа не просто нужна, а необходима(если конечно нас интересует качество растений).

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение17.06.2008, 13:08 


11/06/08
13
МИБ

МИБ писал(а):
Итак, Наличное Бытие есть первая определенность Абсолютного. Назовем такую определенность КАЧЕСТВОМ.

Круто Вы гребёте. Ну хорошо, получите некую цепочку абс._n = $не - не абс.$_{n-1}. Пришли к мере. Затем также получим определенность меры, а затем определенность определенности меры. Как далеко мы пойдем и что это нам даст я пока не совсем понимаю.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение17.06.2008, 14:46 


10/06/08
40
смута

Определения понятий в конце концов упираются в категории. Задача - выявить структуру категорий, понять их, как систему. Эта система - микромир понятия.

Я тоже плохо понимаю, что нам дает понимание микроструктуры понятия. Наверное, раньше также было неясно, что нам даст понимание микроструктуры вещества....

Вопрос открыт, проблема не исследована :)

Я здесь пока пытаюсь только вернуть правильное понимание философии Гегеля.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение17.06.2008, 15:03 


11/06/08
13
МИБ

МИБ писал(а):
Я тоже плохо понимаю, что нам дает понимание микроструктуры понятия.

Я вижу Вы хорошо знакомы с Гегелем. Что он говорил на эту тему? Насколько глубоко он понял структуру понятия и её значимость?

МИБ писал(а):
Я здесь пока пытаюсь только вернуть правильное понимание философии Гегеля.

Т.е. грубо говоря, цель философии Гегеля это структура бесконечного понятия?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение17.06.2008, 19:42 


10/06/08
40
смута

Цитата:
Т..е. грубо говоря, цель философии Гегеля это структура бесконечного понятия?


Да. По существу, Гегель решает три задачи.

1. Показать, что мышление не есть нечто от века данное, а дело рук и ума всего эволюционирующего человечества. Мышление есть объективное рукотворное произведение исторического процесса. Т.е., что мышление существует объективно, вне и независимо от отдельной личности (ну, не совсем независимо!), и дано нам объективно, в ощущениях. Что-то вроде того, как дан Интернет компьютеру.

2. Мышление есть производство мыслей по определенным технологиям, вырабатываемым в процессе накопления практики мышления. Во времена Гегеля наиболее развитой конечнойй формой мышления была наука, а наиболее развитой бесконечной формой - религия и искусство. Следующая форма, нарождающаяся из хода эволюции, должна соединять в себе мышление в понятиях с отрицанием его конечности, и мышление в бесконечных представлениях с отрицанием представления. Т.е., мышление должно быть представлено как мышление в бесконечных понятиях - как абсолютная идея. На этом завершается "Феноменология духа".

3. Вторая часть работы Гегеля - продолжение "Феноменологии" - "Наука логики". Здесь рассматривается фундамент мышления в бесконечных понятиях, завершающийся понятием понятия, т.е. снова абсолютной идеей, но выраженной не в форме исторического неразвитого требования, как в первой части, а в форме развитой в понятии всеобщности.

Цитата:
Насколько глубоко он понял структуру понятия и её значимость?


Понял, ИМХО, глубоко. Но выразить так сразу всю эту махину практически на пустом месте трудно даже Гегелю.Он - первопроходец, и не столь стремился к удовлетворительной детализации доказательств, сколь к хотя бы минимальной доступности для понимания излагаемого предмета.

Вообщем-то, понятно. Мы же не ставим в вину Колумбу, что он не представил точных географических, геологических и пр. карт открытой им Америки! И не изложил ее будущего применения человечеством! :)

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение17.06.2008, 21:00 
Заслуженный участник


18/03/07
1068
МИБ писал(а):
Вторая часть работы Гегеля - продолжение "Феноменологии" - "Наука логики".
Эээ…

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение18.06.2008, 11:10 


10/06/08
40
Ребята.

Мне кажется на сегодня наиболее насущной задачей является достижение понимания предмета философии, его особенности и отличия его от предмета науки. Осознав в чем заключается это различие, можно начинать двигаться в область бесконечного понятия более осмысленно.

Я уже много здесь писал на этот счет. Теперь же приведу мнение авторитетов от математики и философии.

Не буду вдаваться в детали кризиса оснований математики. Важно, что во всех парадоксах (в том числе и в расселовском), которые вызвали тревогу, содержится момент "самовключенности", момент абсолютного бесконечного.

Тем не менее, при чтении современной философской литературы, как и при просмотре форумов, бросается в глаза полное отсутствие интереса философов к понятию бесконечности. Хотя это понятие является для философии центральным. Не интересоваться природой и формами бесконечного – значит, не интересоваться ни Абсолютным, ни мышлением, ни вообще философией. Поэтому уделим ему еще раз немного внимания.


А). Бесконечность в математике. Взгляд Г.Кантора.

Я выбрал в качестве образца понимания природы бесконечного математика Г.Кантора. Он, на мой взгляд, наиболее точно формулирует различие между математическими бесконечностями, с одной стороны, и математическим и философским - с другой. Кроме того, его точка зрения широко известна и принята.

Свой взгляд он разъясняет в статье "О различных точках зрения на актуальное бесконечное".

Имеет место, пишет он, "...существенное различие понятий потенциальной и актуальной бесконечности, - причем первая означает переменную конечную величину, растущую вверх вне всяких конечных границ, а последнее - некоторое замкнутое в себе, постоянное, но лежащее по ту сторону всех конечных величин количество...". Далее Кантор настаивает на законности применения актуально бесконечного в математике. Непризнание актуального бесконечного - ошибка, которую совершают, в частности, "...все так называемые позитивисты и их родня". Одно лишь потенциальное бесконечное "...само по себе не обозначает никакой идеи".

Эта оценка - камушек в огород современной философии, запутавшейся в азах бесконечного, поэтому-то к философии и не относятся как к науке.

В наше время разделение бесконечного на потенциальную и актуальную, насколько мне известно, с небольшими индивидуальными вариациями принято всей современной наукой. При этом такое разделение, по существу, есть разделение на собственно конечное (потенциальное) и собственно бесконечное (актуальное), лежащее по ту сторону всех конечных величин, неконечное. Актуальная бесконечность ограничена, оконечена лишь сферой конечного, это - конечное отрицание конечного. Итак, Кантор утверждает, что бесконечное существует как ограниченное, конечное бесконечное. Может, он не подозревает о бесконечном бесконечном?

Посмотрим.

"Часто происходит смешение другого рода, а именно двух форм актуально бесконечного (Обратите внимание! – М.), причем смешивается трансфинитное с абсолютным. Между тем эти понятия явно различны в том отношении, что первое следует мыслить, конечно, бесконечным, но все же доступным дальнейшему увеличению, тогда как последнее приходится считать недоступным увеличению, а потому математически неопределимым".

Таким образом, Кантор однозначно утверждает, что кроме математического бесконечного есть и другое, "абсолютное" (философское, как мы увидим позже) бесконечное. Это бесконечное принципиально не поддается познанию математическими методами, оно даже не может быть определено в математических терминах.

Очень показательна мысль, что быть "недоступным увеличению" влечет "математически неопределимо". Понимание причины, лежащей в основе этой импликации, и есть тот рубеж, где кончается математика и начинается философия.

И здесь Кантор также предельно конкретен. Он пишет: "С этой ошибкой мы, например, встречаемся в случае пантеизма, и она образует ахиллесову пяту этики Спинозы". Далее: "...со времен Канта среди философов укрепилось ложное представление, будто абсолютное является идеальным пределом конечного, между тем как в действительности этот предел можно мыслить лишь как некое трансфинитное, и притом как минимум всех трансфинитов...". И еще: "Пантеист Гегель не знает никаких существенных различий в актуальном бесконечном". (Внимание обратили!? Запомним: у Гегеля не хватило тяму для понимания различия в актуальном бесконечном в смысле Кантора! – М.)

Т.е. Гегель не знает, чем отличается трансфинитное («дурное», в его терминологии, бесконечное от абсолютного («истинного», по Гегелю) бесконечного. Оригинальное прочтение «Науки логики»!

В заключение: "Неустойчивость в определении понятий и связанная с нею путаница, занесенная около века тому назад с далекого востока Германии (намек на Кенигсберг. - М.) в философию, нигде не обнаруживается столь ясно, как в вопросах, относящихся к бесконечности".

И хотя математик Кантор не слишком силен в философии, вменяя Канту определение, данное Аристотелем, а также полагая, что мыслить можно только математически, либо никак, считая Гегеля непонимающим различий форм бесконечности и т.д., - мы видим здесь ясное понимание различных подходов к бесконечному и категорическое утверждение о важности этого понятия для философии и математики, утверждение, что различие между Платоном, Аристотелем, Спинозой, Кантом, Гегелем, с одной стороны, и Кантором, Фреге, Расселом, Гильбертом - с другой, есть различие в понимании природы бесконечного. Это понимает почти любой математик, но назвать современного философа с аналогичным пониманием я затрудняюсь.


В). Бесконечность в философии. Взгляд Г.Гегеля.

«Главное в том, чтобы различить истинное понятие бесконечности и дурную бесконечность, бесконечное разума и бесконечное рассудка; однако последнее есть оконеченное бесконечное, и мы видим, что, удерживая бесконечное чистым от конечного и вдали от него, мы его лишь оконечиваем».

Итак, за сотню лет до вышецитированной работы Кантора Гегель, опираясь на Канта, сформулировал (впервые!) кардинальное различие понятий философского и математического бесконечного. Это и означает, по словам Кантора, что Гегель «не знает никаких существенных различий в актуальном бесконечном»! Смотрите дальше, если еще остались какие-то сомнения:

«Уже раньше шла речь о дурной бесконечности и связанных с ней заблуждениях; всеобщность понятия - это достигнутая потусторонность; указанная же бесконечность остается отягощенной потусторонним как чем-то недостижимым, поскольку она остается просто прогрессом в бесконечное, …понятие, единственно в котором вся суть и которое есть в себе и для себя бесконечное, тем самым исключено из этого познания» (т.е., традиционного научного познания - М.Б.)..

Актуальная, как трансфинитная, бесконечность – то, что всегда недостижимо. Математическое, канторовское, бесконечное не является собственно бесконечным, т.к. за его пределами остается, помимо прочего, и конечное, которое ограничивает указанное бесконечное,. Тем самым, математическое бесконечное внутренне противоречиво, это – конечное бесконечное.

«Это противоречие сразу же сказывается в том, что наряду с бесконечным остается конечное как наличное бытие; имеются, таким образом, две определенности; имеются два мира, бесконечный и конечный, и в их соотношении бесконечное есть лишь граница конечного и, следовательно, само есть лишь определенное, конечное бесконечное».

Наука, рассудок используют лишь конечные объекты в познании, и трансфиниты – не исключение. Соответственно, понятия, отражающие эти конечные сущности в мышлении, также конечны, односторонни. Понятие в спекулятивном смысле кардинально отлично от понятия рассудочного, как абсолютное бесконечное отлично от актуального.

«Нужно различать между понятием в спекулятивном смысле и тем, что обычно называют понятием. Тысячи и тысячи раз повторявшееся и превратившееся в предрассудок утверждение, что бесконечное не может быть постигнуто посредством понятия, имеет в виду понятие в последнем, одностороннем смысле».

Столь обильное цитирование призвано показать, насколько важно понимание идеи бесконечного как для математики, так и для философии. Однако, если математик ясно понимает это различие, ибо забыть о нем – значит рисковать попасть в лапы какому-либо парадоксу типа Рассела, то философ сплошь и рядом о таком различии даже не подозревает. Складывается впечатление, что речь идет о чем-то, открытом в математике, и еще не дошедшем до философии, не существенном для нее! И, в результате, философ просто не способен выкарабкаться из лап вышеозначенных парадоксов.

Добавлено спустя 30 минут 58 секунд:

Смута!

После приведенных разъяснений, наверное, станет яснее интерес Гегеля к бесконечным понятиям и к самому абсолютному бесконечному. Выберу наугад пару десятков цитат из "Науки логики", иллюстрирующих тот предмет, который он считал предметом философии.

Т.е., я попытаюсь вкратце ответить словами самого Гегеля на Ваш вопрос:

Цитата:
Я вижу Вы хорошо знакомы с Гегелем. Что он говорил на эту тему? Насколько глубоко он понял структуру понятия и её значимость?


1. "...ПОНЯТИЕ ЕСТЬ ФОРМА АБСОЛЮТНОГО, которая выше бытия и сущности".

2. "Чистое понятие есть АБСОЛЮТНО БЕСКОНЕЧНОЕ, необусловленное и свободное".

3. "Изолированное устойчивое наличие конечного, которое прежде определялось, как его для-себя-бытие, а также как вещность, как субстанция, есть в своей истине всеобщность, и в эту форму БЕСКОНЕЧНОЕ ПОНЯТИЕ облекает свои различия, — в форму, которая сама и есть как раз одно из его различий".

4. "И в самом деле, так как принцип философии — БЕСКОНЕЧНОЕ СВОБОДНОЕ ПОНЯТИЕ и все ее содержание основывается исключительно на нем, то метод чуждой понятия конечности не подходит к этому содержанию".

5. "Уже раньше шла речь о дурной бесконечности и связанных с ней заблуждениях;
ВСЕОБЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ — ЭТО ДОСТИГНУТАЯ ПОТУСТОРОННОСТЬ; указанная же бесконечность остается отягощенной потусторонним как чем-то недостижимым, поскольку она остается просто прогрессом в бесконечное".

6. "...ПОНЯТИЕ, единственно в котором вся суть и которое ЕСТЬ в себе и для себя БЕСКОНЕЧНОЕ, тем самым исключено из этого (научного — М.Б.) познания".

7. "Главное в том, чтобы РАЗЛИЧИТЬ ИСТИННОЕ ПОНЯТИЕ БЕСКОНЕЧНОСТИ и дурную бесконечность, бесконечное разума и бесконечное рассудка; однако последнее есть оконеченное (verendlichte) бесконечное, и мы увидим, что, удерживая бесконечное чистым от конечного и вдали от него, мы его лишь оконечиваем".

8. "Это противоречие сразу же сказывается в том, что наряду с бесконечным остается конечное как наличное бытие; имеются, таким образом, две определенности; имеются два мира, бесконечный и конечный, и в их соотношении бесконечное есть лишь граница конечного и, следовательно, само есть лишь определенное, КОНЕЧНОЕ БЕСКОНЕЧНОЕ (актуальное трансфинитное, по Кантору — М.Б.)".

9. "...БЕСКОНЕЧНОЕ ПОНЯТИЕ здесь – только сущность".

10. "Нужно различать между понятием в спекулятивном смысле и тем, что обычно называют понятием. Тысячи и тысячи раз повторявшееся и превратившееся в предрассудок утверждение, что бесконечное не может быть постигнуто посредством понятия, имеет в виду понятие в последнем, ОДНОСТОРОННЕМ смысле".

11. "Вопрос сводится, следовательно, к выяснению того, что суть формы бесконечного и что суть формы конечного. В обыденном сознании не возникает никаких подозрений при пользовании конечными определениями мышления, и оно без околичностей признает за ними значимость. Но все ЗАБЛУЖДЕНИЯ ПРОИСХОДЯТ оттого, что мыслят и действуют согласно КОНЕЧНЫМ определениям".

12. "Когда мы говорим о мышлении, мы должны различать между конечным, лишь рассудочным, мышлением, и бесконечным, разумным мышлением. Определения мышления, которые мы непосредственно преднаходим изолированными, суть конечные определения. ИСТИННОЕ же ЕСТЬ В СЕБЕ БЕСКОНЕЧНОЕ, которое НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВЫРАЖЕНО и осознано посредством конечного. Выражение "бесконечное мышление" может казаться странным, если придерживаться представления новейшего времени, будто мышление всегда ограничено. На самом деле, однако, МЫШЛЕНИЕ по своей сущности В СЕБЕ БЕСКОНЕЧНО. Конечным называется, выражаясь формально, то, что имеет конец, то, что есть, но перестает быть там, где оно соприкасается со своим другим и, следовательно, ограничено последним. Конечное, таким образом, состоит в отношении к своему другому, которое является его отрицанием и представляет собой его границу".

13. "БЕСКОНЕЧНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ, которую ИЩЕТ РАЗУМ, существует, таким образом, в мире, хотя она и существует не в своей истине, а в чувственном единичном образе".

14. "Только Кант определенно выдвинул различие между рассудком и разумом и установил это различие следующим образом: рассудок имеет своим предметом конечное и обусловленное, а РАЗУМ — БЕСКОНЕЧНОЕ И БЕЗУСЛОВНОЕ".

15. "С точки зрения прежней метафизики считалось, что если познание впадает в противоречия, то это лишь случайное заблуждение, основанное на субъективной ошибке в умозаключении и рассуждении. Напротив, согласно Канту, МЫШЛЕНИЕ по самой своей природе ВПАДАЕТ В ПРОТИВОРЕЧИЯ (антиномии), когда оно хочет ПОЗНАТЬ БЕСКОНЕЧНОЕ".

16. "Фихте также НЕ ИДЕТ ДАЛЬШЕ вывода кантовской философии о том, что познаваемо лишь конечное, между тем как бесконечное превышает силы мышления".

17. "СОВРЕМЕННАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ при этом, с одной стороны, ничего не меняет в картезианском методе обычного научного познания и ведет возникшие из этого метода науки об эмпирическом и конечном по тому же самому пути, а с другой — рассматриваемая точка зрения отвергает этот метод, и так как она не знает никакого другого, то она ОТВЕРГАЕТ ВСЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ТОГО, ЧТО БЕСКОНЕЧНО".

18. "Очень важно надлежащим образом уразуметь ПОНЯТИЕ ИСТИННОЙ БЕСКОНЕЧНОСТИ и не остановиться на дурной бесконечности бесконечного прогресса".

19. "Если же говорят далее, что бесконечное недостижимо, то это совершенно правильно, но правильно лишь постольку, поскольку бесконечное определяется как абстрактно отрицательное. ФИЛОСОФИЯ НЕ ВОЗИТСЯ С такой пустой и лишь ПОТУСТОРОННЕЙ ВЕЩЬЮ. То, чем занимается философия, есть всегда некое конкретное и всецело наличное".

20. "Важно только не принимать за бесконечное то, что по своему определению тотчас же превращается в особенное и конечное. Поэтому здесь МЫ УДЕЛИЛИ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ И РАЗВИЛИ ПРОСТРАННО это различение: от него зависит ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ — ИСТИННОЕ БЕСКОНЕЧНОЕ".

21. "...ПОНЯТИЕ следует рассматривать как форму, но как БЕСКОНЕЧНУЮ, ТВОРЧЕСКУЮ форму, которая заключает в самой себе всю полноту всякого содержания и служит вместе с тем его источником".

22. "ИСТИННОЕ ПОНЯТИЕ БЕСКОНЕЧНОГО и его абсолютное единство — понятие, к которому мы придем позднее, — нельзя понимать как УМЕРЕНИЕ (Temperieren), взаимное ОГРАНИЧЕНИЕ или СМЕШЕНИЕ; это — ПОВЕРХНОСТНОЕ, окутанное неопределенным туманом соотношение, которым может удовлетворяться лишь ЧУЖДОЕ понятия ПРЕДСТАВЛЕНИЕ".

23. "...дефиниция абсолютного, которую мы даем здесь, гласит: АБСОЛЮТНОЕ ЕСТЬ ПОНЯТИЕ. При этом следует, разумеется, понимать ПОНЯТИЕ В ДРУГОМ И ВЫСШЕМ СМЫСЛЕ, чем тот, в котором его понимает рассудочная логика, рассматривающая понятие лишь как в себе бессодержательную форму нашего субъективного мышления".

С уважением.

Михаил.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 211 ]  На страницу Пред.  1 ... 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 ... 15  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group