Что Вы именуете «демократией»? Неманипулируемая демократия (как процедура не диктаторского рационального общественного выбора) невозможна — см. теорему Кеннета Эрроу. Все государства, именующие себя «демократиями», так или иначе манипулируют общественным выбором.
Именую «демократией» стандартное: политическая система основанная на периодическом голосовании выборов государственных деятелей разных уровней; мандатности; "любой гражданин государство" имеет право голосовать с равным учетом голоса как и быть кандидатом.
Например в наше время Мексико, США, Эквадор, Багамы, Россия, Болгария - демократии. Северная Корея и Куба - нет.
Что Вы именуете «гражданским обществом»? Штаты и Европа гордятся тем, что их государства основаны на гражданском обществе. На деле получается так: Когда это люди с флагами, агитирующие граждан прийти на выборы, это — гражданское общество. А когда это люди, пришедшие громить магазины и мародёрствовать (вспомним Лос Анжелес), то это уже не гражданское общество.
Попробую как можно короче и четче.
В любых реальных человеческих общественно-государственных устройств, в их устойчивой фазе, наблюдается четкое разделение на замкнутых прослоек "элитой" и "плебса" (прошу не вкладывать эмоциональную окраску).
"Элита" - в ней сосредоточены власть и подавляющая часть собственности по-факту; она определяет законов, внешнюю и внутренную политику государства, контролирует экономику, контролирует силовые структуры (армия/полиция) и пр.
"Плебс" - все остальные
"Самозамкнутость" - реально (по-факту, независимо из того что декларируется и пр) переход индивидов через границу м/у этих двух прослоек намного сильнее подавлен, чем передвижение по социальных, имущественных и пр. ступеней внутри каждой из них.
Также "элита" в целом намного сплоченнее/едина чем "плебс" (наверное отчасти этому способствует ее малочисленность, т.е. "проще договориться"). Конечно это количественная оценка, бывает по-разному, но в целом так.
Еще раз - детали реализации могут отличаться - но если смотреть в корень - это наблюдается во всех реальных общественных устройств которые нам известны (начиная с первобытно-общинных). Социализм не исключение ("собственость" реально принадлежит тому у кого власть, т.е. кто реально может распоряжаться/управлять; независимо как это "организовано"/"задекларировано"/"подается").
Почему всегда так получается - вопрос наверное сложный (и может требовать привлечения разных аргументов для разных реализаций) - но имхо, дает достаточное основание чтобы считать нереальным любое гипотетическое общественное устройство, которое не подпадает под этим общим критерием.
Итак чтобы ответить на ваш вопрос: в случае демократии, «гражданским обществом» я именую прослойку "плебса" определенной выше (как принято называть эту прослойку в при общественном устройство демократии). Т.е. "все за исключением элиты".
Значит понятие «интересов государства» надо уточнять. Пока я могу говорить только про интересы отдельных государственных деятелей.
"Интересы государства" для меня синоним "интересов элиты", в силе сказанного выше.
Независимо как этот интерес реализируется, и через каких механизмов: "государственных деятелей" (которые могут принадлежать, а могут и не принадлежать элиты - еще со времен Калигулы когда в римском сенате его лошадь выступала консулом), силовых способов, или референдумов с предварительной манипуляцией общественного мнения или без таковой (когда интересы элиты совпадают с интересов плебса).
Это Вы меня спрашиваете? Я уже пять раз повторил, что все эти много страниц — ни о чём, поскольку никто внятно не объяснил свои идеалы: В чём он видит «совершенство» или «процветание», или «прогресс».
Если судить по «искренним проявлениям» удовольствия и счастья, то КНДР наверняка переплюнет штаты. А если, например, степень неодобрения гражданами действующего законодательства оценивать по проценту лиц, находящихся в заключении, то ... в общем, штатам тоже первые места не светят. Короче, любая метрика сомнительна.
Критерий "счастья" по моему, самый простой из всех.
Достаточно провести представительный опрос в обществе "насколько вы счастливы с 1 до 10"; и при этом чтобы ответы были искренними (т.е. оценивается то что человек на самом деле думает, а не
сознательное вранье из-за страха репрессий).
"Почему так человек искренно считает" - т.е. результат ли это "любви к рабству", "промытия мозгов" или "на самом деле он счастлив/несчастен" - предлагаю разницу не делать и считать такие "различия" метафизическими; ибо отсутствует независимый критерий.
Остаются критерии экономические, военные, культурные....
Но по-моему, во "внутренном аспекте" критерий счастья их интегрирует/вбирает в себе (а даже если и гипотетически не вбирает - "процветающиее" ли государство где высок уровень стандарта но все несчастные - я думаю, что нет).
Кажется, эти критерии важны только во "внешнем аспекте" - быть сильным в конкуренции с других государств, которые иначе могут разрушить "рай счастливых но экономически и военно слабых".
Ну это по меньшей мере до полного вырождения глобализации, когда все государства на земле более-менее интегрируются "в одном" теряя большей части своего суверенитета (что довольно сомнительно, хотя и такая тенденция определенно наблюдается)