2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.



Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней. На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 10  След.
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение19.04.2013, 08:49 
Заслуженный участник


28/12/12
7944
Munin в сообщении #712608 писал(а):
а о том, что в полярной системе координат начало координат соответствует разным парам значений $(r,\varphi),$ никто не вспоминает?
Ну это примерно как о направлении нулевого вектора рассуждать.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение19.04.2013, 09:38 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
Aritaborian в сообщении #712584 писал(а):
ИМХО, вы тут развели невразумительную дискуссию на пустом месте.


Дело в том, что почти в каждом учебнике для вузов и втузов, а также в задачниках сразу оговаривается, что полярный радиус - величина положительная. И только, возможно, на следующей странице говорится, что он может быть отрицательным (как, например, в справочнике Выгодского). А во многих учебниках и не говорится вовсе про отрицательный полярный радиус. Всё это приводит к тому, что какая-то часть преподавателей-математиков так и считает $r$ строго положительным.
Это приводит к тому, что если например, им приносят контрольную работу на проверку, где нарисована 8-ми лепестковая роза $r=\sin(4\varphi)$ то они с гневом и апломбом зачёркивают 4 лепестка и заставляют исправлять контрольную работу, чтобы лепестков осталось только 4 :twisted: То есть они настаивают по сути на области определения полярной функции, из которой исключаются отрицательные $r$. Когда же им начинаешь говорить обратное, они начинают горячо спорить. Мало того, и молодых неопытных преподавателей, только что устроившихся, никогда не преподававших, убеждают в своих мыслях.
Вот что порождает у меня желание дискутировать в данной теме. Получается, что данный момент методически не проработан. Именно с точки зрения методики преподавания.

-- Пт апр 19, 2013 09:42:22 --

Aritaborian в сообщении #712584 писал(а):
узнал самостоятельно в школьные годы из какого-то не-школьного учебника геометрии


А можете привести хоть какой-нибудь учебник (не справочник, а именно учебник) в котором говорится про отрицательный полярный радиус?

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение19.04.2013, 10:00 


29/09/06
4552
Всё равно это болтовня на пустом месте. Избыточное занудство.

В Думу напишите, пусть закон примут "Об упорядочивании концепции полярного радиуса".

Уважаемый Сергей Евгеньевич!

В практике современного образования существуют непонятки в толковании....

Известно, что в одном из африканских университетов возмущённые студенты съели своего...
Упомянутая двойственность полярного радиуса может привести к студенческим волнениям...

Минобрнауки, вместо решения насущнейшей проблемы, увлеклось всякими глупостями типа фальшивых диссертаций...

Мы, группа преподавателей, призываем Вас проработать и принять закон... Проект прилагается.


В таком духе. И не будет у вас проблем с 1 сентября.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение19.04.2013, 10:18 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
Алексей К. :lol: Заценил шутку.
Однако, пока сами математики не выработают чёткий подход к методики преподавания этого момента, бессмысленно (более того, вредно) обращаться официально к каким-то бюрократическим министерствам и ведомствам (тем более к тем, которые сами из себя делают посмешище :-) )

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение19.04.2013, 10:41 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
DimaM в сообщении #712614 писал(а):
Ну это примерно как о направлении нулевого вектора рассуждать.

Просто если требовать от системы координат биективности точка $\leftrightarrow$ набор чисел, то она уже при $r=0$ нарушается, что, однако, никого не колышет.

-- 19.04.2013 11:49:35 --

Shtorm в сообщении #712633 писал(а):
Дело в том, что почти в каждом учебнике для вузов и втузов, а также в задачниках сразу оговаривается, что полярный радиус - величина положительная.

Так положительная или неотрицательная?

Shtorm в сообщении #712633 писал(а):
Вот что порождает у меня желание дискутировать в данной теме.

О да, желание дискутировать видно невооружённым глазом...

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение19.04.2013, 11:09 


29/09/06
4552
Shtorm в сообщении #712649 писал(а):
Однако, пока сами математики не выработают чёткий подход...
Математики не нуждались в этом (десятки лет) до Вашего появления, не нуждаются и не будут нуждаться. Настоящее математическое образование, понимание того, с чем они работают, ум, в конце концов, заменяют им "методическую проработанность". Может, это пригодится для современных тупых методик, где надо выбрать "ответ Бэ", чтобы тест сдать. И чтоб через HTML-форму непременно, а не птичку на листочке ставить.

Вам, Shtorm, ближе к лету всё время неймётся, Вам надо выискивать "недостатки" в определениях и бороться за их чистоту. То Вам конус не нравился, то с асимптотами Вы полный бардак обнаружили, где (десятки лет) всё было спокойно. Сейчас за полярный радиус уцепились.
В одних книгах Архимедову спираль $r=\varphi$ рисуют при $\varphi\ge 0$, в других напоминают о существовании "второй ветви", $-\infty<\varphi<+\infty$. И никто не парится по пустякам.

Shtorm в сообщении #712649 писал(а):
Однако, пока сами математики не выработают чёткий подход...
Не будут "сами математики" дурью маяться. На то они и математики.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение19.04.2013, 12:10 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
Munin в сообщении #712657 писал(а):
Так положительная или неотрицательная?..


Процитирую из книги Александров П.С. "Курс аналитической геометрии и линейной алгебры"

Цитата:
Полярный радиус любой точки M, отличной от O, положителен; для точки O он равен нулю.


В Беклемишеве написано $r$ неотрицателен. Я когда писал "$r$ положителен" всегда имел ввиду тот, который отличен от нуля. Ну давайте далее использовать термин "неотрицателен".

-- Пт апр 19, 2013 12:13:43 --

Munin в сообщении #712657 писал(а):
Просто если требовать от системы координат биективности точка $\leftrightarrow$ набор чисел, то она уже при $r=0$ нарушается, что, однако, никого не колышет.


Не колышет потому, что при решении простых задач (для студентов) и при изображении графика функции в полярных координатах это не мешает, в отличие от той проблемы, которую я осветил.

-- Пт апр 19, 2013 12:26:56 --

Алексей К. в сообщении #712671 писал(а):
Математики не нуждались в этом (десятки лет) до Вашего появления, не нуждаются и не будут нуждаться.

Алексей К. в сообщении #712671 писал(а):
Вам, Shtorm, ближе к лету всё время неймётся, Вам надо выискивать "недостатки" в определениях и бороться за их чистоту


Уважаемый Алексей К., я там в первом сообщении специально указал на то, что многие поднимают этот вопрос, а не только я. Специально ещё раз процитирую:

Shtorm в сообщении #711799 писал(а):
Данный вопрос уже затрагивался на нашем форуме. Например тут:
topic756.html
На других форумах, я знаю, тоже периодически всплывает такой вопрос.


Прошу заметить, споры были, рассуждения были, но я там в них ещё не участвовал в то время. В то время я был в плену ложных авторитетов старших товарищей по кафедре, которые свято верили, что $r$ строго неотрицателен, поэтому некоторые лепестки на "n-лепестковых розах" строить не нужно. :twisted:

-- Пт апр 19, 2013 12:34:59 --

Алексей К. в сообщении #712671 писал(а):
То Вам конус не нравился,


Я никогда не говорил, что мне не нравится конус! Я лишь задал вопрос, что будет в сечениях конуса, если в основании конуса не круг, не эллипс, а овал Кассини. И мне крайне непонятна такая резко негативная Ваша реакция. Форум несёт просветительские функции, соответственно нужно разъяснять, просвещать или отсылать к книгам, либо признаваться, что ничего в этом направлении в литературе нет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение19.04.2013, 12:48 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Shtorm в сообщении #712685 писал(а):
Я когда писал "$r$ положителен" всегда имел ввиду тот, который отличен от нуля.

Ну и какое вы имеете право требовать математическую строгость от других, когда вы сами столь вопиюще неряшливы? На этом можно разговор уже заканчивать.

Shtorm в сообщении #712685 писал(а):
Не колышет потому, что при решении простых задач (для студентов) и при изображении графика функции в полярных координатах это не мешает, в отличие от той проблемы, которую я осветил.

То есть, вы просто не догадываетесь, что полярные координаты могут быть использованы для чего-то другого, а не для построения графиков? Феерия. Кстати, а график $\varphi(r)$ вы построить сумеете? Ещё вопрос на засыпку: а какой смысл для полярной системы координат имеют значения $|\varphi|>2\pi,$ и как выглядит график $r=1-2\cos(\varphi/3)?$

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение19.04.2013, 12:58 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
Munin в сообщении #712699 писал(а):
То есть, вы просто не догадываетесь,полярные координаты могут быть использованы для чего-то другого, а не для построения графиков?


Откуда такой вывод? Я говорил про простые студенческие задачи. Как например вот эта:
topic71134.html

Сами же понимаете, что разные пары значений для начала координат в таких задачах проблемы не представляют.

-- Пт апр 19, 2013 13:02:29 --

Munin в сообщении #712699 писал(а):
когда вы сами столь вопиюще неряшливы?


Ой, ой, лишь бы подловить на чём. Когда возникает ситуация с полярным радиусом равным нулю - ни у кого это не вызывает проблем. В том числе и у меня. Все понимают, что нуль - это нуль.

-- Пт апр 19, 2013 13:19:33 --

Munin в сообщении #712699 писал(а):
Кстати, а график $\varphi(r)$ вы построить сумеете? Ещё вопрос на засыпку: а какой смысл для полярной системы координат имеют значения $|\varphi|>2\pi,$ и как выглядит график $r=1-2\cos(\varphi/3)?$


1. Не вижу проблем. Вы в чём-то видите?
2. $\varphi>2\pi$ и $\varphi<-2\pi$ И что Вы этим хотели сказать?
3. График имеющий множество самопересечений. Вы и сами можете легко его построить на компьютере. В чём тут подвох Вы хотели найти?

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение19.04.2013, 13:23 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Shtorm в сообщении #712702 писал(а):
Сами же понимаете, что разные пары значений для начала координат в таких задачах проблемы не представляют.

Не вижу никакой разницы между тем, чтобы одной точке не в начале координат соответствовало несколько пар $(r,\varphi),$ и чтобы началу координат тоже соответствовало несколько таких пар.

Shtorm в сообщении #712702 писал(а):
Когда возникает ситуация с полярным радиусом равным нулю - ни у кого это не вызывает проблем. В том числе и у меня.

Точнее, именно у вас это "не вызывает проблем", потому что вы даже не задумываетесь о том, о чём не додумались задуматься. О $r<0$ додумались - и возопили. А о $|\varphi|>2\pi$ или о $r=0$ - не додумались, вот и не видите проблем. Спокойно строите себе спирали на много витков. Не вспоминаете, что график функции самопересечений иметь не может.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение19.04.2013, 13:40 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
Munin, хорошо, когда будем вести речь о таких кривых с самопересечением, не будем использовать "график функции" будем использовать "кривая" и "уравнение кривой".
Да, и возвращаясь к исходной теме, скажем, что когда пишут уравнение кривой в полярной системе координат и просят построить, - то всегда имеют ввиду построить кривую, а не график функции. А кривая может иметь сколько угодно точек самопересечения. Поэтому все лепестки и завитушки необходимо учитывать и строить.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение19.04.2013, 18:25 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Тогда можно сказать сразу, что это уравнение кривой в переменных $r$ и $\varphi,$ определяемых сюръекцией
$x=r\cos\varphi$
$y=r\sin\varphi$
а вовсе не в полярных координатах.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение19.04.2013, 18:28 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
Munin, ну то есть, Вы также, как и Алексей К., предлагаете перейти к параметрическому заданию кривой и только затем её строить.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение19.04.2013, 18:36 
Заблокирован по собственному желанию
Аватара пользователя


18/05/09
3612
Господа, Вы пошли по кругу:
Алексей К. в сообщении #711868 писал(а):
Не называйте при этом $r(t)$ "полярным уравнением", и всё.
Munin в сообщении #712815 писал(а):
Тогда можно сказать сразу, что это уравнение кривой в переменных $r$ и $\varphi,$ ... а вовсе не в полярных координатах.


По-моему, в теме, на которую сослался ТС, дан вполне исчерпывающий ответ:
Someone в сообщении #3819 писал(а):
А читатель пусть сам догадываемся, считаем ли мы радиальную координату неотрицательной. Вдобавок, мы можем в одном месте считать так, а в другом - совсем иначе, и ничего об этом не говорить. Читатель умный, он сам поймёт.
То, что этот ответ "методологически" не устраивает топикстартера, проблема, скорее всего, самого ТС.

Я склонен закрыть это ля-ля. Думаю, ещё один модератор, согласившийся с моим мнением, проделает эту операцию.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение19.04.2013, 18:56 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
У самих профессиональных математиков - проблем не возникнет ни в коем случае, это всем понятно и никто с этим не спорит.
Я недаром разместил тему в этом разделе, так как проблема возникает именно в преподавании в системе преподаватель-студент. Я выше обосновал почему возникает эта проблема. А каких студентов мы учим - надеюсь все знают.
Далее, касательно предложенного два раза в этой теме перехода к параметрическому заданию кривой. Представьте себе ситуацию: преподаватель излагает на лекции полярную систему координат, рассказывает как строить кривую в полярной системе координат:"...задаём угол $\varphi$, подставляем его в уравнение, из уравнения находим $r$. Откладываем в полярной системе этот угол, и на этом угле отмеряем расстояние $r$. Отмечаем точку. Следующий угол берём... и так далее. А вот если, вы подставили угол и у вас вышел отрицательный $r$, то следует параметризовать кривую и далее уже подставлять параметр $t$"...Тогда какой-нибудь студент спросит, но позвольте, неужели полярная система координат не позволяет нам построить n-лепестковые розы, улитки Паскаля с внутренней петлёй. Ведь эти кривые даются обычно именно в полярной системе координат. И что преподаватель должен говорить студенту в ответ? Что дескать есть тут некоторая двусмысленность со знаками полярного радиуса, поэтому чтобы не впадать в противоречие мы и переходим к параметрической форме? А другой умный студент тут же скажет: "зачем нам переходить к параметрической форме и усложнять вычисления, если сразу можно, пользуясь правилом отрицательных $r$ отметить нужную точку???
И как это будет выглядеть на лекции с точки зрения методики преподавания?

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 137 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 10  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group