Во-первых, и гораздо раньше существовали некие представления о "законах природы", которые применялись на практике (катапульты и подъёмные механизмы, например, умели строить). Может быть по Вашим понятиям это ещё "не наука", а по моим понятиям - вполне наука, причем даже вполне естественная. И то, что законы Ньютона в то время не были сформулированы, не есть основание для того, чтобы клеймить эти представления как "донаучные".
Разумеется, речь вовсе не о том, были или не были сформулированы законы Ньютона. Я ориентируюсь на другие признаки: не на некие знания, а на поиск этих знаний ("законов природы"), целенаправленный и систематизированный. Причём, вроде бы, это с определениями в литературе совпадает, или очень близко. Так что получается, что донаука постепенно превратилась в науку в период с эпохи Коперника до эпохи Ньютона. По крайней мере, в сферах астрономии и физики. На эпоху Коперника мы имеем ещё суп схоластических учений и дискуссий, на эпоху Ньютона - уже экспериментирование, теоретизирование, и взаимное информирование о результатах. Возможно, где-нибудь в античности или в других регионах и сыщется та или иная вспышка науки среди донауки, например, Архимед, но они сильно оторваны от большой, непрерывной, массовой научной традиции в Европе Нового времени.
Кстати, разумеется, всё это не относится к математике, там всё существенно иначе.
А во-вторых, тот же Т. Кун изрядную часть своего внимания уделяет как раз физике конца 19-го - начала 20-го века, что даже по Вашим меркам является наукой. Вообще, мне кажется, что с Вашей стороны заявлять, что "эти ребята не разобрались" (а Вы, вероятно, разобрались лучше?), это через чур претенциозно. Эти ребята как раз специалисты в данной области (в методологии науки), в отличие от Вас.
Ну вот, вы доказываете правоту, ссылаясь на авторитетность. Поэтому я и хотел обсудить более предметно конкретные аргументы и возражения на них. Меня авторитеты тоже впечатляют, так что я не уверен в надёжности своих тезисов, и хотел проверить их на прочность. Но извините, просто ссылка на то, что они специалисты, меня не убеждает. Да, я считаю, что в тех вопросах, на которые я сформулировал свои возражения, я разобрался лучше.
Да бросьте Вы, какой предмет споров? Так, публика, которая не в курсе, с опозданием на пару столетий перетирает давно пройденную тему (это как споры школьников о теории относительности).
Увы, с Коперником было не так. Эта тема стала "давно пройденной" только после трудов Браге и Кеплера, а это на сто лет позже Коперника. Ах да, и Галилей тут засветился, заявив, что наблюдает в телескоп фазы Венеры (никто другой в этот же телескоп их наблюдать не смог, так что подтверждённым наблюдательным фактом это стало ещё через полвека, с первым астрономом-телескопистом после Галилея Гюйгенсом). Вообще, реалии наших дней на ту эпоху переносить чаще всего нельзя.
Давно уже известно, что "истинность" - это та штука, которую высказываниям присваивает модель
А тогда это не было известно.
Предпочтение пользователей - это и есть победа одной модели над другой. Вы почему-то не хотите видеть одной простой вещи: окончательными судьями научной теории являются её пользователи, которым плевать на Ваши (или на чьи-то ещё) схоластические воззрения на "объективность". Они либо признают теорию удобной и полезной для своих практических нужд, либо не признают.
Я это вижу. Просто я вижу это сложнее и подробнее, чем вы. Есть "удобнее", есть "полезнее" - это совершенно разные факторы. И наконец, есть то, что пользователи пользуются не одной, а несколькими теориями. И вопрос в том, насколько они считают их взаимозаменяемыми, в плане "удобства" и "полезности". Например, если пользователю нужна повышенная точность, то в такой ситуации он может счесть, что одна теория ему "не полезнее", чем другая, поскольку даёт ошибочные результаты, слишком большую погрешность. А когда не нужна повышенная точность, то более простая и наглядная теория, конечно, удобнее. Можете считать именно это "метрикой" для сравнения теорий, вместо предложенной мной выше. Это даже более мощная "метрика", она годится широко за пределами физики.
И не могу не упомянуть ещё одного параметра, по которому де факто производят оценку пользователи. Речь идёт о пользователях-учёных, о тех, кто использует теорию не как конечный результат, а как основу в дальнейших научных изысканиях. Так вот, для них теории отличаются ещё и по плодотворности. Из одних теорий не вырастает ничего нового, а другие стимулируют целый фонтан новых идей и представлений, порождая дальнейший рост науки. Например, из закона всемирного тяготения в изначальной форме Ньютона ничего не проистекало, а из его переформулировки в форме уравнения Пуассона произошла теория поля. Этот фактор многие недооценивают, в то время как он весьма важен во внутренней жизни науки. Даже ложная теория может принести богатые плоды, превзойдя в этом своих истинных ровесниц.
Ну а зачем тогда Вы на этой странной метрике настаиваете? Если Вы считаете, что она так или иначе должна быть внедрена в жизнь научного сообщества, это и значит, что она должна будет как-то навязываться исследователям (в более или в менее категоричной форме). А если Вы так не считаете, то нафига нам эта "объективная" метрика нужна? Давайте забудем про неё и расслабимся.
Я не считаю, что она чего-то должна. Она уже де факто есть, принята, безо всякого навязывания, как внутренний консенсус в научном сообществе, о том, какие критерии определяют научное достижение. В частности, какие статьи печатать, а какие не печатать. За что присуждать учёные степени, а за что нет. Это не централизованное навязывание, а усреднённое мнение самих учёных. И забывать её незачем, как раз напротив, если она фактически есть, об этом стоит быть в курсе.
Ой, да не парьте мне и себе мозги. Утверждение, что "вектор принадлежит одному из двух собственных подпространств" в языке КМ значит ровно то же самое, что "вектор находится в суперпозиции состояний".
Ну вот. Не то же самое. Вектор не может принадлежать подпространству, натянутому на эти два собственных подпространства, а только именно одному из них. Не зря я не хотел углубляться в эту тему...
То, что эти два утверждения чем-то отличаются, является Вашей интерпретацией квантовомеханического описания кота (интерпретация, конечно, имеет право на существование и даже весьма убедительна), но это отнюдь не есть само квантовомеханическое описание состояния кота.
Нету никакого "квантовомеханического описания кота". Кот классичен. В этом сходятся эксперимент и копенгагенская интерпретация. А любая интерпретация, настаивающая на его квантовомеханичности, в этом пункте неадекватна. КМ per se не настаивает, чтобы кот был включён в область её применимости.
Если в качестве решения задачи КМ мы получили, что состояние кота = a * "жив" + b * "мёртв", то самой КМ абсолютно по барабану, как мы будем это интерпретировать: как то, что "мы просто не знаем в каком из двух состояний он находится" или как то, что "он на самом деле находится в каком-то неопределённом состоянии до момента, пока мы на него не посмотрим".
Нет, не по барабану. Есть эксперименты, позволяющие отличить одно от другого. Самые наглядные - это измерения спектров атомов. Состояние электрона = a * "там" + b * "здесь" приводит
к точному значению энергии излучаемого или поглощаемого кванта света - к узкой спектральной линии. А "незнание" приводило бы к широкой. Точно, не зря я не хотел обращаться с вами к этой теме...
Вы ранее предлагали убрать теории, определяющие понятие. И пытались мне доказать, что какое-то содержание у понятия при этом всё же останется.
Вы меня неправильно поняли. Убирать теории я не предлагал, зачем? Выйти за их пределы - вовсе не то же самое, что убрать.
А я Вам говорю, что в этом и заключается различие между наукой и философией: Как только мы отказываемся от определения, данного теорией, науке тут говорить больше не о чем.
Наука - это, простите, не только теория, но и эксперимент. Экспериментатор безо всяких теорий знает, что такое "осциллограф", а что такое "резистор". Хотя бы на уровне "вон тот ящик" и "вот эта фитюлька".
Да ладно сочинять-то. Все экспериментаторы основательно учились этим "заумствам в учебниках", без этого они бы один трек от другого не отличили. Попробуйте провести эксперимент на каком-нибудь школьнике.
Экспериментаторы, конечно, учились, но другим заумствам: экспериментальной технике. Вы бы вместо школьников пообщались с самими экспериментаторами, а не сочиняли, будто я что-то сочиняю.
Любой измеритель в этом смысле "классический объект".
Sic!
Однако измерить им можно квантовые состояния и законы. Однако, не любой предмет измерения демонстрирует эти самые квантовые состояния и законы.
Нельзя ли уже закончить топтаться на этих двух азбучных истинах?
Нет не наблюдается. Не парьте мне мозги.
Ну, если вы экспериментальных обоснований квантовой механики не знаете, я умываю руки.
Можете для развлечения про двухпутевые эксперименты с фотоном почитать.
Что за ерунда? Теорема - это и есть утверждение теории.
На таком языке мы с вами не договоримся. Я говорил о "теории" в естественнонаучном смысле, а о "теореме" - в математическом.
Если в языке теории вообще есть отрицание, ничто не мешает ей утверждать несуществование.
В естественнонаучных теориях таких теорем нет. Просто примите к сведению.
Все теории (если уж они испольуют отрицание и квантор существования) утверждают несуществование чего-нибудь.
Приведите пример. Хотя я уже не сомневаюсь, что он будет не о том.
Не знаю, спор о чём Вы имеете в виду. Как студенческие ошибки выглядит - когда импульс с давлением путают. А когда процитированное выше тривиальное утверждение объявляют выглядящим как студенческие ошибки, то это выглядит как троллинг.
Вот это самое "тривиальное утверждение" - и есть студенческая ошибка. Модель КМ - не есть вероятностная модель. Давайте просто закроем тему, а? А то вы уже и "троллингом" бросаетесь, и "сочинениями", и "пареньем мозгов". В этом споре мне не будет чести, а вам пользы.