Там самый первый пример - про насыпание песка в кучу по одной песчинке.
Вы имеете в виду, что точка бифуркации никогда не достигается? Переход происходит раньше и не связан с "бесконечно малыми изменениями параметров системы"? По-вашему, это как-то упрощает мозг, то есть "максимум информации" для предсказания поведения мозга не требуется? Или вы имели в виду что-то другое?
А разве ответ не очевиден? По-моему, все заморочки с ответом на этот вопрос возникают только из-за того, что под "свободой воли" понимают не то, что нужно. Для философов это типичная ситуация.
По-моему, вопрос свободы воли очень не очевиден. Сколько копий сломано. Но если вы считаете, что очевиден, то, наверное, вам не сложно будет написать, что правильно понимать под свободой воли, и есть ли она у нас.
И это совсем не то, что может вместить "все возможные знания".
Не нужно вмещать все возможные знания. Сложность мозга обобщает все возможные знания, а не вмещает их. Проще говоря, сложность мозга равна всему богатству поведенческих реакций - от самых простых до самых сложных. Следовательно и модель должна быть не менее сложной, то есть содержать в себе все те механизмы, которые такое богатство обеспечивают.
"Принципы и механизмы" человеческого мышления - это возбуждения в связанных сетях нейронов. Хотя многие нюансы могут уточняться, но в целом это известно. Мощность человеческой ЦНС вполне конечна. У нас примерно 85 миллиардов нейронов, количество синапсов тоже ограниченно. Соответственно, количество состояний всего этого - тоже конечно, скорость их изменения тоже конечна.
Исследуем пищеварение и напишем программу того, как оно идёт. Загрузил в неё данные о пище, параметры желудка и так далее - и, пожалуйста, можно определить заболит живот или нет, сдохнет кролик или выживет. Можно ли эту программу вместо реального пищеварения использовать? Очевидно, нет, программа пищу не переварит. Почему вы считаете, что программа может мыслить, да ещё и не хуже мозга? На чём основано это мнение?
Не совсем так. Если мы видим, что человек здоровается всегда, то мы понимаем, что ему соблюдение этого ритуала важно. Например, потому что он верит в то, что не поздоровавшись он кого-то обидит и это плохо скажется на отношениях с людьми. Т.е. мы получили некое довольно простое знание о ценностях, лежащих в основе личности человека и во многом определяющих его решения. Конечное (хотя может быть и довольно большое) множество таких "знаний о ценностях" позволит практически всегда предсказывать поведение данного человека. Это задача сложная, но не принципиально недостижимая для достаточно мощного искусственного интеллекта.
В построении поведения участвует сразу весь опыт, поэтому даже "довольно большое знание о ценностях" не равно сложности поведения/мышления человека. Да и в любом случае сколько-нибудь точно отделить "знания о ценностях" от другого опыта не выйдет.
Но главное, о чём речь шла? Вы ранее написали: "Достаточно лишь выявить общие закономерности поведения определённого человека с учётом его опыта, чтобы о нём можно было предсказать практически всё." Но, по-моему, очевидно, что "общие закономерности", более чем "в общем", то есть очень неточно, предсказывать ничего не позволят. Тогда как речь шла о точных предсказаниях и моделях равной мышлению человека сложности.
По всей видимости, под "общими закономерностями" вы имели в виду как раз "принципы и механизмы". Функции активации, механизм долговременной и кратковременной памяти, как конкретно меняются веса связей, как работает морфогенез и так далее. То есть то, как мозг может меняться, каков возможный объём изменений, механизм, иными словами, "степени свободы" мозга.
Но понимание всего этого равносильно наблюдению человека во всех возможных жизнях, так как появляется возможность вычислять все возможные жизни всех возможных людей. Или, например, подставляя сигналы рецепторов в свою модель, наблюдать самого себя во всех мыслимых ситуациях, во всех мыслимых жизнях.
"Понять" явление - это написать его алгоритм, который позволит течение явления предсказывать. Для этого нужно явление понаблюдать, а затем обобщить наблюдаемое в алгоритм. Чем сложнее явление, тем больше нужно наблюдений. Но сложность такого явления, как мышление, потенциально обобщает в своей сложности сложность всех доступных к познанию явлений - всё возможное богатство поведения человека. Можно сказать, по-другому. Чем более чувствительное явление, тем более глубокого понимания материи будет требовать его алгоритм. Но мозг способен на абсолютную чувствительность.
Эта позиция понятна. Вы по-сути "распредмечиваете" познание, говоря, что вместо познания того, что "Солнце встаёт", Вы собираетесь познавать собственное "Знание о том, что Солнце встаёт".
Фраза "познавая себя, мы познаём мир" не о том, что мы познаём знания, или что все знания должны быть в нас. Она о том, что мир доступен нам через ощущения, поэтому познавая мир, мы фактически познаём свои ощущения, то есть познаём себя. Мозг не волшебное зеркало, где может отразиться, что угодно. В мозге может появиться только такое знание, которое позволит устройство мозга. Таким образом, познавая мир, мы познаём себя, а познавая себя, мы познаём мир. Аргументы, что полное познание одного - это и полное познание другого, а неполное одного - это неполное и другого, я приводил в теме ранее.
На восприятие может быть и влияет, но это не отменяет того факта, что я обычно отличаю ощущаемое от воображаемого, и под "воспринимаемым миром" имеется в виду именно первое.
И как же отличаете? На основании какого критерия?
Ещё раз: Противоречивая теория - это просто теория, которая доказывает все утверждения языка. "Теория всего" - это полная непротиворечивая теория. Прежде, чем говорить о чём-то, нужно определиться с понятиями. А не делать глобальные обобщения на основе ассоциаций с известными фактами, типа противоречивости множества всех множеств.
Всё верно, теория всего должна доказывать все утверждения языка (которые только можно сформулировать, включая противоположные или утверждения о ложности самой этой теории всего), поэтому она может быть только противоречивой. Доказывает противоречивость теории всего не только это утверждение, но и множество других "ассоциаций с известными фактами". Если теория всего действительно противоречива, иное доказательство её противоречивости в принципе невозможно.
Опять то же самое).. НЕ ДОСТИГАЕТСЯ, а задано, остается фиксированным внешним параметром, поддерживается постоянным источником извне, "руками", так сказать. При превышении этого внешнего параметра "включается" конвекция, которая и приводит к появлению макроскопической пространственной периодичности(кстати, есть еще пример аналогичного возникновения временного масштаба - "реакция Белоусова-Жаботинского" - тоже одна из парадигм диссипативных структур И. Пригожина). Мой вопрос был не о том как низкоэнтропийная энергия Солнца создает в земных условиях, условно говоря, "глобальные ячейки Бенара", в которых мы все до сих барахтаемся). Вопрос был о "подгонке" этих "внешних параметров"...
Жизнь не ячейки Бенара. Клетка - это более равновесная система, то есть подстройка среды не должна быть такой точной, как в случае ячеек. Например, ячейки даже не подцепить, чтобы вытащить из среды, с клеткой это попроще.
Согласно наиболее известной гипотезе появления жизни - гипотезе мира РНК, в начале жизни были ансамбли молекул рибонуклеиновых кислот, способные к самокопированию, и соединения солей жирных кислот, самоорганизующиеся в пузырьки - липосомы, которые могли проходить циклы роста и деления, восстанавливаться после повреждений и обладающие селективной проницаемостью для разных веществ. Считается, что около 4 млрд лет назад произошло объединение липосом и РНК, как элементов, способных выполнять функцию клеточной мембраны, и элементов, способных выполнять функцию хранения генетической информации и катализа химических реакций собственного синтеза. В результате возникает первая клетка и начинается жизнь.
Всё это более равновесные структуры. Поэтому зависимость биологических систем от среды более опосредованная. За исключением разве что активности мозга: нервные импульсы одиночного нейрона носят характер динамического хаоса, в мозге нейроны синхронизируются на разных ритмах, которые интенсивно флуктуируют. Ссылку сразу не нашёл, но, помнится, реакции Белоусова — Жаботинского использовались для исследования волновой активности коры.
Морфогенез уже напрямую связан с реакциями Б. — Ж.. В пространстве растущего организма формирующиеся клетки выделяют специфические вещества-морфогены. В диффузии этих веществ возникают упорядоченные градиенты их концентрации, которые, как разметка будущего органа, обратно влияют на формирующиеся клетки. В результате дифференцировка клеток происходит в соответствии с необходимым устройством органа. И так далее от общего к частному происходит морфогенез всего многоклеточного организма. Появление таких градиентов - это класс реакций Б. — Ж., связанных с бифуркациями и протекающих в неравновесной среде.
Таким образом, морфогенез представляет из себя один целостный процесс формирования всего организма, а не набор отдельных, в которых каждый орган формируется отдельно. Поэтому любое изменение в веществах-морфогенах, связанное с мутацией ДНК, плавно перетекает в изменение сразу всех органов и систем, в формировании которых они участвуют. Возникающая новизна в устройстве организма сама собой формируется уже встроенной в организм, а не является чем-то внешним. И далее уже отбор определяет пользу она несёт в нынешних условиях или вред. ДНК при этом не нужно содержать какой-либо план организма, достаточно лишь реагировать на вещества.
Это место из википедии, мне кажется, заслуживает небольшого комментария. Рассмотрим возможность предсказания поведения системы на основе предыдущего поведения или, другими словами, на основе опыта. В хаотическом состоянии предсказание это случайный тычок в фазовое пространство системы - наилучшее возможное предсказание). В упорядоченной системе предсказание, очевидно излишне - система находится в одном и том же состоянии. И только на границе мы имеем "немарковость" и нам потребуется для предсказания все возрастающий "тезаурус" - растущий набор сведений, наблюдений, экспериментов, теорий, приводящий к такому явлению как человеческая культура. Т.е., имеется в виду сложность в колмогоровском смысле.
Да, верно. А если ещё немного продолжить рассуждение, начиная его от "колмогоровской сложности" и "немарковости", то можно прийти к выводу о свободе воли, точнее, о её элементарном основании. Причём вопрос свободы воли будет полностью закрыт, но яснее при этом не станет. Без такого парадокса свободу воли не объяснить, так как идея свободы воли сама по себе парадоксальна.