Как это поможет нам понять, что Вы имеете в виду под загадочным "квалиа"? Вы сказали, что "квалиа" вроде как "наполняет" образы (или ощущения?). Значит ли это, что когда мы обвариваем руку кипятком, то недостаточно просто понять, что рука обварена, отдёрнуть её и закричать "ай", как это сделал бы воображаемый "философский зомби", а нужно ещё почувствовать "реальную боль"?
Так вот, по моим понятиям, "реальная боль" - это и есть сигнал мозгу о термическом повреждении руки. А то, что этот сигнал крайне неприятен, обусловлено тем, с чем он ассоциирован в соответствии с установившимися нервными связями. То бишь, повышение уровня адреналина, учащение сердцебиения, непроизвольные сокращения мышц руки и неудержимое желание покричать - это всё результат возбуждения соответствующих частей нервной системы после получения сигнала от рецепторов. И оставшееся воспоминание о том, как это всё было неприятно, это тоже эффект нервной деятельности. Я просто не вижу здесь никакого места для "квалиа", ибо любой из перечисленных эффектов так или иначе познаваем.
Я то же самое и пишу: квалиа - это процесс мышления изнутри. Вот, как вы пишете: "результат возбуждения соответствующих частей нервной системы после получения сигнала от рецепторов". Да, именно так. Просто "возбуждение соответствующих частей нервной системы" - это то, что мы видим, наблюдая мозг снаружи, а квалиа - это тот же процесс, но изнутри материи мозга. Поэтому создайте систему, которая будет повторять мозг - и там тоже будет точно такая же квалиа.
А невыразимость квалиа языком - это, по-другому говоря, невыразимость словами процесса мышления - ввиду его сложности. Ведь квалиа - это мышление изнутри, квалиа невыразима - и, соответственно, процесс мышления невыразим. Например, то, что мы сейчас "выражаем" в моделях, наблюдая мозг снаружи, исследуя его и моделируя - это только некоторое поверхностное приближение к реальной сложности мышления. Из-за чего предсказания поведения возможны или в общем, или на короткий срок - да и то с низкой точностью и не в реальной жизни, а в специально подготовленных условиях.
Невыразимость мышления языком (а значит, и алгоритмом) и, соответственно, непредсказуемость - это принципиальное обстоятельство, то есть работа мозга принципиально отличается от работы вычислительных систем, или, как говорится, мозг "работает на иных физических принципах", чем системы, создаваемые самим мозгом. Ну и наконец непознаваемость себя, невыразимость себя своим языком - это естественное следствие самого наличия в природе "себя". То есть это принципиальное обстоятельство и с этой точки зрения - в предыдущих постах я уже приводил некоторые общие аргументы на этот счёт.
"квалиа" вроде как "наполняет" образы (или ощущения?)
Квалиа - это всё содержание сознания. Образы, эмоции, ощущения, Я... всё.
Чем я и занимаюсь в этой теме: пытаюсь добиться от собеседников внятного определения загадочного непознаваемого "квалиа". И пока вижу, что вся его "непознаваемость" обусловлена тем, что люди сами не понимают о чём говорят.
Как же вам дать определение квалия, если квалиа невыразима никаким языком? Поэтому всё, что можно сказать насчёт квалиа - это, например, аргументировать, почему невыразима, на каком уровне материи находится, и что из её невыразимости следует для физики, науки, познания. Это всё интересно и достойно обсуждения, по-моему.
Дело не в "чёткости грани", а в том, что подвластность воле вообще ни при чём. Реальность во многих аспектах оказывается вполне подвластна воле: Вот я захотел, и убрал стакан со стола на полку, изменив реальность. И то, что ощущения "субъективны", вовсе не означает, что они воле подвластны. Я бы сказал, что как раз наоборот - из "субъективного" именно ощущения большей частью воле неподвластны. Так что нужно аккуратнее относиться к тому, что говоришь. Это относится к любым желающим пофилософствовать.
Вот именно, что "нужно аккуратнее ...". Зависимость от воли - это зависимость от воли. Без рук. Потому что если есть только субъективный мир, то всё только видения, порождённые нашим Я, включая и руки тоже. А раз всё порождено Я, то Я может всё, достаточно только захотеть - проявить волю. Такие представления исток магии, например. Но так как не всё от воли зависит, то приходится предполагать, что есть и ещё что-то, кроме меня, и оно "снаружи" меня.
В итоге накопление опыта приводит ко всё более чёткому выделению объективной составляющей внешнего мира из всего объёма субъективного мира. В этом процессе исторически первую идею живого мира (такого, как я сам - других идей ещё не появилось - но могущественного, поэтому нужно не исследовать мир, кромсая по живому, а просить его о нужном, подношения делать) сменяет идея мира умопостижимого (когда миры уже более или менее разделились на живой и неживой, но ещё кажется, что сознание прямо связано с реальностью, что составляющие субъективного мира - это и такие же составляющие реальности, поэтому мышление, рассуждение - это и есть непосредственное исследование реальности, а другое не имеет смысла, ведь земной мир непостоянный, подвержен тлену, постоянным является только идеальный мир богов). И наконец развивается идея мира как точного механизма - независимого от чьей-либо воли и воспроизводимого. Возникает наука, потому что только в таком мире имеет смысл эксперимент. При этом все формы познания сохраняются, так как границы соответствующего им восприятия мира по мере появления новых форм познания сужаются, но не исчезают.
Если этот процесс продолжится (если ему ещё есть, куда продолжаться), то возникнет какая-то новая форма познания - не наука, но неким образом тоже способствующая росту качества жизни (так же, как по-своему, этому способствовали предыдущие формы). В ином случае, когда наука исчерпает свои возможности, застой и деградация. Без развития жизни нет.
цвета люди видят примерно одинаково
Что все видят цвета "примерно одинаково" - это возможно. Однако "примерно" понятие растяжимое, но главное - не нужно людям видеть мир одинаково. Незачем. Пусть все всё видят по-своему, об этом всё равно никто не узнает, никакие тесты не выявят.
Так как субъективная реальность коррелирует с устройством мозга, то в силу его отличия у разных людей, то есть в силу отличий в опыте, каждый человек воспринимает мир по-своему. Но, например, зелёный цвет для всех людей всё равно будет одинаков с цветом травы, листьев, и потому как бы разные люди не воспринимали эту часть спектра электромагнитного излучения, глядя на нижний сигнал светофора, все сойдутся во мнении, что это именно цвет травы и листьев - "зелёный" цвет, с соответствующим к нему отношением.
Точно так же более или менее похож, но не совпадает в точности и весь остальной опыт людей.