Давно было понято, что фиксированные системы настройки, возложенные на органы, клавесины и фортепьяно, любые системы, какие могут быть, имеют тенденцию не так строго поддерживаться инструментами, позволяющими естественную гибкость настройки:
Цитата:
Певец, или скрипач изогнёт некоторые интервалы в зависимости от их ближайшего контекста; но он не создает вследствие этого особую темперацию, потому что в различные моменты он даст каждый тон шкалы различными оттенками высоты в довольно узкой полосе […]²
<...>
Такая гибкость настройки была описана, Ivor Darreg, как 'эластичная настройка'.³ <...> предполагает склонность строить в чистых квинтах, квартах и/или чистых терциях, где возможно, и неизбежные компенсации для этого растяжением или сжатием через подобное регулирование других интервалов (а именно через производство полутонов и, особенно, вводных нот в тональной музыке, меньшими). Поскольку система верных, или чистых интервалов, неприменима в музыке, которая модулирует (из-за влияния различных комм, возникающих в чисто настроенных системах), эластичная настройка есть практический способ достигнуть красоты и консонанса чистых интервалов с минимумом нарушения общей устойчивости высоты.
<...>
малейшие интервалы (всего 7 центов) как показано, являются возможными. Наиболее примечательным, также, был факт, что полоса пропускания некоторых из малейших интервалов была всего 2-4 цента, особенность, которая может быть заметна, на слух, снижением качества тона этих высот.
(Английский)
It has long been realised that the fixed tuning systems imposed on organs, harpsichords and pianos, whatever systems those may be, tend not to be so strictly adhered to by instruments which allow a natural flexibility of tuning:
Цитата:
A singer or violinist will inflect certain intervals depending on their immediate context; but he does not produce thereby a specific temperament because at different moments he will represent each tone of the scale by different shades of pitch within a fairly narrow band […]²
<...>
Such flexibility of tuning has been described, by Ivor Darreg, as ‘elastic tuning’.³ <...> suggests a tendency to tune in pure fifths, fourths and/or pure thirds where possible and the inevitable compensations for this stretching or contracting by a like adjustment of other intervals (notably by making semitones and, especially, leading notes in tonal music, smaller). Because a system of just, or pure intervals, is impossible to sustain in music which modulates (due to the influence of the various commas which arise in just tuning systems), elastic tuning is a practical way to achieve the beauty and consonance of pure intervals with a minimum of disruption to the overall stability of pitch.
<...>
the smallest intervals (as small as 7 cents) are shown to be possible. Most notable, too, was the fact that the bandwidth of some of the smallest intervals was as little as 2-4 cents, a feature which can be heard, aurally, by a diminution of the tone quality of these pitches.
² Lindley, M. (1980) Temperaments. New Grove Dictionary of Music and Musicians, ed. Stanley Sadie (London: Grove Publications), xviii, 661
³ Darreg, I, (1979) Xenharmonic Bulletin No.9, Xenharmonikon, 7 and 8 (Spring, 1979), unpaged