2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1 ... 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 ... 54  След.
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение16.06.2015, 12:48 


04/03/15
532
Lugansk, Ukraine
bntr в сообщении #1027200 писал(а):
commator в сообщении #1017712 писал(а):
Кроме того, изменяющиеся, но неразличимые или плохо различимые ГФ, позволяют между собой отождествление, что даёт возможность считать одинаковыми не совпадающие в действительности высоты, например, на расстоянии не более $5..6~c\leftarrow  JND$ (just-noticeable difference ~ порог различимости),

Изображение

т. е. ради расширения множества допустимых интерпретаций одного и того-же через его роли в другом, ложные и правдивые, внутри порога различимости можно уравнивать в правах знаки $\equiv,\approx$.

Поясните, пожалуйста, на примере доминантсептаккорда:
4:5:6:7, 20:25:30:36, 36:45:54:64 (wiki)
Соответствующие этим соотношениям функции - плохо ли различимы?
Если плохо и "позволяют отождествление", то значит ли это, что мы не сможем интерпретировать числовым соотношением (одним из трех), например, некое конкретное употребление доминантсептаккорда неким венским классиком?
Мои соображения:
Код:
Формальная фоника :Dø(:Øt ∩ :Ød) →        =V: → V+02¢
                   │
                   │      ↑
  10.  :Q[7/4]2t ≡ │ :QØ2t┤ → ρΑ,VIIь: →      VIIь-31¢
   9.              │      │
   8.              │      │
   7. :TD[6/4]2t ≡ ├:Døt  │ →      =V: →         V+02¢
   6.              │      │
   5.              │      │
   4.  :M[5/4]2t ≡ │ :MØ2t┤ →  ιΔ,III: →       III-14¢
   3.              │      │
   2.              │      │
   1.              │      │
   0. :2T[4/4]2t ≡ ├:Død  │ →      =I: →         I±00¢
                   ↓      │
                          │
       Формальная тоника (:Qø U :Mø):Ø2t → =I: → I±00¢
                                                 ───────
                         Средний абсолютный уход:  08¢



      Формальная фоника :2Dø(:Øm ∩ :Ødt) →       =II: → II+04¢
                        │
                        │       ↑
  10. :2D2T[36/20]m2t ≡ ├:2Døm  │ → Δι,VIIь: →        VIIь+18¢
   9.                   │       │
   8.                   │       │
   7.  :TDM[30/20]m2t ≡ ├:2Dødt │ →      =V: →           V+02¢
   6.                   │       │
   5.                   │       │
   4.   :2M[25/20]m2t ≡ │  :MØ2t┤ →  ιΔ,III: →         III-14¢
   3.                   │       │
   2.                   │       │
   1.                   │       │
   0.  :2TM[20/20]m2t ≡ │ :2TØ2t┤ →      =I: →           I±00¢
                        ↓       │
                                │
             Формальная тоника (:Mø U :2Tø):Ø2t → =I: →  I±00¢
                                                         ───────
                                 Средний абсолютный уход:  06¢


       Формальная фоника :4Tø(:Ø2d ∩ :Ø4t) →       =I: → I±00¢
                         │
                         │       ↑
  10.   :6T[64/36]2d2t ≡ ├:4Tø2d │ →  =VIIь: →        VIIь-04¢
   9.                    │       │
   8.                    │       │
   7.  :3DT[54/36]2d2t ≡ │ :DTØ2t┤ →     =V: →           V+02¢
   6.                    │       │
   5.                    │       │
   4.  :2DM[45/36]2d2t ≡ │  :MØ2t┤ → ιΔ,III: →         III-14¢
   3.                    │       │
   2.                    │       │
   1.                    │       │
   0. :2T2D[36/36]2d2t ≡ ├:4Tø4t │ →     =I: →           I±00¢
                         ↓       │
                                 │
              Формальная тоника (:DTø U :Mø):Ø2t → =I: → I±00¢
                                                         ───────
                                 Средний абсолютный уход:  03¢
Если оценивать по среднему уходу от стандартной 12РДО звуковысотности, то наихудшей различимостью (03¢) будет обладать функция аккорда 36:45:54:64. Два других тоже не многие различат, у кого слух настроен на оценку по среднему уходу.

Если оценивать аккорды попарно с учётом влияния каждого звука, то легко заметить, что различия между аккордами есть только для септимы, притом громадные(49¢, 27¢ и 22¢), что и различия функций должно делать хорошо заметными.

Что до интерпретирования венского класстка, у нас всегда может быть несколько несовпадающих результатов, которые надо все прослушивать для выбора наиболее пригодных.

Со временем прояснится, как можно и как нельзя вычислять интерпретации для получения только пригодных версий, что и можно будет закреплять в алгоритмах соответствующих программ.

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение16.06.2015, 18:22 


04/03/15
532
Lugansk, Ukraine
Свободный Художник в сообщении #1027496 писал(а):
Мне кажется, что если бы Рамо не "вильнул" (после первой половины своего творчества), то монохорд естественным образом доэволюционировал бы до средства представления "гармонических сетей", которые рассматривают в проективной геометрии: http://www.px-pict.com/10/3/4/7/11/5.html
Так ведь и Царлино увильнул от монохорда к полихорду (после первой половины своей книжки), притом многозначительно процитировал популярного в то время юриста:
commator в сообщении #1024227 писал(а):
Цитата:

(Латынь)

Difficile est, nisi docto homini tot tendere chordas,

Alciat. Embl. 2. lib. 1
Трудно сие, но человек научился натягивать множество струн,

Альциат. Эмбл[ема] 2. Кн[ига] 1

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение16.06.2015, 21:59 


20/03/08
421
Минск
Свободный Художник в сообщении #1027496 писал(а):
Мне кажется, что если бы Рамо не "вильнул" (после первой половины своего творчества), то монохорд естественным образом доэволюционировал бы до средства представления "гармонических сетей", которые рассматривают в проективной геометрии:
http://www.px-pict.com/10/3/4/7/11/5.html

Если позволительно сказать, что "Рациональные числа как музыкальные интервалы" (как это делает Д. Райт):
http://www.px-pict.com/9/6/8/2/1/1/1/1/11.html

то также позволительно сказать, что и "Рациональные лучи как музыкальные интервалы":
http://www.px-pict.com/9/6/8/2/1/1/2/1.html

и строить "гармоническую сеть" (в виде Дерева Штерна - Броко) на лучах пучка лучей (двойственной конструкции для прямолинейного ряда точек в теории проективной плоскости). Операцию умножения на лучах пучка, отвечающей операции умножения рациональных чисел, определить несложно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение16.06.2015, 23:14 


04/03/15
532
Lugansk, Ukraine
Свободный Художник в сообщении #1027935 писал(а):
строить "гармоническую сеть" (в виде Дерева Штерна - Броко) на лучах пучка лучей (двойственной конструкции для прямолинейного ряда точек в теории проективной плоскости).
И на нотном стане:

Изображение Изображение

и в таблице:

Изображение

и на диске:

http://bntr.livejournal.com/57460.html

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение17.06.2015, 12:22 


04/03/15
532
Lugansk, Ukraine
Попалась любопытная чисельно-интервальная критика музыкально-исторического доктринёрства Холопова:
логика освоения чисел, соответствующих начальным интервалам натурального строя, сама по себе не предопределяет завершенности процесса, поскольку ряд обертонов не замкнут. Он описывается математической прогрессией, устремленной в бесконечность. Тем не менее Холопов утверждает, что в XX веке «… мы вступили в совершенно невозможную ранее фазу развития, когда нечего больше завоевывать, <…> интервалов больше не осталось»

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение17.06.2015, 14:18 


04/03/15
532
Lugansk, Ukraine
commator в сообщении #1027092 писал(а):
bntr в сообщении #1008785 писал(а):
о некой особой роли интервалов вида p/(p-1) (например 2/1, 3/2, 5/4, 19/18,..).
Кажется, Вы называли и специальный термин для них.
commator в сообщении #1009498 писал(а):
Нашёл по этому поводу:
Герцман 1993 писал(а):
В эпиморном отношении (ἐπιμόριος) большее число полностью содержит меньшее и еще одну его часть (квинта 3:2, кварта - 4 : 3 и т.д.)
Полезно сосредоточиться и на второй части герцманова высказывания:
Герцман 1993 писал(а):
В <...> отношении <...> много­кратном (πολλαπλάσιος) большее число содержит меньшее более, чем один раз (окта­ва - 2 : 1, децима 3 : 1 и т. д.)
Много­кратные интервалы абсолютно дуальны для обер/унтертоновых оценок: от нижнего тона, как первого обертона, верхний обязательно пронумеруется его $k$-м обертоном ($k$\in \mathbb{N}$$); но с таким же успехом верхний тон можно назвать первым унтертоном, и нижний обязательно пронумеруется $k$-м унтертоном верхнего. Таким образом оказывается ложным утверждение
Рагс 1981 писал(а):
Унтертоны <...> никогда не возникают при колебаниях одного вибратора
В действительности один вибратор порождает столько же унтертонов, сколько и обертонов.

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение18.06.2015, 14:45 


30/03/15
32
commator в сообщении #1027735 писал(а):
Что до интерпретирования венского классика, у нас всегда может быть несколько несовпадающих результатов, которые надо все прослушивать для выбора наиболее пригодных.

Со временем прояснится, как можно и как нельзя вычислять интерпретации для получения только пригодных версий, что и можно будет закреплять в алгоритмах соответствующих программ.

А может ли быть, что ГФ или некий другой "приписываемый смысл" объединяет (совмещает) несколько числовых интерпретаций (например, и 4:5:6:7, и 36:45:54:64)? Т.е. венский классик под конкретным доминантсептаккордом подразумевал два или более вариантов.

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение18.06.2015, 16:56 


30/03/15
32
bntr в сообщении #1028494 писал(а):
Т.е. венский классик под конкретным доминантсептаккордом подразумевал два или более вариантов.
И возможна ли, commator, по-вашему, такая интерпретация доминантсептаккорда: 108:135:162:160:196 (подобная 36:45:54:64, но с еще одной чистой малой терцией), где под третьей ступенью подразумевается и 160, и 162?

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение18.06.2015, 21:06 


04/03/15
532
Lugansk, Ukraine
bntr в сообщении #1028494 писал(а):
А может ли быть, что ГФ или некий другой "приписываемый смысл" объединяет (совмещает) несколько числовых интерпретаций (например, и 4:5:6:7, и 36:45:54:64)? Т.е. венский классик под конкретным доминантсептаккордом подразумевал два или более вариантов.
В один и тот же момент вряд ли понадобится интерпретировать доминантсептаккорд как две несовпадающие версии чистого интонирования, особенно в попытке совместить 4:5:6:7, и 36:45:54:64. В разные моменты одной и той же композиции может быть даже и лучше применять 4:5:6:7, и 36:45:54:64 поочерёдно, в зависимости от выписанного нотами контекста у венского, либо иного классика.

Вместе с этим надо обратить внимание: умножение на 9 из 4:5:6:7 делает 36:45:54:63, что при совмещении с 36:45:54:64 даёт 36:45:54:63:64.

Как слух воспримет вертикальную архитову комму 63:64 вместе с трезвучием 36:45:54 надо пробовать, поскольку несмотря на то что комма бесспорно породит биения, возможно неприятные в отдельном её исполнении, эти биения будут в унисон с первым обертоном, имеющем вероятность фантомного присутствия в ощущении вертикали 36:45:54:63:64, равно как и в ощущении отдельно испоненной вертикально архитовой коммы 63:64.

-- 18.06.2015, 20:15 --

bntr в сообщении #1028554 писал(а):
возможна ли, commator, по-вашему, такая интерпретация доминантсептаккорда: 108:135:162:160:196 (подобная 36:45:54:64, но с еще одной чистой малой терцией), где под третьей ступенью подразумевается и 160, и 162?
160:162, или перемещённая на октаву вверх дидимова комма 80:81, даст биения в унисон с фантомом 2-го обертона, т. е. употребить по арифметике возможно, но способен ли слух работать с такой арифметикой?

Только опытным путём надо выяснять.

Вчера, к примеру, получил ссылку на септимальную музыку.

http://chrisvaisvil.com/prelude-for-fok ... mit-piano/

Воспринималась бы как приемлемая, если бы не кое-какие моменты, скорее претендующие на неприятную фальшь, чем на необычные, но имеющие право на существование вертикали.

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение20.06.2015, 22:30 


20/03/08
421
Минск
Свободный Художник в сообщении #1027935 писал(а):
Свободный Художник в сообщении #1027496 писал(а):
Мне кажется, что если бы Рамо не "вильнул" (после первой половины своего творчества), то монохорд естественным образом доэволюционировал бы до средства представления "гармонических сетей", которые рассматривают в проективной геометрии:
http://www.px-pict.com/10/3/4/7/11/5.html

Если позволительно сказать, что "Рациональные числа как музыкальные интервалы" (как это делает Д. Райт):
http://www.px-pict.com/9/6/8/2/1/1/1/1/11.html

то также позволительно сказать, что и "Рациональные лучи как музыкальные интервалы":
http://www.px-pict.com/9/6/8/2/1/1/2/1.html

и строить "гармоническую сеть" (в виде Дерева Штерна - Броко) на лучах пучка лучей (двойственной конструкции для прямолинейного ряда точек в теории проективной плоскости).

commator в сообщении #1027954 писал(а):
И на нотном стане:
и в таблице:
и на диске:

Непонятно, как в приведенных Вами представлениях "гармонической сети" определить операцию "умножения", соответствующую операции умножения рациональных чисел. Для того представления "гармонической сети", о котором говорил я, есть подсказка у Кокстера:
http://www.px-pict.com/10/3/4/7/11/2.html
(рис. 135 с гиперболой)
Свободный Художник в сообщении #1027935 писал(а):
Операцию умножения на лучах пучка, отвечающей операции умножения рациональных чисел, определить несложно.


-- Сб июн 20, 2015 23:36:22 --

Непонятно даже, каким образом определить в приведенных Вами представлениях "гармонической сети" операцию группоида Брандта:
http://www.px-pict.com/9/6/8/2/1/1/2/4.html

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение21.06.2015, 07:45 


04/03/15
532
Lugansk, Ukraine
Свободный Художник в сообщении #1029182 писал(а):
Непонятно, как в приведенных Вами представлениях "гармонической сети" определить операцию "умножения", соответствующую операции умноженияо <...> oперацию группоида Брандта
Наиболее употребимыми у меня оказались операции, мною пока называемые уравнивание слева/справа.

Пусть дана вертикаль пары сонантов:

$:S_1s_2$
$:S_3s_4$

которая после уравнивания слева приобретаёт вид:

$:S_3S_1s_2s_3$
$:S_1S_3s_4s_1$

и после уравнивания справа:

$:S_4S_1s_2s_4$
$:S_2S_3s_4s_2$

Может быть Вам виднее какова математическая суть сих несложных операций, так просветите.

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение21.06.2015, 22:44 


20/03/08
421
Минск
Хотелось бы, чтобы Вы предоставили несколько больше информации об интересующих Вас операциях, а также разъяснили, по возможности, их содержательный смысл.
Смысл операции группоида Брандта легко понять, потому что она очень проста. Я изобразил "таблицу Кэли" для "Pair Groupoid" в случае, когда эта операция задана на декартовом квадрате 4-х элементного множества, состоящего из некоторых абстрактных символов А, B, C и D:
http://www.px-pict.com/7/3/2/1/10/1.html
Упорядоченые пары изображены там дугами ориентированого графа, как это иногда делают:
http://www.px-pict.com/9/4/2/3/2/2.html

-- Вс июн 21, 2015 23:50:29 --

Свободный Художник в сообщении #1029182 писал(а):
... Для того представления "гармонической сети", о котором говорил я, есть подсказка у Кокстера:
http://www.px-pict.com/10/3/4/7/11/2.html
(рис. 135 с гиперболой)
Свободный Художник в сообщении #1027935 писал(а):
Операцию умножения на лучах пучка, отвечающей операции умножения рациональных чисел, определить несложно.


Нам понадобится один элементарный факт о пересечении рационального луча с гиперболой:
http://www.px-pict.com/preprints/grundlagen/8.html

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение22.06.2015, 01:21 


04/03/15
532
Lugansk, Ukraine
Свободный Художник в сообщении #1029457 писал(а):
Хотелось бы, чтобы Вы предоставили несколько больше информации об интересующих Вас операциях, а также разъяснили, по возможности, их содержательный смысл.
Один из Ваших излюбленных примеров:

Изображение

Извлекаем вертикаль из начала второго такта и делаем преобразования, исходя из того, что ля-первой-октавы принята за оригинант суборигинанта:

$a1:[~1/1~]\to:\varnothing_\varnothing$
$f1:[19/24]\to:Ud3t$
$c1:[19/32]\to:U5t$
$~f:[19/48]\to:Ud4t$

Eсли будут вопросы, постараюсь ответить, затем продолжу.

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение22.06.2015, 08:39 


30/03/15
32
commator в сообщении #1017712 писал(а):
bntr в сообщении #1017678 писал(а):
мозгу приходится выбирать
Сие происходит в процессе составления композиции, полагаю.

Когда готовая композиция предъявляется через чистую интонацию по точной нотации, мозгу остаётся только восприятие выбора композитора.

Допускаете ли вы, что некая рационализация может происходить и в мозгу (вне замысла композитора)?

Неверно ли полагать, что, если некто совсем без умысла нажимает клавиши пианино, то в мозгу у слушателя происходит работа: попытки рационализировать входящие стимулы, найти для нот целочисленные интерпретации, таким образом осмыслить слышимое, построить рациональную сетку, сплести музыкальную ткань?

Не может ли это порой происходить и без особого на то желания, на уровне психоакустической системы и/или более глубоких уровнях?

Я пытаюсь спросить, не может ли такая рационализация (плетение музыкальной ткани) успешно происходить в мозге и при игре на клавиатуре 12РДО, и при чьём-то грязном пении, где-нибудь на уровне воображения, пусть с бОльшими усилиями?

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение22.06.2015, 11:22 


04/03/15
532
Lugansk, Ukraine
bntr в сообщении #1029539 писал(а):
не может ли такая рационализация (плетение музыкальной ткани) успешно происходить в мозге и при игре на клавиатуре 12РДО, и при чьём-то грязном пении, где-нибудь на уровне воображения, пусть с бОльшими усилиями?
Именно так оно и работает, по-моему.

Отсюда вытекает следуещее: массовое навязывание слушателям 12РДО стимуляции заставляет их психоакустические системы усиленно искать в автоматическом режиме те или иные рациональные оправдания потоку грубых иррациональных софизмов, что исподволь накаляет нервную систему общества до проявлений массовой агрессивности.

Если мне кто-то скажет, что система 12РДО не имеет никакого отношения к успешному развязыанию двух мировых войн, я не поверю, потому что развязала их страна, первая из запустивших в массовую эксплуатацию этот чудовищный инструмент уничтожения любой возможности управлять процессами осмысленного энгармонического урегулирования в целях точного предьявления аудитории чистого смысла композиций, дошедших до нас в виде головоломной 12РДО софистики.

Есть ещё более ужасающее следствие гегемонии 12РДО: наметилась тенденция рекламировать пифагорейский строй, как вполне приемлемый для исполнения всякого многоголосия, которое можно слушать в системе 12РДО. Если мне кто-то скажет, что это не может влиять на развязывание третьей мировой войны, я не поверю.

Ноосфера писал(а):
в избавлении главное место занимает музыка. Мессия не только учит новым нигунам (мелодиям), но даже изобретает новые музыкальные инструменты.
Циолковский писал(а):
Музыка есть сильное, возбуждающее, могучее орудие, подобное медикаментам. Она может и отравлять и исцелять.
Лосев 1979 писал(а):
Чем мельче тоновые различия, тем больше античный человек переживал здесь мягкости и расслабления; и, наоборот, мелодия с достаточно большими и четкими интервалами казалась ему строгой, энергичной и серьезной

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 810 ]  На страницу Пред.  1 ... 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 ... 54  След.

Модераторы: Jnrty, Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group