Если
, то решением системы является
.
Допустим. Тогда механизм такой. Превый стержень передал волну второму и остановился. Между стержнями образовался зазор. По второму стержню волна пошла вперед, ударилась о противоположный край и вернулась назад, ударила первый стержень. Засчет зазора удар уже стал слабее -- часть энергии осталась во втором стержне там ослабленная волна бегает туда сюда и в первом стержне слабая волна бегает туда сюда. Таких соударений пока стержни разойдутся полностью происходит несколько. Но т.к. они происходят на большой частоте мы слышим только один удар.
Т.е. я уже об этом писал
взаимодействие брусков может представлять собой серию ударов с очень высокой частотой. Т.е. прежде чем бруски разойдутся волна успеет дойти до другого края бруска и вернуться несколько раз.
Решение волнового уравнения утверждает, что удар ровно один. Формально, это решение таково. Рассмотрим систему в которой короткий стержень налетает на покоящийся длинный. После удара по стержням проходит волна сжатия, а потом и разряжения. Когда в коротком стержне волна разряжения придет к месту удара произойдет "отрыв" длинного стержня со скоростью соответствующей закону сохранения импульса (короткий при этом остановится). Это выглядит очень странно, поскольку НЕ ЗАВИСИТ от длины "длинного" стержня, но, формально, ничему не противоречит: просто-напросто неупругий удар. В чем же причина такого странного поведения? Мне кажется в конечной скорости распространения возмущения. Короткий стержень "не знает, и не может знать" какая длина у стержня, с которым он столкнулся. Поэтому его поведение такое же как и при абсолютно неупругом ударе об стенку. Очевидная разница с пружиной такова: пружина сжимается вся целиком (все ее части одновременно), а в стержне деформируется только часть, по которой уже прошла волна сжатия.
Отмечу, что для "толстых" стержней волновое уравнение заменяется на ур-е 4-го порядка (по x-ам). Поправки Рэлея оцениваются порядка
(квадраты радиуса стержня и длины).
Для таких уравнений уже конечной скорости возмущений нет. Возможно, что для шариков такие уравнения дадут более адекватную картину.
Ну и наконец. Как мне кажется, для тонких стержней волновое уравнение начисто игнорирует изгиб стержня. Возможно его учет позволил бы заменить "жесткий" удар на "мягкий" прогиб.