Действительно, это очень интересная задача, которой в такой её формулировке почти сто лет. Её часто приводят в качестве примеров, её описывают в учебниках. Я прочитал с интересом обсуждение в теме. И вот, что хочу сказать.
Вариант (1) один из них мальчик (= хотя бы один из них мальчик) после коротких пояснений преподавателя(учителя, "знающего") почти никогда споров не вызывает: 1/3 и 2/3.
А вот вариант с Сергеем не так прост. Резонный вопрос (уже здесь заданный): какую информацию (дополнительную информацию - в "наивном" смысле этого слова) мы получаем, зная что один из них мальчик Сергей, а не просто мальчик?
На второй странице обсуждений
--mS-- привела вероятностное пространство с именами, на котором были получены итоговые условные вероятности по 1/2. Действительно, в таком представлении в результатах сомнений нет.
НО!!! Сделано одно неявное предположение - тот самый
секрет, который можно сформулировать так:
*детей в семье одинаковыми именами не называют!
или более конкретно
*...один из них мальчик Сергей, а второй, если и мальчик, то не Сергей.
Именно это умолчание формирует то вероятностное пространство, которое получено. Именно в этом предположении и есть ключевое отличие от варианта (1)!
В случае
отказа от этого принципа имя более не будет являться признаком, который упорядочивает наборы. В отличие от старшинства, которое упорядочивает наборы не только (и не столько) в силу биологичности, сколько в существовании отрицания значения признака: старший,
нестарший (=младший). Но: один Сергей, не значит, что другой не Сергей!
И задача будет драматически усложнена! Теперь можно, если, например, ввести предположение о том, имя любого мальчика с вероятностью
p Сергей, то (после перебора событий, составления отношения вероятностей и упрощения) получим формулу:
P(2 мальчика/ один из детей Сергей)
Причём, если мальчиков можно называть только Сергей (мальчик = Сергей), что задаёт
p = 1, то мы непротиворечиво приходим к случаю "хотя бы один из них мальчик" и вероятности 1/3. Если же вероятность
p будет маленькой (есть много почти равновероятных имён), то искомая вероятность будет близка к 1/2, и будет к этому значению стремиться с уменьшением
p. Однако же замечу, что при
p = 0 указанное выражение потеряет смысл, так будет следовать из его алгебраического вывода (из физического смысла тоже).
Понятно, что задачу можно ещё немного усложнить, введя отдельно вероятность того, что родители дают одинаковые имена (что с точки здравого смысла происходит довольно редко). Наверно, можно усложнить и как-то ещё.
Вот такой секрет скрыт в этой формулировке задачи с мальчиком, чьё имя известно.