2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.

Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе "Помогите решить/разобраться (М)".

Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.

Не ищите на этом форуме халяву, правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения и указать конкретные затруднения.

Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 12  След.
 
 Re: Второй ребёнок в теории вероятностей.
Сообщение28.02.2011, 14:35 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/11/06
4171
ewert в сообщении #418283 писал(а):
Вполне. Однако Вы говорили о другой задаче, в которой конкретного ребёнка звали Сергей. Это -- вовсе не тоже самое, что утверждение "одного ребёнка зовут Сергеем".

Полагаю, Вы просто не поняли или не читали моего ответа. Не снимаю с себя за это вины, но повторять его мне очень не хочется.

gris в сообщении #418277 писал(а):
а) В задаче с Про Сергеем равновозможны ли такие события:

1. В семье у Сергея есть брат.
2. В семье у Сергея есть сестра.

Да. Каким бы по счёту ребёнком в семье ни был Сергей, для второго ребёнка есть две равновозможных ситуации.

gris в сообщении #418277 писал(а):
б) В задаче с Сергеем равновозможны ли такие события:

1. В семье у Сергея есть старший брат.
2. В семье у Сергея есть старшая сестра.
3. В семье у Сергея есть младший брат.
4. В семье у Сергея есть младшая сестра.

Нет, первое и третье втрое вероятнее второго и четвёртого. Если Сергей старший, то первое событие выполнено, второе - нет, третье и четвёртое - в половине случаев. Если же Сергей - младший, то первое и второе выполнено в половине случаев, третье - всегда, четвёртое - нет. Итого вероятности по ФПВ:
$$P_1=\frac12 \,\cdot \,1 \,+\, \frac12\,\cdot \, \frac12=\frac34; \quad P_2 = \frac12\, \cdot \,0 \,+\, \frac12\,\cdot \, \frac12=\frac14; \quad P_3 = \frac12 \,\cdot \, \frac12 \,+\, \frac12 \,\cdot\, 1=\frac34; \quad P_4 =   \frac12 \,\cdot \, \frac12 \,+\, \frac12 \,\cdot\, 0=\frac14.$$

gris в сообщении #418277 писал(а):
в) В задаче с Сергеем равновозможны ли такие события:

1. В семье у Сергея есть старший брат.
2. В семье у Сергея есть младший брат.
3. В семье у Сергея есть сестра.

Нет. Вероятности первых двух равны $\frac34$, последнего - $\frac12$.

gris в сообщении #418277 писал(а):
--mS--, лично я не только прочитал Ваш ответ, но и параллельно смотрю в Ваш учебник. Просто хочется "добить" эту задачу.

Да вряд ли в моём учебнике есть что-то более умное, чем в других :mrgreen:

-- Пн фев 28, 2011 18:06:19 --

ewert в сообщении #418283 писал(а):
Здесь постановка опыта усложнена, он проводится в два этапа: сперва разыгрывается пол каждого ребёнка, а потом -- кого из мальчиков назвать Сергеем (если мальчиков выпало две штуки). За неимением дополнительной информации оба варианта следует считать равновероятными.

Вот это - точно совершенно другая задача.
4 равновозможных случая:
ММ
МД
ДМ
ДД

Во втором и третьем случаях мальчика обязательно зовут Сергеем? А может, его зовут именем того мальчика, который в первом случае - брат Сергея? Варианты:
1) СМ+МС
2) СД
3) ДС
(ДД выбросили)
уже равновозможными не являются. Первый - вдвое вероятнее.

 Профиль  
                  
 
 Re: Второй ребёнок в теории вероятностей.
Сообщение28.02.2011, 16:01 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
А вот ещё вопрос.
Задачи, подобные картам, монеткам и урнам легко смоделировать, повторить и проверить статистически.
Выбор шара, тасование колоды, подбрасывание монетки это действия, в общем-то, однозначные. Можно говорить только о симметрии монеты, тщательности тасовки, добросовенности экспериментатора. Но даже с компьютерным моделированием проблем не возникает.
И задачу с двумя безымянными детьми тоже можно смоделировать или проверить на демографической статистике.
А вот с именами дело другое. Как и с уже обсуждавшейся задачей со шкатулками. Тут совершенно непонятно, как моделировать ситуацию. По какому принципу и когда называть детей. Не будет ли от этого зависеть вероятность.
И вообще — возможно ли корректно определить вероятностное пространство двумя различными способами, и корректно ли говорить о вероятностях в подобных задачах. Возможно ли, чтобы ответ зависел от трактовки ситуации и два различных ответа не могли бы победить друг друга никакими доводами.

Об учебнике: я, конечно, не возьмусь ранжировать учебники по количеству умных мыслей, но по удобству использования именно на компьютере, оформлению и подаче материала мне он очень нравится.

 Профиль  
                  
 
 Re: Второй ребёнок в теории вероятностей.
Сообщение28.02.2011, 16:20 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
--mS-- в сообщении #418303 писал(а):
Полагаю, Вы просто не поняли или не читали моего ответа.

Читал, но невнимательно. Меня остановил вот этот пассаж:

--mS-- в сообщении #418244 писал(а):
Это равносильно условию, когда старший из детей - мальчик. Иначе говоря, когда выделенный, конкретный ребёнок (который Сергей) - мальчик.

Совершенно непонятно, о чём тут речь, вот я и решил, что "конкретность" Вы просто домыслили. После чего желания читать пример уже не возникло, тем более что он чересчур длинен (девчонок-то зачем перебирать было).

Но уговорили -- прочитал. Дело в том, Вы задачу всё-таки изменили. Равновероятность выбора и фиксированность набора имён -- это очень существенное дополнение к условию постановки опыта. Пересчитайте свой пример, предположив, что одного мальчика обязательно назовут Сергеем, а Иван -- резервное имя. И наоборот.

 Профиль  
                  
 
 Re: Второй ребёнок в теории вероятностей.
Сообщение28.02.2011, 17:35 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/11/06
4171
gris в сообщении #418332 писал(а):
А вот с именами дело другое. Как и с уже обсуждавшейся задачей со шкатулками. Тут совершенно непонятно, как моделировать ситуацию. По какому принципу и когда называть детей. Не будет ли от этого зависеть вероятность.
И вообще — возможно ли корректно определить вероятностное пространство двумя различными способами, и корректно ли говорить о вероятностях в подобных задачах. Возможно ли, чтобы ответ зависел от трактовки ситуации и два различных ответа не могли бы победить друг друга никакими доводами.

Безусловно, поэтому дальше я и не буду спорить. Просто я исходила из набора предположений, которые мне кажутся в этой задаче несомненными с точки зрения просто элементарной симметрии. Без никаких иных допущений.
Их два:
1) если рассматриваются семьи с Сергеями, то Сергей в них одинаково часто будет первым или вторым ребёнком.
2) если рассматриваются семьи, в которых первый ребенок - Сергей, то второй ребёнок одинаково часто будет мальчиком или девочкой. Аналогично, для семей, в которых Сергей - второй ребенок, первый одинаково часто мальчик или девочка.

У ewert'а допущений куда как больше (прошу прощения за третье лицо, откровенно лень возвращаться и цитировать). Например, предположение, что одного мальчика обязательно назовут Сергеем :-).

Если уж быть совсем корректными, то придётся, прежде чем отвечать на вопросы о каких-то условных вероятностях, просить автора вопроса описать вероятностное пространство :-) В задаче про "есть мальчик" всё понятно изначально: эксперимент с бросанием двух монет, всё полностью задано. Как только появляется какой-то "Сергей", приходится домысливать вероятностное пространство: откуда берутся Сергеи, как часто, одинаково ли часто они бывают старшими или младшими, а вдруг у нашего населения массовое поверье: как только первая родилась девочка, второму обязательно следует быть (не быть) Сергеем? Я домыслила так, ewert - иначе.

 Профиль  
                  
 
 Re: Второй ребёнок в теории вероятностей.
Сообщение28.02.2011, 17:44 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
--mS-- в сообщении #418370 писал(а):
У ewert'а допущений куда как больше (прошу прощения за третье лицо, откровенно лень возвращаться и цитировать). Например, предположение, что одного мальчика обязательно назовут Сергеем

Вообще-то это допущение имеет ровно тот же статус, что и Ваше. И, между прочим, куда жизненнее: безусловно, в каждой семье есть свои предпочтения. А так -- да, без знания распределения этих предпочтений не обойтись.

 Профиль  
                  
 
 Re: Второй ребёнок в теории вероятностей.
Сообщение28.02.2011, 17:59 
Аватара пользователя


16/02/11
113
Екатеринбург
Прежде всего, большое спасибо всем форумчанам и адм.форума. пожелавшим продолжить дискуссию.
gris в сообщении #418277 писал(а):
--mS--, лично я не только прочитал Ваш ответ, но и параллельно смотрю в Ваш учебник. Просто хочется "добить" эту задачу.

Э, батенька, так Вы ещё и автор учебника? Тогда понятна жёсткость и безапеляционность суждений. Между прочим, я тоже пишу учебник, но по другой теме (Высшая математика для студентов вузов гуманитарного профиля, 1/3 написана и обкатывается). Это лирическое отступление. А за желание "добить" эту задачу ещё раз спасибо.

 Профиль  
                  
 
 Re: Второй ребёнок в теории вероятностей.
Сообщение28.02.2011, 18:49 
Заслуженный участник


11/05/08
32166

(Оффтоп)

Mihajlo в сообщении #418381 писал(а):
Между прочим, я тоже пишу учебник, но по другой теме (Высшая математика для студентов вузов гуманитарного профиля

Это хорошо, что по другой.

 Профиль  
                  
 
 Re: Второй ребёнок в теории вероятностей.
Сообщение28.02.2011, 19:49 
Аватара пользователя


16/02/11
113
Екатеринбург
ewert в сообщении #418393 писал(а):
Это хорошо, что по другой.

Совершенно верно. Будьте спокойны, туда, где я профан, не лезу. А сюда зашёл просто спросить. В порядке естественного любопытства.

 Профиль  
                  
 
 Re: Второй ребёнок в теории вероятностей.
Сообщение28.02.2011, 19:58 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
А вот насколько я знаю, гуманитариям вроде психологов, социологов и тому подобных из математики как раз теория вероятностей и статистика только и нужна. Неужто они будут пределы да интегралы считать? А вот разные гипотезы по критериям проверять, матожидание с дисперсией находить, выборки обсчитывать — самое гуманитарное дело. Без ТВиМСа не то, что диссер, но и диплом сейчас не защитишь.

 Профиль  
                  
 
 Re: Второй ребёнок в теории вероятностей.
Сообщение28.02.2011, 21:12 
Аватара пользователя


16/02/11
113
Екатеринбург
gris в сообщении #418429 писал(а):
А вот насколько я знаю, гуманитариям........ как раз теория вероятностей и статистика только и нужна.

Совершенно верно. Поэтому кроме высшей математики (на первых двух семестрах) на третьем семестре отдельно проходят теорию вероятности.
Такова госпрограмма. Я не виноват.

 Профиль  
                  
 
 Re: Второй ребёнок в теории вероятностей.
Сообщение28.02.2011, 21:40 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/11/06
4171
Mihajlo в сообщении #418453 писал(а):
отдельно проходят теорию вероятности.

...вероятностей...

 Профиль  
                  
 
 Re: Второй ребёнок в теории вероятностей.
Сообщение28.02.2011, 22:00 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
gris в сообщении #418429 писал(а):
А вот насколько я знаю, гуманитариям вроде психологов, социологов и тому подобных из математики как раз теория вероятностей и статистика только и нужна. Неужто они будут пределы да интегралы считать?

Будут как миленькие, те же статистика с вероятностями заставят.

Я с гуманитариями, в общем-то, практически не сталкиваюсь. Но пару раз читать им приходилось (специальность -- что-то типа "менеджмент и управление качеством", что ли). И, если мне не изменяет память -- оба раза как раз вероятность (хотя вообще я её читаю крайне редко, но там уж звёзды так сошлись). И должен сказать, что среди гуманитарок попадались по нескольку вполне симпатичных. В нормальном, математическом смысле симпатичных. (В других смыслах симпатичные -- конечно, тоже были, и какой-то корреляции или антикорреляции между этими смыслами как-то не заметил.) И интегралы, во всяком случае, они щёлкали ну не то чтобы лихо, конечно, но -- достаточно уверенно.

Это гуманитарки. Ну гуманитарии, естественно, дело совершенно другое; там был практически полный ноль, что и естественно, ведь и было-то их там -- кот наплакал.

 Профиль  
                  
 
 Re: Второй ребёнок в теории вероятностей.
Сообщение28.02.2011, 22:05 
Аватара пользователя


16/02/11
113
Екатеринбург
--mS-- в сообщении #418464 писал(а):
...вероятностей...

Извините, хлопнул ушами.

 Профиль  
                  
 
 Re: Второй ребёнок в теории вероятностей.
Сообщение08.03.2011, 09:58 
Аватара пользователя


16/02/11
113
Екатеринбург
Предстоит ещё раз перечитать интересные мысли этого форума. Тут ещё чисто техническая задержка была. А пока хотелось бы поведать об одном чисто педагогическом наблюдении. Моё детство пришлось на тяжёлые послевоенные годы. Первые 5 классов мы проходили арифметику, которую я органически не переваривал. Особенно задачи на части. Разделить 120 орехов на две кучки так, чтоб в одной было в 3 раза больше, чем в другой - была для меня невозможной. А что касается моего поведения, то одна маманя сказала своему сыну: -Не водись с Мишкой-бандитом! При этом любил читать Жюль Верна, Свифта, сказки всех народов мира... Попался учебник алгебры А.П.Киселёва для 6-8кл. От неча делать открыл где-то посредине. Задача: отцу 40 лет, сыну 17. Вопрос: через ск. лет отец станет вдвое старше сына? Тут же приводилось решение. Через х лет отцу будет 40+х, а сыну 17+х. Но одно в два раза больше. Составляется уравнение, которое тут же решается. Понятно и просто! Я настолько был потрясён изяществом решения, что дочитал учебник до конца(!) и всё было понятно. Думаю, не стоит рассказывать дальше как сложилась моя жизнь. Вот интересно. Понятие "часть", которое было в арифметике, это же тот же завуалированный икс. Интересно, другие ребята понимали, а я был чистейший тролль. Видимо, решая задачу об орехах, моё нутро не принимало понятие "часть". При чём здесь часть, когда речь идёт об орехах!!! Какой-то психологический барьерчик. Но с тех пор я многое понял в психологии других неудачников. Мне удалось вывести многих, которые числились бездарями и тупицами.
Излечился ли я от троллизма? Как сказала --mS-- увы, ещё нет. Единственная ветвь математики это ТВ, которая вынуждает порой излишне почёсывать свой затылок. Например, операции над множествами в самой теории множеств идут как по маслу, а в ТВ аналогичные операции менее вкусны. Но самая самая любимая моя задача во всей математике, от которой я без ума со студенческих лет и которой я свожу с ума своих студентов, это задача Бюффона о возможности вычислить число пи простым подбрасыванием иголки.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение24.03.2011, 18:33 
Аватара пользователя


16/02/11
113
Екатеринбург
gris в сообщении #418332 писал(а):
Об учебнике:.... по удобству использования именно на компьютере, оформлению и подаче материала мне он очень нравится.

Прошу Вас сообщить мне об этом учебнике. Если не хотите на форуме, можно мылом: valio@mail.ru Спасибо.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 174 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 12  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group