Вопрос о том, за счет чего увеличивается КПД поршневого двигателя, если применить наддув. В частности, турбонаддув. Как я это понимаю:
Термодинамический цикл поршневого двигателя (например, цикл Тринклера) имеет тот недостаток, что горячий газ всегда недорасширяется в цилиндре: на участке 5-1 энергия газа просто исчезает (выбрасывается в атмосферу):
Так неизбежно получается, когда объем цилиндра стараются использовать максимально: если в начале сжатия заполнять цилиндр воздухом с атмосферным давлением на 100% его объема, то в конце расширения этот же цилиндр не может расширить газы до атмосферного давления (у него не хватает объема). В принципе, достаточно было бы заполнять цилиндры менее, чем на 100% объема перед сжатием, чтобы этого избежать. Но это, конечно, снижает мощность.
Считается, что турбинные агрегаты свободны от этого недостатка, т.к. сжатие у них происходит в одном агрегате (компрессоре), а расширение – в другом (турбине). Всегда можно сконструировать турбину так, чтобы газ в ней расширялся практически до атмосферного давления. Соответственно, если на выходе поршневого двигателя поставить турбину, то она просто дорасширяет газ, т.е. с нее можно получить дополнительную работу 5-5’-1.
Эту работу можно непосредственно передать на выходной вал двигателя. В этом случае КПД двигателя увеличивается только за счет дорасширения газа после его расширения в цилиндре.
Или можно использовать эту работу для дополнительного сжатия воздуха перед подачей в цилиндр (собственно, турбонаддув). Если считать, что степень сжатия в цилиндре остается неизменной, то общая степень такого последовательного сжатия возрастает, что и ведет к увеличению КПД. Кроме того, такой двухступенчатый процесс сжатия удобно сделать с промежуточным охлаждением (так и делают), т.е. приблизить адиабатное сжатие к изотермическому, что так же увеличивает КПД.
Во втором случае КПД увеличивается больше, и это достигается, во первых, за счет простого увеличения параметров цикла (температура, степень сжатия), а так же за счет того, что поршневой двигатель становится все более похож на турбину в том смысле, что сжатие и расширение происходят в разных агрегатах. Сжатие все больше происходит в предварительном компрессоре (где его проще приблизить к изотермическому), а расширение – в выходной турбине (где проще получить полное расширение). Осталось сделать последний шаг и преобразовать цилиндр просто в камеру сгорания, а поршень вообще выкинуть.
Вопрос: правильно ли я понимаю, что главные причины увеличения КПД поршневого двигателя при применении турбонадува такие:
1. Используется работа дорасширения выхлопных газов;
2. Повышается степень сжатия агрегата;
3. Используется сжатие с промежуточным охлаждением.