2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1 ... 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 ... 17  След.

Какие из предметов этого списка вы предпочли бы в школе не изучать вообще?
Основы Советского государства и права 14%  14%  [ 16 ]
Основы коммунистической морали 23%  23%  [ 26 ]
Астрономия 2%  2%  [ 2 ]
Черчение 7%  7%  [ 8 ]
Музыка 12%  12%  [ 13 ]
Изобразительное искусство 10%  10%  [ 11 ]
Начальная военная подготовка 9%  9%  [ 10 ]
Физическая культура 5%  5%  [ 6 ]
Трудовое обучение 6%  6%  [ 7 ]
«Ненужных» предметов из этого списка не было 11%  11%  [ 12 ]
Всего голосов : 111
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение04.04.2020, 15:50 
Аватара пользователя


04/01/14
1196
kry в сообщении #1451203 писал(а):
Зато пахло иногда от всех впечатляюще. :mrgreen:

Именно по этой причине лично покупаю для своего одиннадцатого влажные гигиенические салфетки, а то после физкультуры в кабинете трудно дышится (мягко говоря). :mrgreen: Они уже знают, особенно мальчики: пришёл в кабинет, взял салфетки, пошёл в туалет (благо рядом совсем), пришёл, руки помыл, вытер одноразовым, сел, занимаешься.

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение04.04.2020, 15:53 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/03/08
9904
Москва
Я бы разделил школьные предметы на три группы.
1. Непосредственного применения.
2. Подготовительные.
3. Общеразвивающие.
Причём это не строгое разделение, в рамках одного предмета могут быть все три функции, причём соотношение зависит от конкретного ученика, то, что для одного подготовительный, для другого общеразвивающий.

Предметов непосредственного применения мало. Чтение и письмо, арифметика, ну, ещё и домоводство можно прибавить. Подготовительные дают начала сведений для дальнейшего профессионального обучения. Общеразвивающие способствуют развитию мозга (включая физкультуру - двигательная кора тоже часть мозга). Вот последние и клеймятся, как "ненужные". Кажется, что достигнутый уровень получился сам собой, а зубрёжка названий растений или исторических дат никакого значения для развития памяти не имела, нудные сочинения не нарабатывали навыка связного письма, математика исключительно для мучения гуманитария, а не для наработки привычки к методичной работе. Причём чтобы был эффект - недостаточно заниматься в приятном объёме, нужно довести до чего-то вроде боли после мышечной тренировки, и если от предмета была действительная польза, воспоминания о нём исключительно, как о тяжёлой докуке, а если изучать его было не тяжело, то неприятной памяти об этой дисциплине нет, как и приятной, она была мила и бесполезна.

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение04.04.2020, 15:59 
Аватара пользователя


04/01/14
1196
Евгений Машеров в сообщении #1451215 писал(а):
нудные сочинения не нарабатывали навыка связного письма

-1
Как раз навык связного письма и нарабатывали. Это самое бОльшее, что они могли дать. Писать настоящие сочинения помогает не навык, а дар. Его не наработаешь.

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение04.04.2020, 15:59 
Аватара пользователя


09/10/15
4227
где-то на диком Западе. У самого синего моря.
provincialka
Ну вы знаете, даже у детей был некий свой кодекс чести. Издевались в основном над парнями. За косички дергали красоток. Равнодушно не замечая остальных.

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение04.04.2020, 16:02 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12065
Казань
fred1996
Я неточно выразилась: не то чтобы надо мной не издевались, я вообще не замечала издевательств над кем-нибудь. Впрочем "не замечала" -- не значит, что "не было", конечно. И где-то точно было... :-(

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение04.04.2020, 16:55 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
5012
provincialka,
Вашу позицию я понял, но вот у меня ситуация была совершенно иная. Я учился в школе, здание которой было отстроено очень давно; спортзала в ней просто не было. Была так называемая спортплощадка, но покрытие там было очень плохое и не везде. "Футбольная площадка" - это просто кусок голой земли с двумя воротами, не очень-то ровный, просто утрамбованный ногами ряда поколений мальчишек. Ещё турник, беговая дорожка, волейбольная площадка, песочница для прыжков, - кажется, это всё. А раз нет спортзала - значит, нет ни каната, ни шведской стенки, вообще ничего такого, на чём можно выполнять силовые упражнения. Вся физкультура - "на свежем воздухе". Поэтому зимой её просто нет: мы уходим из класса в раздевалку, обозначая тем самым, что пошли именно на физкультуру, а не сбежали с уроков, а дальше - делай что хочешь. Переодеваться никто и не думает: на улице слишком холодно, а помещения для физкультуры нет. Потолкались в раздевалке, потрепались, прозвенел звонок с урока - пошли обратно. Когда на улице не слишком холодно, учитель физкультуры выдаёт нам два мяча: футбольный для мальчиков и волейбольный для девочек. Выдаст и идёт доигрывать с коллегой партию в шахматы или в домино. Что мы там делаем - ему чаще всего неинтересно... А уж когда совсем тепло, и учителю на воздухе достаточно комфортно, тогда два-три урока посвящаются (частично) сдаче нормативов. Кем и как были составлены эти нормативы - не знаю, но они, на мой взгляд, - очень странные. Все нормативы, которые мы сдавали, кроме одного, требовали от ученика только одного - скорости. Бег на 60 или на 100 метров, прыжки в высоту или в длину, метание гранаты - везде результат зависит лишь от того, насколько быстро ты в принципе способен двигать конечностями. Такие качества как сила или выносливость в расчёт не принимаются. Единственный норматив, где требуется сила, - это подтягивание на турнике. Но что из того, что на "пятёрку" требуется подтянуться 12 раз, а для меня не составляет труда и вдвое больше? За турник - "пятёрка", а все другие нормативы я могу сдать в лучшем случае на "тройку". Меня хоть расстреляй - стометровку я на секунду быстрее не пробегу. И гранату на 5-10 метров дальше не запущу: не потому что силы не хватает, а потому что не могу я ей придать достаточной скорости: не тот у меня физический тип. Уже потом я прочитал, кажется, в журнале "Здоровье": есть, оказывается, люди с преобладанием того или иного типа мышечных волокон, и из кого-то в принципе нельзя сделать спринтера, а из кого-то - стайера. Но школьные нормативы этого никак не учитывают, они почти все - для потенциальных спринтеров.

А движения лично мне вполне хватало и без физкультуры: на велосипедах мы гоняли немало, да и сама ежедневная дорога в школу и из школы, - какое-никакое движение, особенно когда ты живёшь более чем за километр от школы. Так что двигался я вполне достаточно, но школьная физкультура здесь почти ни при чём. Когда я учился в 6-м классе, у нас открылась секция борьбы, и я сразу пошёл туда. К окончанию школы имел звание КМС. Но школьные нормативы мне стали даваться ещё хуже... К тому же, к окончанию школы я полностью утратил какой бы то ни было интерес к футболу, и учителю это сильно не нравилось. Представьте: он выдал классу мячи (то есть, свою часть работы честно выполнил) и теперь ждёт, что все пацаны радостно побегут играть в футбол, а девчата - в волейбол. Почти все, действительно, радостно бежали. А мне класса с восьмого-девятого на футбол было уже совершенно начихать. Ну не испытывал я восторга от того, что мяч влетел в пространство, ограниченное тремя брёвнами, - и всё тут! Скучно мне, слоняюсь. Учитель косится: все носятся как угорелые, а этот - явно лентяй. То, что у лентяя девять изматывающих тренировок в неделю по полтора часа, - ему невдомёк. А может, просто безразлично.

Когда дело близилось к аттестату, запахло итоговой "тройкой" по физкультуре. Я не переживал: мне было почти всё равно. Переживала наша классная руководительница: ей нужны были отличники, а не троечники. В конце концов она не выдержала и "наехала" на "физкультурника": как, мол, так: парень - кандидат в мастера спорта, а у него "тройка" по физкультуре! Тот поскрипел зубами и выставил "пятёрку". Так закончилась для меня школьная физкультура.

Потом случались у меня периоды в жизни, когда я сам работал в школе. По моему впечатлению, вынесенному из разговоров с коллегами, нынешняя школьная физкультура сильно отличается от той, что была у нас. Отличается в лучшую сторону. Нормативы не то чтобы отменили, они просто перестали быть значимыми. Ученики побегали, поиграли, ну и хорошо. Молодцы. Каждому по "пятёрке".
Такой подход к школьной физкультуре мне нравится больше.

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение04.04.2020, 16:56 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/03/08
9904
Москва
berenika в сообщении #1451216 писал(а):
Как раз навык связного письма и нарабатывали. Это самое бОльшее, что они могли дать. Писать настоящие сочинения помогает не навык, а дар. Его не наработаешь.


Вы не поняли. Они именно для этого. Не для "литературного таланта". А чтобы можно было писать отчёты. Связно и грамматически правильно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение04.04.2020, 17:27 
Аватара пользователя


09/10/15
4227
где-то на диком Западе. У самого синего моря.
Mihr
Я надеюсь сейчас то спортзалы есть во всех школах?
Уже в 60-е годы школы строили в основном по одному образцу. Основное здание и два крыла - спортзал и столовая (актовый зал).
Я училсясна 10 лет раньше вас, но с физкультурой у нас все было тип-топ.
К тому же пол-класса занималось в различных спортсекциях. Я сам, учась в школе, успел позаниматься в секциях беговых коньков, футбола, баскетбола, ну и шахмат, конечно. А в классе у нас были свои кмсы по спортивной и художественной гимнастике, беговым конькам (не я), классической борьбе и плаванию.
То есть для большинства детей нормы ГТО были семечки. Я сам уже в 8 классе выполнил нормы за 10 класс на золотой значок. По природе, как вы говорите, я спринтер. Поэтому когда первый раз заставили бежать километр, я сдох и пришел последним. Что меня сильно разозлило. Стал тренировать длинные дистанции так что на всю жизнь бег трусцой остался в моем физкультурном рационе (сейчас правда сменил на быструю ходьбу). В общем спортивная мотивация еще со школы осталась на всю жизнь. Я думаю, это и должно быть основной целью физического воспитания в школе.

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение04.04.2020, 17:40 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
Mihr в сообщении #1451237 писал(а):
И гранату на 5-10 метров дальше не запущу: не потому что силы не хватает, а потому что не могу я ей придать достаточной скорости: не тот у меня физический тип.
Можете, кстати. И все могут, кроме откровенно нездоровых. Просто это тоже нужно уметь, и далеко не все натыкаются на нужную комбинацию действий сами.

Это, на мой взгляд, самая главная проблема физкультуры как школьного предмета - на ней почти никогда не учат, а вместо этого просто дают что-то делать и (иногда) смотрят на то, что получится. Представьте себе, что было бы, если бы подобное "обучение" применялось бы, например, на математике... "вот, дети, это уравнение, решайте его 40 минут", без пояснения, как это делать и что вообще такое "уравнение".

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение04.04.2020, 17:45 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
5012
fred1996 в сообщении #1451250 писал(а):
Я надеюсь сейчас то спортзалы есть во всех школах?

Вот не знаю. Бывают такие "медвежьи углы"...
Помню школу, которую я видел при прохождении срочной службы (в Забайкалье). Ехали в грузовике, через щель в брезенте увидел деревянную избу с крылечком в три ступеньки, над дверью вывеска с надписью ШКОЛА. Снять эту вывеску, - и перед нами просто деревенская изба... Вряд ли там было хоть что-то вроде спортзала.
Видел я это в 1985 году. С тех пор, конечно, много воды утекло. Но изменилось ли что-то в этой заброшенной забайкальской деревеньке? Кто его знает...

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение04.04.2020, 17:50 
Аватара пользователя


09/10/15
4227
где-то на диком Западе. У самого синего моря.
Pphantom
Кстати да. Верно подмечено. У нас физкультурник был очень хороший. Такой позитивный дядечка. Но действительно. Не припомню, чтобы он кого-то поправлял. Сам иногда показывал, но и только. Прям американская система в действии. Тут учитель не имеет права показать ученику, как правильно писать. Типа это слишком личное, куда учитель не имеет права вторгаться. Поэтому тут нет такого поятия как Чистописание. А у нас в перввх классах это был отдельный предмет. По-моему его еще называли где-то Прописью или Письмо. Это еще до Русского Языка.

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение04.04.2020, 17:51 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
fred1996 в сообщении #1451250 писал(а):
Я надеюсь сейчас то спортзалы есть во всех школах?
Mihr в сообщении #1451260 писал(а):
Вот не знаю. Бывают такие "медвежьи углы"...
Можно из без медвежьих углов. :-) Насколько я помню, в Петербурге сейчас из примерно 700 "обычных" школ примерно 30-40 не имеют спортзалов.

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение04.04.2020, 17:57 
Аватара пользователя


09/10/15
4227
где-то на диком Западе. У самого синего моря.
В Штатах практически в каждой школе есть свой бассейн. Очень часто даже на 50 ярдов. Большинство публичных бассейнов короткие - 25 ярдов. Плавание в Штатах - это национальная религия. Не знаю даже, откуда это пошло. Школьные соревнования по плаванию - это целые общественные мероприятия с привлечением родителей.
Обязательно футбольное поле, может даже не одно. Футбол имеется ввиду американский. С разметкой. Но на нем играют и в обычный футбол. И еще поье для бейсбола. Ну а вокруг "тартановые" беговые дорожки. И прочие ямы для прыжков.
Все поддерживается в идеальном состоянии. Это в обычных школах.
Я уж не говорю про университеты, где спорткомплексы такие, что можно в любом унивеситете универсиаду провести.

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение04.04.2020, 18:12 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12065
Казань
Вот тут обсуждали астрономию... А я только что посмотрела кусочек передачи "Кто хочет стать миллионером". Участники -- Леонид Сергеев и Олег Митяев. Вопрос: "Каким газом наполняли первые дирижабли?" Варианты ответа: Кислород. Водород. Гелий. Азот.
Участники мнутся... ведущий им практически подсказывает: "А "Гинденбург"-то сгорел"

На что Митяев говорит: "Ну, кислород-то точно горит". И Сергеев ему не возражает...
Не.. они гуманитарии, конечно... Но до такой степени? А уж о том, что газ должен быть легче воздуха они и вообще не вспомнили...

В общем, спасло их только "право на ошибку". М-да...

-- 04.04.2020, 18:23 --

Хотя, если думать чисто практически... Нужно ли им в обычной жизни знать, что для "летучести" нужны легкие газы, водород или гелий? Им и так шарики воздушные чем надо надуют. И даже монгольфьеры (впрочем, там просто теплый воздух).
Да и дрова в костре на Грушинском фестивале будут гореть исправно, даже если участники не знают химии процесса...

Может быть, мне просто странно, что они не знают того, что знаю я? Но я же не эталон....

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение04.04.2020, 18:29 


21/05/16
4292
Аделаида
Бывает и хуже.
Недавно, пятого ноября, в телешоу «Кто хочет стать миллионером?» на Первом канале был задан такой вопрос (10 мин. 20 сек. от начала, стоимость вопроса — 100 000 руб.): «Площади каких двух фигур ни при каких размерах не могут быть в точности равны?» Варианты ответа: А: круга и квадрата; В: треугольника и ромба; С: трапеции и параллелограмма; D: прямоугольника и пятиугольника. После раздумий, обсуждений и взятий двух подсказок игроки выбрали «верный» ответ. Им оказался ответ А. Ведущим было дано (на 14 мин. 20 сек.) и обоснование верности этого ответа: «...квадратура круга... π — число иррациональное...»

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 252 ]  На страницу Пред.  1 ... 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 ... 17  След.

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group