provincialka, Вашу позицию я понял, но вот у меня ситуация была совершенно иная. Я учился в школе, здание которой было отстроено очень давно; спортзала в ней просто не было. Была так называемая спортплощадка, но покрытие там было очень плохое и не везде. "Футбольная площадка" - это просто кусок голой земли с двумя воротами, не очень-то ровный, просто утрамбованный ногами ряда поколений мальчишек. Ещё турник, беговая дорожка, волейбольная площадка, песочница для прыжков, - кажется, это всё. А раз нет спортзала - значит, нет ни каната, ни шведской стенки, вообще ничего такого, на чём можно выполнять силовые упражнения. Вся физкультура - "на свежем воздухе". Поэтому зимой её просто нет: мы уходим из класса в раздевалку, обозначая тем самым, что пошли именно на физкультуру, а не сбежали с уроков, а дальше - делай что хочешь. Переодеваться никто и не думает: на улице слишком холодно, а помещения для физкультуры нет. Потолкались в раздевалке, потрепались, прозвенел звонок с урока - пошли обратно. Когда на улице не слишком холодно, учитель физкультуры выдаёт нам два мяча: футбольный для мальчиков и волейбольный для девочек. Выдаст и идёт доигрывать с коллегой партию в шахматы или в домино. Что мы там делаем - ему чаще всего неинтересно... А уж когда совсем тепло, и учителю на воздухе достаточно комфортно, тогда два-три урока посвящаются (частично) сдаче нормативов. Кем и как были составлены эти нормативы - не знаю, но они, на мой взгляд, - очень странные. Все нормативы, которые мы сдавали, кроме одного, требовали от ученика только одного - скорости. Бег на 60 или на 100 метров, прыжки в высоту или в длину, метание гранаты - везде результат зависит лишь от того, насколько быстро ты в принципе способен двигать конечностями. Такие качества как сила или выносливость в расчёт не принимаются. Единственный норматив, где требуется сила, - это подтягивание на турнике. Но что из того, что на "пятёрку" требуется подтянуться 12 раз, а для меня не составляет труда и вдвое больше? За турник - "пятёрка", а все другие нормативы я могу сдать в лучшем случае на "тройку". Меня хоть расстреляй - стометровку я на секунду быстрее не пробегу. И гранату на 5-10 метров дальше не запущу: не потому что силы не хватает, а потому что не могу я ей придать достаточной скорости: не тот у меня физический тип. Уже потом я прочитал, кажется, в журнале "Здоровье": есть, оказывается, люди с преобладанием того или иного типа мышечных волокон, и из кого-то в принципе нельзя сделать спринтера, а из кого-то - стайера. Но школьные нормативы этого никак не учитывают, они почти все - для потенциальных спринтеров.
А движения лично мне вполне хватало и без физкультуры: на велосипедах мы гоняли немало, да и сама ежедневная дорога в школу и из школы, - какое-никакое движение, особенно когда ты живёшь более чем за километр от школы. Так что двигался я вполне достаточно, но школьная физкультура здесь почти ни при чём. Когда я учился в 6-м классе, у нас открылась секция борьбы, и я сразу пошёл туда. К окончанию школы имел звание КМС. Но школьные нормативы мне стали даваться ещё хуже... К тому же, к окончанию школы я полностью утратил какой бы то ни было интерес к футболу, и учителю это сильно не нравилось. Представьте: он выдал классу мячи (то есть, свою часть работы честно выполнил) и теперь ждёт, что все пацаны радостно побегут играть в футбол, а девчата - в волейбол. Почти все, действительно, радостно бежали. А мне класса с восьмого-девятого на футбол было уже совершенно начихать. Ну не испытывал я восторга от того, что мяч влетел в пространство, ограниченное тремя брёвнами, - и всё тут! Скучно мне, слоняюсь. Учитель косится: все носятся как угорелые, а этот - явно лентяй. То, что у лентяя девять изматывающих тренировок в неделю по полтора часа, - ему невдомёк. А может, просто безразлично.
Когда дело близилось к аттестату, запахло итоговой "тройкой" по физкультуре. Я не переживал: мне было почти всё равно. Переживала наша классная руководительница: ей нужны были отличники, а не троечники. В конце концов она не выдержала и "наехала" на "физкультурника": как, мол, так: парень - кандидат в мастера спорта, а у него "тройка" по физкультуре! Тот поскрипел зубами и выставил "пятёрку". Так закончилась для меня школьная физкультура.
Потом случались у меня периоды в жизни, когда я сам работал в школе. По моему впечатлению, вынесенному из разговоров с коллегами, нынешняя школьная физкультура сильно отличается от той, что была у нас. Отличается в лучшую сторону. Нормативы не то чтобы отменили, они просто перестали быть значимыми. Ученики побегали, поиграли, ну и хорошо. Молодцы. Каждому по "пятёрке". Такой подход к школьной физкультуре мне нравится больше.
|