SergeCpp
Любопытная реакция на <...> правду жЫзни.
Во-первых — я предполагал ответ именно такого типа. Но уточнять не стал (и не стану) именно по причине неприятности уточняемого. Во-вторых (следует из во-первых, но скажу явно) —
холодно (не догадались).
О "правдах жизни" я тут уже
цитировал.
Можно ещё Некрасова подключить с его "Сейте разумное, доброе, вечное".
Можно ещё и Пруста.
Марсель Пруст. Обретённое время писал(а):
Я смог убедиться в этом, осознав лживость и фальшь так называемого реалистического искусства, которое не было бы столь обманчиво, не заимей мы сами привычку давать всему, что чувствуем, отображение, столь отличное от наших чувств, и которое, по прошествии некоторого времени, мы и принимаем за саму реальность.
<...>
Реальность, которую нужно отобразить, заключается, как я понимал это теперь, не во всем очевидном сюжете, но в той глубине, где эта самая очевидность не имеет значения, и доказательство тому — стук ложки о край блюдца, жесткость крахмальной салфетки, которые для моего духовного обновления оказались более ценны и значимы, чем бесчисленные разговоры, гуманистические, патриотические, антивоенные и философские.
<...>
Ибо все те, кто не имеет художественного чутья, иными словами не умеет подчиняться внутренней реальности, бывают наделены способностью бесконечно долго рассуждать об искусстве. <...> Некоторые из них желали бы, чтобы роман был чем-то вроде синематографического дефиле. Это представление совершенно абсурдно. Нет ничего более чуждого нашему восприятию действительности, чем подобный синематографический взгляд.
* * *
А что скажете об этом отрывке?
Цитата:
Он является утром на кухню и принимается назойливо докладывать непроспавшемуся и злобному Парасюхину, что совсем уже почти договорился со вдовой из дома напротив, так она ему устроит пансион. Пять рублей в день, ну и что? Это недорого. Обед и ужин, а завтракать он будет здесь, он всегда имеет возможность достать свежие яички и другие молочные продукты. В конце концов, если ему покажется недостаточно, так он всегда сможет прикупать. Пусть другие берут яйца по рубль тридцать. Вот я вижу, вы всегда берете яйца по рубль тридцать. А я могу брать по девяносто, и они будут лучше, чем ваши. Ваши битые, а у меня будут целые, хорошие яички. Вы — молодой человек, вы этого не понимаете, что главное — это устройство с питанием…
Пруст уже сказал:
"Нет ничего более чуждого нашему восприятию действительности, чем подобный синематографический взгляд." (в цитате выше). Отрывок я не опознал. Посмотрел в гугле. Это произведение я читал в 89 или 90 году, в
маленькой книжке (покупал). Помню, что остался тогда в недоумении. Не помню, чтобы перечитывал, когда у меня появился
том с/с с этим произведением.
* * *
Чем дальше по жизни, тем всё выше "среди меня" — Кир Булычёв. Можно сравнить почти впрямую, так как и у Булычёва и у Стругацких есть произведение "на ту же тему". Аркадий и Борис Стругацкие «Извне» и Кир Булычёв «Половина жизни». Процитирую частично один из отзывов с Фантлаба (не мой).
Несомненно, «Половина жизни» перекликается с «Извне» братьев Стругацких. Но при всём моём огромном уважении к Стругацким должен признать, что повесть Булычёва на порядок сильнее. Герой «Извне» думает о проблемах контакта, о характере чужой цивилизации, её технических возможностях, собирается наладить связь с хозяевами, ни минуты не сомневаясь в том, что это подлинные братья по разуму. И умеренно счастливый финал. «Половина жизни» — страшная, пронзительная и поразительно сильная история без хэппи-энда. Она производит почти шоковое впечатление даже при повторном прочтении. <...>
Булычёва "принято" считать детским писателем. А зря.
1) Тот же Посёлок — уже не только и не столько детский (как и многое из цикла про Павлыша).
2) Половина жизни — совсем не детское чтение.
3) Конец Атлантиды и, скорее, продолжение: Город без памяти — "почти" детское, но и не совсем.
4) Последняя война тоже "почти" детское (там, кстати, есть длинный эпилог, который не во всех изданиях есть).
5) Город наверху, Подземелье ведьм, Марсианское зелье, Тринадцать лет пути — уже более взрослые.
6) Похищение чародея — ещё взрослее.
7) Чужая память — и ещё взрослее.
8) Можно попросить Нину?, Снегурочка — однозначные шедевры и тоже, скорее, для взрослого читателя.
9) Из "новых лет" — Заповедник академиков (первая часть), только это, скорее, детектив. И Пастернак, которого "не читают" — один из персонажей романа (он прямо не назван, но точно описан, дальше не буду подсказывать).
10) Вся Река Хронос (там много, номер (9), кстати, оттуда) — тоже не такая детская (там и ещё детектив есть, кроме (9)).
//