Возможно, спор идет о разных вещах: о сложном поведении и восприятии, а это не одно и то же. Попробую объяснить, что я имею в виду.
Представим, что нам уже удалось сделать человекоподобного робота на транзисторах. Он ведет себя как человек. Например, услышав анекдот, он может рассмеяться. Он и сам может рассказать анекдот. Он скрючится, если ударить его в живот. Он учится. И т.д. Поведение вполне человеческое.
Мы можем проследить все импульсы в его электронных мозгах. Но чувствует ли что-нибудь этот сложнейший самообучающийся электронный механизм? Или это просто цепь бесчувственных причин и следствий: в животе от удара сработали датчики, сигнал от датчиков был обработан процессором, процессор включил электромоторчики, которые скрючили тело робота.
Если он чувствует, то означает ли это, что электрическая лампочка у меня дома тоже что-то чувствует на каком-то примитивном уровне, когда я ее включаю? Ведь качественно провода в роботе не отличаются от проводов в моей квартире.
Я хочу сказать, что поведение, даже очень и очень сложное, не есть доказательство наличия чувств, восприятия. Это было обыграно в романе Курта Воннегута «Завтрак для чемпионов».
Цитата:
Все на свете -- роботы, все до единого, за исключением Двейна Гувера.
Из всех живых существ в мире один только Двейн Гувер мог думать, и чувствовать, и волноваться, и размышлять, и так далее. Никто, кроме него, не ведал, что такое боль. Ни у кого не было свободного выбора. Все остальные были полностью автоматизированными машинами и служили для того, чтобы стимулировать Двейна Гувера. Сам Двейн Гувер был новым видом живого существа -- подопытным экземпляром, который испытывался Создателем вселенной.
Во всем мире только один Двейн обладал свободной волей.
Я чувствую. Но чувствуете ли Вы, уважаемый? -- это большой вопрос. Конечно, я лично думаю, что Вы тоже чувствуете, но это аксиома, которая базируется на сходстве Вашего поведения с моим. Как сделать ее теоремой? Как ее доказать? Или как доказать, что камень не чувствует?
Я уверен, что самое сложное поведение (узнавание себя в зеркале и прочее) когда-нибудь будет воспроизведено в сделанных человеком механизмах, что механизм работы нервной системы человека и других животных будет полностью раскрыт. Но скажет ли это что-нибудь о восприятии, о его природе, о том как оно связано с физической реальностью мира? А такая связь несомненно есть, но она сейчас кажется односторонней: изменения в нервной системе фиксируются восприятием в виде ощущений, но все изменения, реакции -- это только лишь цепочки электрохимических процессов, в которых восприятие не замешано.
Этот вопрос давно поставили хорошие философы, но в других терминах, в терминах своего времени.