Сдаюсь... Кроме направления, параллельного паре стенок биллиарда, и достаточно смещённого от этой прямой неподвижного шарика - при этом столкновения никогда не произойдёт, ничего пока придумать не могу...
Подсказку в студию! :-)
Вы хорошо начали с
-кратными отражениями. Будем использовать метод отражений, то есть, представим себе, что частица не отражается от стенки, а "проходит через зеркало в зазеркалье", которое есть точная копия исходного пространства, развёрнутая по отношению к зеркалу. Тогда вместо движения в прямоугольнике
частица после
-кратных отражений движется по плоскости, размеченной на прямоугольники
(Проиндексируем эти прямоугольники по горизонталям и вертикалям, так что исходный прямоугольник назовём
ближайшие отражения через стенку длиной
назовём
а ближайшие отражения через стенку длиной
назовём
)
В нашем исходном прямоугольнике
были расставлены какие-то препятствия (неподвижный шар). Заметим, что в прямоугольниках
эти препятствия расставлены точно так же, в прямоугольниках
отражены по горизонтали, в
- по вертикали, и в
- развёрнуты. Таким образом, плоскость замощена одинаковыми прямоугольниками
Мы можем вырезать один такой прямоугольник, склеить его противоположные стороны, и получить тор. (Заменили в итоге отражающие граничные условия на периодические.)
Движение шара по бильярду становится намоткой на этом торе. Как мы знаем, все намотки, кроме рациональных (с рациональным отношением проекций скорости) заполняют тор плотно, и никакое неподвижное препятствие с конечным ненулевым диаметром не останется незадетым при такой намотке. Осталось вспомнить вероятность того, что намотка будет рациональной: это
(в обозначениях
Shtorm), и это
Часть II дорисовать самостоятельно :-)