Я помню, много лет назад, когда нужно было научиться решать задачи (где-то класс восьмой), использовал следующие методы (в зависимости от ситуации, какие-то комбинированно, иногда по отдельности). Нумерация произвольна и не отражает никакое отношение порядка в предложенных методах ни по важности, ни по эффективности.
1. Задачу запоминал. (банально, но факт - не решаются те задачи, которые не можешь воспроизвести). 2. Рисовал условие. (графическое представление обязательно для решения почти всех классов задач; напрямую оно, может, и не помогает, но как подпорка для анализа вполне, тут срабатывают и мнемонические законы и много чего ещё...) 3. Писал аккуратно. Условие задачи и решение оформлял единообразно для всех задач по определённому шаблону, который выработался в ходе бесконечных решений. (Что-то вроде слева написать Дано, справа поясняющий рисунок, снизу Найти, Решение, отчёркнутое линией. В пункте Дано краткое представление условия, иногда это просто перечень букв (известных), а Найти - буква, которая отражает неизвестное. Если задача не отработанного типа, то подлиннее получается.) 4. Использовал шаблоны. Большую (да все, наверное) часть задач можно решить, используя определённые шаблоны (теоремы, способы рассуждения, алгоритмы решения и т.п.) Олимпиадные задачи так составлены, что их можно решить. Поэтому нужно просто найти решение в один, два или три хода (в один редко, но встречаются тоже, если ход не очень стандартный). Ход - это применение того или иного шаблона/приёма. 5. Выискивал шаблоны. У каждой сложной для меня задачи выяснял, в чём состоял обобщённый способ решения, как она решается. Если удаётся формализовать и осознать его, всё - дело сделано, такие задачи можно решать. Способ состоит в том, что определяешь зависимость того, что получается, от того, что делаешь, и запоминаешь это, а в дальнейшем используешь в похожей ситуации, её только надо постараться распознать. Имел в итоге наготове целую коллекцию формул, теорем, методов и т.п. 6. Использовал указания. Если были доступны решения, учился решать задачи по следующему способу. Решаю задачу - не решается, смотрю первое предложение решения. Пытаюсь решить, исходя из него. Если не получается, читаю второе предложение и пытаюсь решить задачу. Это требует определённой самодисциплины, но эффект хороший. Так получается, что ты не сразу сбрасываешь вес задачи, а постепенно её упрощаешь, и, начиная с какого-то момента, уже можешь это вес взять. Лучше всего этот метод работает, когда решаешь задачи не вразброс по темам, а по одной теме. С некоторого количества задач достаточно намёка на решение, чтобы всё получилось, а потом и намёк не нужен. 7. Использовал вывод. Несмотря на кажущееся противоречие с пунктом о шаблонах (его нет), старался не запоминать конечный вид конкретного результата (например, формулы), а старался запоминать его вывод. Конкретный вид неважен, так как его всегда можно быстро повторить (в уме или на листе). Важна информация о типе знания, содержащегося в формуле, и знание о том, как его быстро получить.
Потом, может, ещё напишу что-то.
|