2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
 
 О психологических причинах отставания студентов
Сообщение27.09.2013, 14:12 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Прочитал вот эту статью (скорее, заметку): http://habrahabr.ru/post/187344/
Возникают вопросы, how to deal with that?
Как диагностировать? Как преодолевать?

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение27.09.2013, 17:22 


10/02/11
6786
Психологические проблемы учеников это то, чем должен заниматься психолог. Во всяком случае это уж точно не проблема преподавателя математики вуза.

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение27.09.2013, 18:08 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Спасибо за ваше предложение закрывать глаза на проблему. Есть другие мнения?..

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение27.09.2013, 18:57 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12065
Казань
Munin, заметка интересная, хотя и несколько болезненная. Не потому, что я была в такой ситуации: не была (к сожалению для моих студентов). Точнее, был один курс, который мне не хотелось учить - Алгебраическая топология. Но психологических заморочек от этого не было. Просто сдала за счет "прошлых заслуг".

Болезненность в том, что чувствую собственные недоработки в этом направлении. Я больше интересуюсь "играми разума", чем окружающими меня людьми (что, навернре, естественно для математика). Поэтому студенты для меня - некоторая "масса", объект для излияний моего разума. Утрирую, конечно, но что-то такое есть :facepalm:

Особенно трудно было первые годы, мне казалрсь, что студенты такие тупые! Только потом я поняла, что не каждого отцы учили математике с детсадовского возраста, не каждый читал Рассказы о множествах в 6 классе, а Фихтенгольца - в 8-ом.

Сейчас у меня, правда, появился большой опыт работы со слабыми и незаинтересованными студентами (вечерники, гуманитарии). Так что подбор материала и его изложение я стараюсь совершенствовать. Но вот заботиться о каждом студенте и подбирать ключик к нему... трудно это. Да и всегда найдутся отговорки (это мне не задавали, это мы не проходили)

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение27.09.2013, 19:02 
Заслуженный участник


20/12/10
9183
А в чём проблема-то? Ну не пошла у человека топология, бывает. Кроме топологии есть много другой математики. Пусть её изучает.

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение27.09.2013, 19:40 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Oleg Zubelevich в сообщении #768386 писал(а):
Во всяком случае это уж точно не проблема преподавателя математики вуза.

Это уж точно его проблема. Многие стесняются высказывать своё мнение, опасаясь, что оно окажется глупым. И оно частенько оказывается-таки глупым; но вовсе не потому, что глуп сам товарищ -- обычно он вполне себе умён, и обладает неплохой математической интуицией. Но он крайне рассредоточен, оттого и не может сформулировать свои мысли, а оттого и стесняется. Я вижу тут лишь один выход: систематически вызывать его к доске (не взирая на запирательства) и подсказывать, подсказывать (прибегая к помощи зала, конечно).

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение27.09.2013, 19:57 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12065
Казань
Помню, когда я начинала преподавать, старший товарищ сказал мне так: "Если хочешь затянуть занятие, вызывай студентов к доске". Честно говоря, я этого вообще не делаю, сама хожу по рядам и беседую с каждым.

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение27.09.2013, 20:11 


28/11/11
2884
provincialka в сообщении #768436 писал(а):
Честно говоря, я этого вообще не делаю, сама хожу по рядам и беседую с каждым.

Кшмар. Если в группе over10 человек, то беседовать с каждым лично -- контрпродуктивно для студентов, имхо.
На семинарах нужны общие обсуждения, коллективные. И совместные решения у доски.

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение27.09.2013, 20:15 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
provincialka в сообщении #768436 писал(а):
старший товарищ сказал мне так: "Если хочешь затянуть занятие, вызывай студентов к доске".

Помогает помощь зала. С его помощью даже сильно тормознутых товарищей обычно удаётся подпихнуть настолько, что до безумия это не затягивается.

Хотя я тоже очень давно уже как не люблю вызывать. Однако считаю это своим недостатком.

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение27.09.2013, 20:20 


28/11/11
2884
У нас один преподаватель вёл семинары так: у доски постоянно стоял студент, но не было принципа "вышел -- решаешь всю задачу", а каждый выходящий решал только до тех пор, пока преподаватель не сменял его другим -- а сменял он довольно часто. Обычно одну задачу могли решать последовательно студента 2-3.

Плюсы:
+ Приходилось быть постоянно вовлечённым в решение, чтобы не тупить если вызовут.
++ За урок большая часть студентов побывают у доски.
+++ Преподаватель мало участвовал в решении: зачастую только руководил выходами к доске и подсказками зала.

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение27.09.2013, 20:24 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Минусы: это предполагает исключительно один подход, стандартный. Что для решения вовсе не обязательно. Сильный минус.

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение27.09.2013, 20:26 


28/11/11
2884
Те задачи, для которых сразу несколько путей решения были содержательно важны -- решались просто два-три раза подряд, разными способами.

-- 27.09.2013, 20:29 --

И потом, таких задач (которые нужно решать несколькими способами) в принципе не очень много, имхо. Например, разными путями интегрировать -- это не содержательное различие.

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение27.09.2013, 20:42 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
nnosipov в сообщении #768417 писал(а):
А в чём проблема-то? Ну не пошла у человека топология, бывает.

Как я понял, топология была для примера, а вообще идея в том, что отставание начинается с невинных, казалось бы, нюансов, но идёт по нарастающей. У меня были однокашники, которые сначала чего-то недоучили на 1-м курсе, потом это выросло в полный швах и "яненавижуматематику" на 3-м...

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение27.09.2013, 21:27 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
longstreet в сообщении #768453 писал(а):
таких задач (которые нужно решать несколькими способами) в принципе не очень много, имхо.

Зато много тех, которые можно. Студенты же -- народ, вообще-то говоря, довольно креативный (как нонича модно говорить), и склонны иногда выдумывать способы, не отвечающие шаблону. Иногда неоправданные (но тогда даже и неоправданность поучительна), а иногда вовсе даже и наоборот. У меня был как минимум один студент, которого приходилось время от времени осаживать: типа "погоди, Егор, всё это здорово, но давай мы сначала сделаем это всё-таки по стандарту, а уж потом ты выскажешься". Нехорошо загонять людей в прокрустово ложе -- как со стороны плюса, так и минуса.

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение27.09.2013, 21:37 
Заслуженный участник


20/12/10
9183
Munin в сообщении #768460 писал(а):
а вообще идея в том, что отставание начинается с невинных, казалось бы, нюансов, но идёт по нарастающей. У меня были однокашники, которые сначала чего-то недоучили на 1-м курсе, потом это выросло в полный швах и "яненавижуматематику" на 3-м...
Да, первый-второй курсы очень важны. Тут расслабляться нельзя, нужны усилия воли. А дальше можно и на автопилоте.

Если учёба вдруг не пошла, то надо понять причину. Часто это бывает от нерадивости, лености и т.п. Как это лечить? А хрен его знает. Бывает (но гораздо реже), что преподаватель плохо объясняет. У нас лекции по дифф. геометрии читал (и блестяще) М.М. Постников, а семинары были в исполнении (не буду говорить кого) совершенно ужасном --- абсолютно оторваны от лекций, никто в группе ничего не понимал. В конце концов эта ситуация начала раздражать самого семинариста, и к концу семестра он стал более вменяемым.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 77 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: YandexBot [bot]


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group