2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
 
 О психологических причинах отставания студентов
Сообщение27.09.2013, 14:12 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Прочитал вот эту статью (скорее, заметку): http://habrahabr.ru/post/187344/
Возникают вопросы, how to deal with that?
Как диагностировать? Как преодолевать?

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение27.09.2013, 17:22 


10/02/11
6786
Психологические проблемы учеников это то, чем должен заниматься психолог. Во всяком случае это уж точно не проблема преподавателя математики вуза.

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение27.09.2013, 18:08 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Спасибо за ваше предложение закрывать глаза на проблему. Есть другие мнения?..

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение27.09.2013, 18:57 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12044
Казань
Munin, заметка интересная, хотя и несколько болезненная. Не потому, что я была в такой ситуации: не была (к сожалению для моих студентов). Точнее, был один курс, который мне не хотелось учить - Алгебраическая топология. Но психологических заморочек от этого не было. Просто сдала за счет "прошлых заслуг".

Болезненность в том, что чувствую собственные недоработки в этом направлении. Я больше интересуюсь "играми разума", чем окружающими меня людьми (что, навернре, естественно для математика). Поэтому студенты для меня - некоторая "масса", объект для излияний моего разума. Утрирую, конечно, но что-то такое есть :facepalm:

Особенно трудно было первые годы, мне казалрсь, что студенты такие тупые! Только потом я поняла, что не каждого отцы учили математике с детсадовского возраста, не каждый читал Рассказы о множествах в 6 классе, а Фихтенгольца - в 8-ом.

Сейчас у меня, правда, появился большой опыт работы со слабыми и незаинтересованными студентами (вечерники, гуманитарии). Так что подбор материала и его изложение я стараюсь совершенствовать. Но вот заботиться о каждом студенте и подбирать ключик к нему... трудно это. Да и всегда найдутся отговорки (это мне не задавали, это мы не проходили)

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение27.09.2013, 19:02 
Заслуженный участник


20/12/10
8858
А в чём проблема-то? Ну не пошла у человека топология, бывает. Кроме топологии есть много другой математики. Пусть её изучает.

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение27.09.2013, 19:40 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Oleg Zubelevich в сообщении #768386 писал(а):
Во всяком случае это уж точно не проблема преподавателя математики вуза.

Это уж точно его проблема. Многие стесняются высказывать своё мнение, опасаясь, что оно окажется глупым. И оно частенько оказывается-таки глупым; но вовсе не потому, что глуп сам товарищ -- обычно он вполне себе умён, и обладает неплохой математической интуицией. Но он крайне рассредоточен, оттого и не может сформулировать свои мысли, а оттого и стесняется. Я вижу тут лишь один выход: систематически вызывать его к доске (не взирая на запирательства) и подсказывать, подсказывать (прибегая к помощи зала, конечно).

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение27.09.2013, 19:57 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12044
Казань
Помню, когда я начинала преподавать, старший товарищ сказал мне так: "Если хочешь затянуть занятие, вызывай студентов к доске". Честно говоря, я этого вообще не делаю, сама хожу по рядам и беседую с каждым.

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение27.09.2013, 20:11 


28/11/11
2884
provincialka в сообщении #768436 писал(а):
Честно говоря, я этого вообще не делаю, сама хожу по рядам и беседую с каждым.

Кшмар. Если в группе over10 человек, то беседовать с каждым лично -- контрпродуктивно для студентов, имхо.
На семинарах нужны общие обсуждения, коллективные. И совместные решения у доски.

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение27.09.2013, 20:15 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
provincialka в сообщении #768436 писал(а):
старший товарищ сказал мне так: "Если хочешь затянуть занятие, вызывай студентов к доске".

Помогает помощь зала. С его помощью даже сильно тормознутых товарищей обычно удаётся подпихнуть настолько, что до безумия это не затягивается.

Хотя я тоже очень давно уже как не люблю вызывать. Однако считаю это своим недостатком.

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение27.09.2013, 20:20 


28/11/11
2884
У нас один преподаватель вёл семинары так: у доски постоянно стоял студент, но не было принципа "вышел -- решаешь всю задачу", а каждый выходящий решал только до тех пор, пока преподаватель не сменял его другим -- а сменял он довольно часто. Обычно одну задачу могли решать последовательно студента 2-3.

Плюсы:
+ Приходилось быть постоянно вовлечённым в решение, чтобы не тупить если вызовут.
++ За урок большая часть студентов побывают у доски.
+++ Преподаватель мало участвовал в решении: зачастую только руководил выходами к доске и подсказками зала.

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение27.09.2013, 20:24 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Минусы: это предполагает исключительно один подход, стандартный. Что для решения вовсе не обязательно. Сильный минус.

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение27.09.2013, 20:26 


28/11/11
2884
Те задачи, для которых сразу несколько путей решения были содержательно важны -- решались просто два-три раза подряд, разными способами.

-- 27.09.2013, 20:29 --

И потом, таких задач (которые нужно решать несколькими способами) в принципе не очень много, имхо. Например, разными путями интегрировать -- это не содержательное различие.

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение27.09.2013, 20:42 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
nnosipov в сообщении #768417 писал(а):
А в чём проблема-то? Ну не пошла у человека топология, бывает.

Как я понял, топология была для примера, а вообще идея в том, что отставание начинается с невинных, казалось бы, нюансов, но идёт по нарастающей. У меня были однокашники, которые сначала чего-то недоучили на 1-м курсе, потом это выросло в полный швах и "яненавижуматематику" на 3-м...

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение27.09.2013, 21:27 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
longstreet в сообщении #768453 писал(а):
таких задач (которые нужно решать несколькими способами) в принципе не очень много, имхо.

Зато много тех, которые можно. Студенты же -- народ, вообще-то говоря, довольно креативный (как нонича модно говорить), и склонны иногда выдумывать способы, не отвечающие шаблону. Иногда неоправданные (но тогда даже и неоправданность поучительна), а иногда вовсе даже и наоборот. У меня был как минимум один студент, которого приходилось время от времени осаживать: типа "погоди, Егор, всё это здорово, но давай мы сначала сделаем это всё-таки по стандарту, а уж потом ты выскажешься". Нехорошо загонять людей в прокрустово ложе -- как со стороны плюса, так и минуса.

 Профиль  
                  
 
 Re: О психологических причинах отставания студентов
Сообщение27.09.2013, 21:37 
Заслуженный участник


20/12/10
8858
Munin в сообщении #768460 писал(а):
а вообще идея в том, что отставание начинается с невинных, казалось бы, нюансов, но идёт по нарастающей. У меня были однокашники, которые сначала чего-то недоучили на 1-м курсе, потом это выросло в полный швах и "яненавижуматематику" на 3-м...
Да, первый-второй курсы очень важны. Тут расслабляться нельзя, нужны усилия воли. А дальше можно и на автопилоте.

Если учёба вдруг не пошла, то надо понять причину. Часто это бывает от нерадивости, лености и т.п. Как это лечить? А хрен его знает. Бывает (но гораздо реже), что преподаватель плохо объясняет. У нас лекции по дифф. геометрии читал (и блестяще) М.М. Постников, а семинары были в исполнении (не буду говорить кого) совершенно ужасном --- абсолютно оторваны от лекций, никто в группе ничего не понимал. В конце концов эта ситуация начала раздражать самого семинариста, и к концу семестра он стал более вменяемым.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 77 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group