Neloth писал(а):
Вы вообще понимаете, что такое доказательство? Вы вот из каких утверждений предлагаете выводить существование или не существование чего-либо в реальном мире?
Я уже говорил, что под доказательством понимаю то, что есть доказательством в логике.
Есть аксиомы - выражение принимаемые без доказательств. Проще говоря, это те утверждения,
в истинности которых уверены и тот, кто доказывает, и тот, кому доказывают.
(Маленькое отступление.
Если доказывающий пытается ввести аксиому, с которой не согласен его оппонент, то на этом
доказательство обычно обрывается, оппонент сразу встает на дыбки: из ложного утверждения
доказывается все, что угодно. Именно поэтому так трудно идут споры между верующими и
атеистами - каждый из них пытается настаивать на аксиомах, с которыми не соглашается
противная сторона. Это можно проиллюстрировать и в данной теме. Стоило мне только
предложить в качестве аксиомы "бог существует", как сразу последовало:
INGELRII писал(а):
Мы берем и добавляем в нее аксиому: "Бог существует". После чего теория мгновенно становится противоречивой.
Насчет мгновенно, это он загнул. Например, Ньютон был верующим, ну и где в его теории
мгновенно возникающие противоречия?
Хотя есть и диаметрально противоположное мнение
вздымщик Цыпа писал(а):
Хуже. Там хоть от добавления в аксиомы утверждения или его отрицания что-то меняется, а тут не меняется ровным счетом ничего.
И на мой взгляд, оно ближе к истине. Особено если брать философского бога. Если взять бога
Спинозы, который говорил, что бог - это природа, то оно просто становится истиной. )
Продолжим.
Затем доказывающий объявляет правила, по которым из истинных высказываний получаются
истиные же. Они не обязательно долны быть формальными, могут быть и содержательные.
Главное, чтобы они должны быть понятными и прозрачными для того, кому доказывают. Чтобы
он мог применить данные правила с любыми выражениями столько раз, сколько нужно для обретенияуверенности в том, что всегда будут получены истинные выражения. Если он приведет пример ложного выражения, выводимого по этому правилу, то доказательство признается ложным.
Выведенные по этим правилам выражения являются теоремами. Цепочка применения таких
правил, в результате которой выводится какое либо выражение и есть доказательством.
Можно еще отметить метод доказательства от противного - в состав аксиом включается
отрицание того выражения, которое нужно доказать. Если удастся построить вывод какого
либо утверждения и его отрицания, то это противоречие докажет ложность введеннной аксиомы,
и, следовательно, истинность ее отрицания.
Именно это я называю доказательством, все иное от лукавого.
Еще один важный момент - не включать в аксиомы утверждения, равносильного доказываемому.
Если можно заменить какую либо аксиому той теоремой, которую хотят доказать, и возможен
вывод этой замененной аксиомы с помощью тех же правил, то это уже не доказательство теоремы,
это включение в состав аксиом равносильной. Для примера можно вспомнить попытки доказать
пятую аксиому Эвклида, внушительный список равносильных есть в википедии.
Sonic86 писал(а):
Вы вообще читали мой ответ?
Читал и сделал выводы.
Вы считаете, что всякое явление может быть рационально объяснено. Все иррацианальное и
мистическое вы отсекаете бритвой Оккама, во всем этом по вашему нет необходимости. Позиция понятна, и с ней я солидарен. Если бы бритва Оккама была формальным правилом доказательства, то вам бы не пришлось писать многабукаф.
Вы не верите ни в какого бога. Значит, и ждать определение бога от вас не следует. Вы
предлагаете другим дать определение бога и доказательство его существования. И вы уверены, что
докажете ошибочность такого доказательства. Вот о чем я и толкую - у вас есть уверенность,
вера, а не сами доказательства. Но религий до фига,и у многих не один бог.
Даже там, где он один, как в христианстве, на протяжении веков у него много толкований,
всякие ереси, секты и пр. Да еще и различные толкования философского бога. Даже у неверующих
, например, у вас есть свое представление. Иначе не объяснить ту уверенность, с какой вы
настаиваете на возможности доказательства его не существования. Рупь за сто у вас
готовых доказательств нет. Есть отрывки, наброски, которые вы собирались копипастить. Есть
схема, да и та сырая
Объекты в сознание (извините, я не буду формально писать - это длинно и у меня это плохо получается) вводятся двумя способами:
1. Эмпирические объекты (Munin говорит, что их надо реальными называть, но я не знаю пока - почему) - это наблюдаемые на опыте объекты. Таковы кошка, карандаш, дом, Солнце, люди, соль и т.п. Поскольку эволюция Вам дала достаточно совершенные органы восприятия, Вы можете в первом приближении считать, что все, что Вы видите - существующие объекты (последующие тонкости связаны с накоплением знаний, исключением фантомов, типа галлюцинаций, радуги, искривленных поездов и т.п.).
2. Абстрактные объекты - даются определением в рамках теорий, допущение их существования не должно противоречить теории (это - чисто логические требование, не связанное с содержанием теории). Тут тоже разные варианты есть.
Других объектов нет.
Ну и вперед. Б-га видели? Нет. Определение есть? Нет. Все, давай до свиданья. Если же кто-то "знает" - пусть он его наблюдает воспроизводимым образом или определяет точно.
Объект бог в сознании уже есть, иначе о чем мы спорим? Он вводится простым определением: от тот, кому молятся, кому строят храмы и т.п. Объект второй категории по вашей классификации. Но он им и должен быть. Наивные представления о старичке на облаке - это годится только для карикатур. Следовательно, ваша классификация требуе доработки, дальнейшей детализации.
Предвижу возражения о входе определения в непртиворечивую теорию, и про генератор бессмысленных определений. Но это как раз и показывает, что вторая категория должна делиться как минимум на две. И остается открытым вопрос, куда попадет объект бог. И именно это и нуждается в доказательстве.
Итак, полного доказательства у вас нет. Есть только уверенность. А вот я и не уверен,
что это возможно во всех случаях без бритвы Окама. А она не есть правило в смысле описаных выше. Ведь она требует не вводить новых сущностей без необходимости. А как определяется эта необходимость? Субъективно тем, кто бритву использует.
Вот солипсисты отсекают нахрен всю реальнось целиком. И попробуйте им объяснить, что они
что-то отрезали сверх необходимости.
На этом считаю вопрос о доказательствах закрытым. Если вы по прежнему считаете, что у вас
есть доказательство несуществования бога, то на это я могу заявить только одно: у меня есть гениальная картина, достойная лучших музеев мира. Я ее еще пока не написал, она у меня в голове, но она есть!
И так уже отклонились от темы. Тут уже отмечалось, что называть верующих автоматически
врагами разума - это перебор. Если человек думает сам, а не бездумно принимает прописные истины
(не важно, от религии или от науки), то он не может быть врагом разума. Врагом разума
я назову того, кто поощряет такое безмыслие, наживается на нем. и официальная церковь
тут далеко не на первом месте: политика, сми и лженаука ее далеко обогнали.
-- Сб янв 19, 2013 11:43:32 --Кстати вопрос.
Тут был предложен объект, на первый взгляд бессмысленый: черная белая кошка. Затем была предложена непротиворечивая теория: черная кошка в сгущенке.
И к какой категории вы ее отнесете? Вряд ли подобное случится в реальности - кому-то жалко кошку, кому-то сгущенного молока. Значит, ко второй, абстрактной? Ну а вдруг найдется садист и все-таки вываляет? переносим в первую?