2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение24.01.2012, 20:19 
Заслуженный участник


20/12/10
9110
hurtsy в сообщении #530804 писал(а):
Да, прошу прощения, мне так кажется. $x=5^3\cdot7^5, y=19^2\cdot23, z=5\cdot11\cdot19^8\cdot41\cdot191\cdot881\cdot27406316160761$
Это пятая или шестая попытка.
Для $x=5^3\cdot7^5$ и $y=19^2\cdot23$ имеем
$$
\frac{x^5-y^5}{x-y}=71 \cdot 241  \cdot 591919967473377041  \cdot 1931.
$$

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение24.01.2012, 20:26 
Заслуженный участник


18/01/12
933
hurtsy в сообщении #530804 писал(а):
nnosipov в сообщении #530729 писал(а):
Если Вам кажется, что Вы нашли контрпример, приведите его.

Да, прошу прощения, мне так кажется. $x=5^3\cdot7^5,  y=19^2\cdot23, z=5\cdot11\cdot19^8\cdot41\cdot191\cdot881\cdot27406316160761$
Это пятая или шестая попытка. Сначала мне хотелось найти делитель 5.
С уважением.


Попробовал ввести Ваши числа в maple. Вот программа и результат:
x:=5^3*7^5:
y:=19^2*23:
z:=x^4+x^3*y+x^2*y^2+x*y^3+y^4;
ifactor(z);
z := 19557829489996759233251981
(71) (241) (591919967473377041) (1931)


Посмотрите, пожалуйста, программу. Я правильно понял Ваш пример?

Кроме того, очевидно, что $x^4+x^3 y+x^2 y^2+x y^3+y^4$ при данных значениях $x$ и $y$ не может делиться на 19 (поскольку $y$ кратно 19, а $x$ — нет).

Для того, чтобы $x^4+x^3 y+x^2 y^2+x y^3+y^4$ делилось на 5 достаточно чтобы $x$ и $y$ были сравнимы по модулю 5.
А вот можно ли добиться, чтобы это выражение делилось на $5^2$ — не знаю. Мне кажется, что нельзя, но я могу и ошибаться. Сейчас попробую выяснить в maple :-) .

----------------------

Проверил. Действительно $x^4+x^3 y+x^2 y^2+x y^3+y^4$ не может быть кратно $5^2$ при взаимно простых $x$ и $y$.

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение24.01.2012, 21:21 


01/07/08
836
Киев
hippie в сообщении #530822 писал(а):
Посмотрите, пожалуйста, программу. Я правильно понял Ваш пример?

Вы правильно поняли пример. Я его ещё раз прокрутил. Совпало с Вашими вычислениями. У меня х получил новое правильное значение. Наверно, унаследовался от предыдущего вычисления. Каюсь. :oops: Мой глюк. С уважением.

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение25.01.2012, 09:35 
Заслуженный участник


18/01/12
933
victor.l в сообщении #526466 писал(а):
А не подскажите, является ли проблемой что если число представимо в виде $x^4+x^3y+x^2y^2+xy^3+y^4$ при целых, взаимно простых переменных, то все возможные делители этого числа кроме числа 5 имеют вид $10n+1$.

Набросок элементарного доказательства.

Пусть $p$ простой делитель числа $x^4+x^3y+x^2y^2+xy^3+y^4$.
Тогда $x^5 \equiv y^5 (\mod p)$. Кроме того, по малой теореме Ферма, $x^{p-1}\equiv y^{p-1} (\mod p)$. Следовательно: $x^{\text{НОД}(p-1;\ 5)}\equiv y^{\text{НОД}(p-1;\ 5)} (\mod p)$.

Возможны 2 случая:

1. $\text{НОД}(p-1;\ 5)=5$. В этом случае $p$ имеет вид $10k+1$.

2. $\text{НОД}(p-1;\ 5)=1$, т.е. $x\equiv y (\mod p)$. В этом случае $5x^4\equiv 0 (\mod p)$, т.е. $p=5$.

PS Аналогично доказывается, что при любом нечётном простом $n$ и взаимно простых $x$ и $y$ все простые делители числа $\frac{x^n-y^n}{x-y}$, отличные от $n$, имеют вид $2n+1$.
Отсюда получается элементарное доказательство того, что в прогрессии $2n+1$ бесконечно много простых чисел.

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение25.01.2012, 09:46 
Заслуженный участник


09/02/06
4401
Москва
hippie в сообщении #530960 писал(а):

PS Аналогично доказывается, что при любом нечётном простом $n$ и взаимно простых $x$ и $y$ все простые делители числа $\frac{x^n-y^n}{x-y}$, отличные от $n$, имеют вид $2n+1$.
Отсюда получается элементарное доказательство того, что в прогрессии $2n+1$ бесконечно много простых чисел.

Это не верно. Возьмите $n=9,x=5,y=4$, тогда $z=5^9-4^9=(5^3-4^3)(5^6+20^3+4^6)=61*X$ и $61\not =18k+1$.

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение25.01.2012, 09:48 
Заслуженный участник


17/09/10
2143
Насчет палиндромов. Задача эта есть у Б.А.Кордемского в Математической смекалке под названием Симметрическая сумма(нераскушенный орешек). Двузначные числа все приводят к палиндромам, а вот дальше...
Предлагаю перечень трехзначных чисел, которые, скорей всего, не приводят к палиндромам.
$196,295,394,493,592,689,691,788,790,879,887,978,986$.Проверьте.

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение25.01.2012, 10:51 
Заслуженный участник


18/01/12
933
Руст в сообщении #530962 писал(а):
hippie в сообщении #530960 писал(а):

PS Аналогично доказывается, что при любом нечётном простом $n$ и взаимно простых $x$ и $y$ все простые делители числа $\frac{x^n-y^n}{x-y}$, отличные от $n$, имеют вид $2n+1$.
Отсюда получается элементарное доказательство того, что в прогрессии $2n+1$ бесконечно много простых чисел.

Это не верно. Возьмите $n=9,x=5,y=4$, тогда $z=5^9-4^9=(5^3-4^3)(5^6+20^3+4^6)=61*X$ и $61\not =18k+1$.

Не вижу, чему это противоречит.
Или вы считаете, что 9 — простое число?

-------------------

А вот в прогрессии у меня очепятка!
Конечно же, имеется в виду прогрессия $2nk+1$ ($n$ зафиксировано в верхней строке).

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение25.01.2012, 11:12 
Заслуженный участник


09/02/06
4401
Москва
Я не заметил, что вы упомянули простоту $n$. Однако последовательность $2kn+1$.
На самом деле это свойство верно и не для простого, только надо брать простые делители $\Phi_n(x,y)$.

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение25.01.2012, 12:37 
Заслуженный участник


20/12/10
9110
Руст в сообщении #530994 писал(а):
На самом деле это свойство верно и не для простого, только надо брать простые делители $\Phi_n(x,y)$.
Давайте уж сообщим возможным читателям, что $\Phi_n(x,y)$ --- это однородный вариант кругового (cyclotomic) многочлена $n$-го порядка $\Phi_n(x)$. Опираясь на свойства этих многочленов, можно вполне элементарно показать, что в прогрессии $nk+1$ ($k=1,2,\dots$) бесконечно много простых чисел. То же самое верно и для прогрессии $nk-1$ ($k=1,2,\dots$), но доказательство получается технически более сложным (в отличие, например, от частных случаев прогрессий $4k+1$ и $4k-1$, где всё наоборот). Эти доказательства можно найти, например, в книге Хассе "Лекции по теории чисел" (М.: ИЛ, 1953).

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение25.01.2012, 16:03 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


22/01/11
2641
СПб
рекомендую Антона Петрунина

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение28.01.2012, 12:18 
Заслуженный участник


12/08/10
1680
Слышал что таким способом можно доказать теорему Дирихле полностью. Это правда?

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение28.01.2012, 14:04 
Заслуженный участник


09/02/06
4401
Москва
Null в сообщении #532238 писал(а):
Слышал что таким способом можно доказать теорему Дирихле полностью. Это правда?

Я не слыхал. Этот путь приводит к бесконечности простых чисел вида $p=1\mod a$. Еще немного ухитрившись в Mathlinks удалось доказать для $p=-1\mod a$, но для других вычетов мне не удалось доказать это элементарными средствами.

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение29.01.2012, 09:01 
Заблокирован
Аватара пользователя


11/09/11

650
migmit в сообщении #517476 писал(а):
Каким дебилом надо быть, чтобы выкладывать страницы в виде mht...

Например, Григорий Перельман выкладывал в mht. Но я где-то читал, что он умней Вас, уважаемый migmit.

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение29.01.2012, 16:07 
Заслуженный участник


18/01/12
933
4. Хроматическое число плоскости.

При каком наименьшем $n$ плоскость можно раскрасить в $n$ цветов (т.е. каждую точку плоскости раскрасить в один из этих цветов) таким образом, чтобы никакие две точки одного цвета не находились на расстоянии 1?


Насколько я знаю, сейчас доказаны только оценки $4\le n\le 7.$

PS Похожая задача про тройки точек имеет очень простое решение:
При каком наименьшем $n$ плоскость можно раскрасить в $n$ цветов таким образом, чтобы никакая тройка точек, лежащих в вершинах равностороннего треугольника со стороной 1, не была окрашена в один цвет? (Две вершины одного цвета допускаются!)

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение12.02.2012, 09:24 


29/10/11
94
А более простое доказательство, например для случая $x^{2^k}+y^{2^k}$ чем изложено в этой теме представляет интерес?

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 49 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group