2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение12.01.2012, 08:43 
Заблокирован


12/08/09

1284
Самодуровка
$a \in N$

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение12.01.2012, 16:18 
Заслуженный участник


20/12/10
9110
victor.l в сообщении #525075 писал(а):
а где можно посмотреть доказательство?
Пусть $p$ --- нечётный простой делитель числа $x^8+y^8$, где целые $x$ и $y$ взаимно просты. Тогда $x^{16} \equiv y^{16} \pmod{p}$, откуда, поскольку $y \not\equiv 0 \pmod{p}$, следует $(x/y)^{16} \equiv 1 \pmod{p}$. Пусть $d$ --- порядок $z=x/y$ по модулю $p$. Тогда $d$ --- делитель $16$. Так как $z^8 \equiv -1 \not\equiv 1 \pmod{p}$, то $d=16$. Теперь из малой теореме Ферма следует делимость $p-1$ на $d$, т.е. на $16$. Значит, $p=16k+1$.

P.S. Теорию сравнений по модулю можно найти, например, в книге И.М. Виноградова "Основы теории чисел" (любое издание).

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение13.01.2012, 16:51 


29/10/11
94
Спасибо nnosipov. А не подскажите, является ли проблемой что если число представимо в виде $x^4+x^3Y+x^2y^2+xy^3+y^4$ при целых, взаимно простых переменных, то все возможные делители этого числа кроме числа 5 имеют вид $10n+1$.

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение13.01.2012, 18:33 
Заслуженный участник


20/12/10
9110
victor.l в сообщении #526466 писал(а):
А не подскажите, является ли проблемой что если число представимо в виде $x^4+x^3Y+x^2y^2+xy^3+y^4$ при целых, взаимно простых переменных, то все возможные делители этого числа кроме числа 5 имеют вид $10n+1$.
Это из той же оперы, даже немного попроще.

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение13.01.2012, 19:05 
Заслуженный участник


17/09/10
2143
Я хочу предложить задачу, элементарного решения которой до сих пор не знаю. Назовем ее задачей Арнольда.
Плоскость разбита прямыми линиями на квадраты. В узлах написаны числа большие нуля. Каждое число равно среднему арифметическому его окружающих. Доказать, что все числа равны между собой. (Аналогия с гармонической функцией). Неэлементарное решение включает рассмотрение выпуклых множеств в Банаховых пространствах.

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение14.01.2012, 00:55 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


08/11/11
5940
scwec,

Вот, вроде, решение попроще.

http://www.mathnet.ru/links/6ab0cb0c951 ... /mp227.pdf

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение14.01.2012, 12:41 
Заслуженный участник


17/09/10
2143
Спасибо g_____d, но по ссылке прочитать не могу - дает ошибку.

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение14.01.2012, 17:18 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


08/11/11
5940
Попробуйте открыть в новом окне. Или попробуйте эту ссылку

http://www.mathnet.ru/php/archive.phtml ... n_lang=rus

там доступен полный текст.

С. Г. Слободник, “Дискретные положительные гармонические функции”, Матем. просв., сер. 3, 11, Изд-во МЦНМО, М., 2007, 145–148.

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение14.01.2012, 20:29 
Заслуженный участник


17/09/10
2143
Все прочиталось. Спасибо. Хочу сказать, что эта задача под № 20 появилась в Математическом просвещении 1958 года №3 среди задач повышенной сложности. Но решения её в следующем номере приведено не было. Выходит, вспомнили её только в 2005 году после возобновления выпуска журнала. Интересная судьба.
Теперь по поводу решения. Честно сказать, я имел в виду совсем школьное решение, которого в природе может просто не существовать.
Об авторстве. В этом же номере Математического просвещения помещена статья В.И.Арнольда о гармонических функциях, в которой приводится эта же задача, но в легком варианте с натуральными числами. Логично объявить автором Арнольда, хотя это и не факт.

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение24.01.2012, 12:44 
Заслуженный участник


18/01/12
933
1. (3N+1)-гипотеза.

По натуральному числу $n$ строится новое число $\frac{3n+1}{2^m},$ где $2^m$ — наибольшая степень двойки, которой кратно $3n+1.$ (Таким образом, на каждом шаге получается нечётное число.)

Вопрос:
Из любого ли натурального числа за конечное число шагов получится 1?

2. Гипотеза Адамара.

Матрицей Адамара (в узком смысле) называется матрица $n\times n,$ состоящая только из 1 и -1, все строки которой попарно ортогональны.
Легко доказать, что матрицы Адамара могут существовать только при $n=1; n=2$ и $n$ кратных 4.

Вопрос:
Для любого ли $n$ кратного 4 существует матрица Адамара $n\times n?$

3. Без названия.

Если натуральное число не является палиндромом, то к нему прибавляется число, записанное теми же цифрами в обратном порядке. С полученным числом повторяется то же самое. И т.д.

Вопрос:
Из любого ли натурального числа за несколько таких шагов получится число-палиндром?

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение24.01.2012, 15:57 


01/07/08
836
Киев
victor.l в сообщении #526466 писал(а):
все возможные делители этого числа кроме числа 5 имеют вид $10n+1$

Мне прога Мапл 13 подсказывает, что возможен делитель вида $10n-1$. Это глюк программы? С уважением.

-- Вт янв 24, 2012 16:17:38 --

hippie в сообщении #530614 писал(а):
к нему прибавляется число, записанное теми же цифрами в обратном порядке

Для всякого конечного натурального не палиндрома, операция дает палиндром по определению, уже на первой итерации. А для бесконечного натурального сомнительно, чтобы "Болонский учитель" позволил учащемуся найти начальное число для присоединения. С уважением.

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение24.01.2012, 17:02 
Заслуженный участник


20/12/10
9110
hurtsy в сообщении #530700 писал(а):
Мне прога Мапл 13 подсказывает, что возможен делитель вида $10n-1$. Это глюк программы?

Утверждение звучит так: если $x$ и $y$ --- взаимно простые числа, то любой простой делитель числа $x^4+x^3y+x^2y^2+xy^3+y^4$, отличный от $5$, имеет вид $10n+1$. Если Вам кажется, что Вы нашли контрпример, приведите его.

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение24.01.2012, 18:39 
Заслуженный участник


09/02/06
4401
Москва
nnosipov в сообщении #530729 писал(а):
hurtsy в сообщении #530700 писал(а):
Мне прога Мапл 13 подсказывает, что возможен делитель вида $10n-1$. Это глюк программы?

Утверждение звучит так: если $x$ и $y$ --- взаимно простые числа, то любой простой делитель числа $x^4+x^3y+x^2y^2+xy^3+y^4$, отличный от $5$, имеет вид $10n+1$. Если Вам кажется, что Вы нашли контрпример, приведите его.

Это частный случай утверждения. Если $(x,y)=1, p|\Phi_a(x,y)$, то или $p|a$ или $p=1\mod a$.

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение24.01.2012, 18:58 
Заслуженный участник


18/01/12
933
hurtsy в сообщении #530700 писал(а):
hippie в сообщении #530614 писал(а):
к нему прибавляется число, записанное теми же цифрами в обратном порядке

Для всякого конечного натурального не палиндрома, операция дает палиндром по определению, уже на первой итерации.


Совсем не обязательно.

Например, из числа 78 число-палиндром получается за 4 шага:
78 —> 78+87= 165;
165 —> 165+561= 726;
726 —> 726+627= 1353;
1353 —> 1353+3531= 4884 — число-палиндром.

Из числа 79 за 6 шагов:
79 —> 79+97= 176;
176 —> 176+671= 847;
847 —> 847+748= 1595;
1595 —> 1595+5951= 7546;
7546 —> 7546+6457= 14003;
14003 —> 14003+30041= 44044 — число-палиндром.

А из числа 89 число-палиндром (8813200023188) получается только за 24 шага.

 Профиль  
                  
 
 Re: "Школьные" открытые проблемы
Сообщение24.01.2012, 19:39 


01/07/08
836
Киев
nnosipov в сообщении #530729 писал(а):
Если Вам кажется, что Вы нашли контрпример, приведите его.

Да, прошу прощения, мне так кажется. $x=5^3\cdot7^5,  y=19^2\cdot23, z=5\cdot11\cdot19^8\cdot41\cdot191\cdot881\cdot27406316160761$
Это пятая или шестая попытка. Сначала мне хотелось найти делитель 5.
С уважением.

-- Вт янв 24, 2012 19:50:31 --

hippie в сообщении #530775 писал(а):
Совсем не обязательно.

Спасибо. Мне просто показалось Вы употребляете прибавление в смысле конкатенации, суммирования символьных строк, и поэтому удивился. :cry: С уважением.

-- Вт янв 24, 2012 20:10:34 --

hippie в сообщении #530614 писал(а):
По натуральному числу $n$ строится новое число $\frac{3n+1}{2^m},$ где $2^m$ — наибольшая степень двойки, которой кратно $3n+1.$ (Таким образом, на каждом шаге получается нечётное число.)

Это гипотеза Колатца? Мне как-то приятнее ее алгоритмическое изложение. С уважением.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 49 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group