Христос, кажется, ничего не говорил о модели злодея. Он давал рекомендацию "в среднем".
Религиозная традиция считает, что Христос не мог давать рекомендацию "в среднем". В силу своего божественного (мессианского) статуса его указания абсолютны.
Если смотреть не с религиозной точки зрения на содержание Библии, то необходимо помнить об историческом контексте, когда произносились эти сентенции и когда они кодифицировались. Сейчас невозможно прочувствовать все духовное состояние иудейского общества на рубеже эры, но можно попытаться понять.
Крохотная Иудея, в который раз лишенная собственной государственности, но осознающая свое отличие от соседей, пытается оправдать свое существование. Единственным таким оправданием оказывается служение истинному Богу. Все национальное самосознание замыкается именно на это. И если в других странах есть какие-то политические, социальные группировки, то у иудеев все разделение только по их отношению к трактовке Божественного закона.
Заимствованная ранним христианством у секты ессеев идея отвечать добром за зло насилию не является проявления инстинкта самосохранения или чего-то подобного. В кумранском Уставе она сформулирована и обоснована следующим образом: «Я никому не воздам злом, а добром преследую мужа, ибо Богу (принадлежит) суд над всем живым и Ему принадлежит воздаяние». Подставить левую щеку после пощечины по правой, при эсхатологических взглядах того времени, скорее выглядит на тонкий расчет и провокацию: я то, делая добро, спасусь, а вот ты после смерти за свое насилие будешь вдвойне расплачиваться.