2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3, 4  След.
 
 Школьный диффгем?
Сообщение18.11.2009, 18:31 
Заслуженный участник


05/06/08
1097
Цитата:
Космонавт находится на краю конического кратера и должен попасть в диаметрально противоположную точку. Если он пойдет "по диаметру" ( проходя через центр кратера ), то пройдет $2000$ м, если по краю кратера - то $2000 \frac {\pi} 3$ м. Найти длину кратчайшего пути.


Задача школьная, и, ясно, что у нее есть "регулярное" решение, с использованием уравнения Эйлера-Лагранжа. ( до ума не доводил, но, видимо, надо перейти к полярным координатам, минимизируя длину кривой в первой четверти. Функционал будет что-то вроде $J(r) = \int\limits_{0}^{\frac {\pi} 2} \sqrt {r^2(\phi) + (\alpha r'(\phi))^2} d\phi$ c условиями $r(0)=R, \ r'(\frac {\pi} 2)=0$. Получается уравнение второго порядка на $r$, которое заменой $g(\phi) = \frac 1 {r(\phi)}$ сводится к линейному второго порядка с постоянными коэффициентами, которое уже решается ).


Собственно, предлагаю найти
а) школьное решение
б) просто для проверки сравнить с "регулярным"

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьный диффгем?
Сообщение18.11.2009, 19:24 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
А развертку сделать? :)

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьный диффгем?
Сообщение18.11.2009, 21:09 
Аватара пользователя


14/08/09
1140
gris в сообщении #263268 писал(а):
А развертку сделать? :)

Да, стандартная идея. Только я наверное условия не понимаю, разве путь через диаметр - не отрезок?? :?

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьный диффгем?
Сообщение18.11.2009, 21:13 
Заслуженный участник


05/06/08
1097
Mathusic
Для конуса этот путь - сумма двух образующих, объединение проекций которых на основание - это и есть отрезок.
Альтернативный - по дуге основания в $\pi$.

Космонавт ведь идет по дну кратера как-никак. :)

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьный диффгем?
Сообщение19.11.2009, 15:27 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
А я склеил конус из бумаги и натянул резиночку по его внешней стороне. Она же тоже по кратчайшему пути ляжет? С учётом масштаба у меня получилось 1732 м 5 см.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьный диффгем?
Сообщение19.11.2009, 22:51 
Заблокирован


19/09/08

754
Конечно, проще всего сделать развертку и затем на дуге окружности провести хорду (прямую), соединив проивоположные точки кратера.
Если развертку свернуть в конус, то хорда превратится в геодезическую т.е.в кратчайшую :)

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьный диффгем?
Сообщение19.11.2009, 23:05 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Кто-то чего-то тут на этот счёт уже гуторил...

gris в сообщении #263268 писал(а):
А развертку сделать? :)

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьный диффгем?
Сообщение20.11.2009, 09:17 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
Да все, наверное, помнят задачу о мухе, которая ползала по резиновой ленте кубу. Кстати, в задаче вовсе необязательно говорить про противоположные точки. Достаточно длины пути через центр, откуда узнаём радиус развёртки, и длины пути по краю, откуда узнаём градусную меру дуги. А потом теорема косинусов. Находим длину хорды. А вот интересно, эта геодезическая не лежит в плоскости?

Но интерес-то был в том, чтобы решить с помощью интегралов и сравнить.

Увидел vvvv и обрадовался, что картинка будет. Однако ж нет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьный диффгем?
Сообщение20.11.2009, 21:07 
Заблокирован


19/09/08

754
Это известная задача. А рисовать-то тут нечего, что разве саму геодезическую на конусе.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьный диффгем?
Сообщение21.11.2009, 08:21 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
gris в сообщении #263732 писал(а):
задачу о мухе, которая ползала по кубу.

Не помню, была ли тут такая задача; на всякий случай напомню.

Разрезать тетраэдр в плоскую развёртку так, чтобы суммарная длина разрезов была минимальной.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьный диффгем?
Сообщение21.11.2009, 13:02 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


01/08/06
3131
Уфа
ewert писал(а):
Разрезать тетраэдр в плоскую развёртку так, чтобы суммарная длина разрезов была минимальной.

У меня получился разрез длиной $\sqrt{3}+1$ для тетраэдра с ребром 1: разрезал одно ребро и от его середины сделал прямые разрезы до остальных двух вершин. Проверять минимальность пока не умею :(

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьный диффгем?
Сообщение21.11.2009, 13:05 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
worm2 в сообщении #264073 писал(а):
У меня получился разрез длиной $\sqrt{3}+1$ для тетраэдра с ребром 1: разрезал одно ребро и от его середины сделал прямые разрезы до остальных двух вершин. Проверять минимальность пока не умею :(

Нет, это не минимум.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьный диффгем?
Сообщение21.11.2009, 13:31 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


01/08/06
3131
Уфа
Да, вроде существует разрез с меньшей длиной $\frac{\sqrt{21}+\sqrt{78}+6\sqrt{7}}{11}$, и это, имхо, более подходящий вариант на роль минимума (доказывать по-прежнему не умею, но уверенности уже больше). Я мог наврать в формуле [upd: и наврал :D], она получается из решения задачи о точке Ферма для половинки равностороннего треугольника. Оно? :)

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьный диффгем?
Сообщение21.11.2009, 13:43 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Да, в конце концов -- оно, только ответ там, кажется, гораздо проще (я наизусть не помню).

--------------------------------------------------
а, ну да, пересчитал, получается вроде как просто $\sqrt{7}$ (это -- длина разрезов по всему тетраэдру, а не по половинке)

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьный диффгем?
Сообщение21.11.2009, 14:04 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


01/08/06
3131
Уфа
Да, действительно, $\sqrt{7}$. Вычислений много, а результат простой :)

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 47 ]  На страницу 1, 2, 3, 4  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group