2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3, 4  След.
 
 Школьный диффгем?
Сообщение18.11.2009, 18:31 
Заслуженный участник


05/06/08
1097
Цитата:
Космонавт находится на краю конического кратера и должен попасть в диаметрально противоположную точку. Если он пойдет "по диаметру" ( проходя через центр кратера ), то пройдет $2000$ м, если по краю кратера - то $2000 \frac {\pi} 3$ м. Найти длину кратчайшего пути.


Задача школьная, и, ясно, что у нее есть "регулярное" решение, с использованием уравнения Эйлера-Лагранжа. ( до ума не доводил, но, видимо, надо перейти к полярным координатам, минимизируя длину кривой в первой четверти. Функционал будет что-то вроде $J(r) = \int\limits_{0}^{\frac {\pi} 2} \sqrt {r^2(\phi) + (\alpha r'(\phi))^2} d\phi$ c условиями $r(0)=R, \ r'(\frac {\pi} 2)=0$. Получается уравнение второго порядка на $r$, которое заменой $g(\phi) = \frac 1 {r(\phi)}$ сводится к линейному второго порядка с постоянными коэффициентами, которое уже решается ).


Собственно, предлагаю найти
а) школьное решение
б) просто для проверки сравнить с "регулярным"

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьный диффгем?
Сообщение18.11.2009, 19:24 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
А развертку сделать? :)

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьный диффгем?
Сообщение18.11.2009, 21:09 
Аватара пользователя


14/08/09
1140
gris в сообщении #263268 писал(а):
А развертку сделать? :)

Да, стандартная идея. Только я наверное условия не понимаю, разве путь через диаметр - не отрезок?? :?

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьный диффгем?
Сообщение18.11.2009, 21:13 
Заслуженный участник


05/06/08
1097
Mathusic
Для конуса этот путь - сумма двух образующих, объединение проекций которых на основание - это и есть отрезок.
Альтернативный - по дуге основания в $\pi$.

Космонавт ведь идет по дну кратера как-никак. :)

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьный диффгем?
Сообщение19.11.2009, 15:27 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
А я склеил конус из бумаги и натянул резиночку по его внешней стороне. Она же тоже по кратчайшему пути ляжет? С учётом масштаба у меня получилось 1732 м 5 см.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьный диффгем?
Сообщение19.11.2009, 22:51 
Заблокирован


19/09/08

754
Конечно, проще всего сделать развертку и затем на дуге окружности провести хорду (прямую), соединив проивоположные точки кратера.
Если развертку свернуть в конус, то хорда превратится в геодезическую т.е.в кратчайшую :)

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьный диффгем?
Сообщение19.11.2009, 23:05 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Кто-то чего-то тут на этот счёт уже гуторил...

gris в сообщении #263268 писал(а):
А развертку сделать? :)

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьный диффгем?
Сообщение20.11.2009, 09:17 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
Да все, наверное, помнят задачу о мухе, которая ползала по резиновой ленте кубу. Кстати, в задаче вовсе необязательно говорить про противоположные точки. Достаточно длины пути через центр, откуда узнаём радиус развёртки, и длины пути по краю, откуда узнаём градусную меру дуги. А потом теорема косинусов. Находим длину хорды. А вот интересно, эта геодезическая не лежит в плоскости?

Но интерес-то был в том, чтобы решить с помощью интегралов и сравнить.

Увидел vvvv и обрадовался, что картинка будет. Однако ж нет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьный диффгем?
Сообщение20.11.2009, 21:07 
Заблокирован


19/09/08

754
Это известная задача. А рисовать-то тут нечего, что разве саму геодезическую на конусе.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьный диффгем?
Сообщение21.11.2009, 08:21 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
gris в сообщении #263732 писал(а):
задачу о мухе, которая ползала по кубу.

Не помню, была ли тут такая задача; на всякий случай напомню.

Разрезать тетраэдр в плоскую развёртку так, чтобы суммарная длина разрезов была минимальной.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьный диффгем?
Сообщение21.11.2009, 13:02 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


01/08/06
3131
Уфа
ewert писал(а):
Разрезать тетраэдр в плоскую развёртку так, чтобы суммарная длина разрезов была минимальной.

У меня получился разрез длиной $\sqrt{3}+1$ для тетраэдра с ребром 1: разрезал одно ребро и от его середины сделал прямые разрезы до остальных двух вершин. Проверять минимальность пока не умею :(

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьный диффгем?
Сообщение21.11.2009, 13:05 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
worm2 в сообщении #264073 писал(а):
У меня получился разрез длиной $\sqrt{3}+1$ для тетраэдра с ребром 1: разрезал одно ребро и от его середины сделал прямые разрезы до остальных двух вершин. Проверять минимальность пока не умею :(

Нет, это не минимум.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьный диффгем?
Сообщение21.11.2009, 13:31 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


01/08/06
3131
Уфа
Да, вроде существует разрез с меньшей длиной $\frac{\sqrt{21}+\sqrt{78}+6\sqrt{7}}{11}$, и это, имхо, более подходящий вариант на роль минимума (доказывать по-прежнему не умею, но уверенности уже больше). Я мог наврать в формуле [upd: и наврал :D], она получается из решения задачи о точке Ферма для половинки равностороннего треугольника. Оно? :)

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьный диффгем?
Сообщение21.11.2009, 13:43 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Да, в конце концов -- оно, только ответ там, кажется, гораздо проще (я наизусть не помню).

--------------------------------------------------
а, ну да, пересчитал, получается вроде как просто $\sqrt{7}$ (это -- длина разрезов по всему тетраэдру, а не по половинке)

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьный диффгем?
Сообщение21.11.2009, 14:04 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


01/08/06
3131
Уфа
Да, действительно, $\sqrt{7}$. Вычислений много, а результат простой :)

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 47 ]  На страницу 1, 2, 3, 4  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: YandexBot [bot]


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group