А способ перереноса часов отвергаем, так как он справедлив только в пределе при скорости переноса, стремящейся к нулю. Таким образом, мы волевым образом постулируем принцип постоянства скорости света, а "правильные" часы теперь обязаны ему подчиняться.
Зачем отвергать? Давайте способ переноса часов примем.
Давайте проделаем такой эксперимент:
В некой точке на экваторе поставим атомные часы (точность достигает
). Такие же часы поставим на самолёт. Самолётные часы установим по наземным. Потом самолёт взлетает и летит на восток вдоль экватора. Давайте не будем торопиться и выберем очень медленный самолёт (кукурузник), лететь будем 400 часов (т.е. средняя скорость около 100 км/ч). Инструментальное расхождение двух часов за этот период составит величину порядка
секунды.
Теперь посмотрим, что должно получиться согласно теории. При скорости самолёта около 100 км/ч или 28 м/с задержка самолётных часов
составит примерно
секунд. Это чуть больше инструментального расхождения, но всё же это величина, которой смело можно будет пренебречь. Дело в том, что главным является совсем другой эффект: При СТО-шной синхронизации наземных часов с самими собой (световым сигналом вдоль экватора) нужно учитывать, что СО Земли - неинерциальная. За время, пока свет путешествует вокруг Земли, часы, находящиеся на экваторе, успевают повернуться вместе с Землёй примерно на 62 метра. Таким образом, разность между прохождением кругосветных световых сигналов на восток и на запад составит примерно
секунд. Т.е. Эйнштейновская процедура синхронизации наземных часов
с самими собой даст указанную разницу.
Остаётся всего лишь проверить, даст ли разницу примерно в те же
синхронизация с помощью часов на медленном самолёте. Если даст, то вопрос: Не является ли это хорошей верификацией СТО, ибо без СТО (например, на основе только классической механики) предсказать это результат было бы практически невозможно?
-- Пт июл 10, 2009 12:50:55 --Скорость распространения звуковых волн, также как и световых не зависит отскорости источника
Зато скорость звука зависит от скорости ветра.