Осталось только лишь понять, что означает содержательно "своя возможность выбирать разные решения". Я все еще жду, что же Вы подразумеваете под самостоятельность решения. Вот Вам несколько вариантов, скажите о каком (или каких) из них идет речь:
а) принятие решение причинно независимо от факторов окружающего мира и собственной психики;
б) непредсказуемо для других субъектов;
в) непредсказуемо для самого себя.
Ни один из этих трёх вариантов не выглядит как определение свободы воли. Однако правильный, пожалуй, только третий.
Я не физик и меня физические теории не интересуют. Извините, но если кто-нибудь скажет, что арифметика - это часть биологических теорий, то биологи практически единодушно покрутят пальцем вокруг виска. Социологи и демографы поступят также.
Тогда вот Вам пример из школьной физики, который можно понять, не будучи физиком: Скорость является физическим понятием? Или математическим, поскольку она - производная (перемещения по времени)?
Повторюсь: не надо путать математическое описание теории и саму теорию. Математика и математические теории дают инструменты для описания теорий частных наук, но это не делает математические теории биологическими или социологическими.
Там нечего "путать", потому что математические формулы - такая же неотъемлемая часть теории, как и словесные утверждения. Да, можете называть используемую математику "инструментом", но сути это не меняет.
Вообще-то напомню, в связи с чем возник этот вопрос, ибо мы сейчас слишком уходим от темы.
alesha_popovich задал мне вопрос, где находится то наблюдаемое, которое описывают теории. Очевидно, он хотел меня спровоцировать на ответ "в реальности". Я попросил его ответить на такой же вопрос в отношении натуральных чисел, которые описывает арифметика Пеано. На что он мне предложил не смешивать математические и физические теории, очевидно подразумевая, что о месте нахождения объектов математических теорий спрашивать бессмысленно, в отличие места нахождения объектов физических теорий. Так вот, я привожу пример понятия физической теории - скорости. О её месте нахождения спрашивать можно или это всё-таки объект математической теории?
Никаких аксиом или постулатов тут нет, речь идет именно что про презумпции. Давайте не будет все подряд называть "аксиомами" - это обессмысливает данный термин.
Термин "презумпция" давно используется не только в юриспруденции, но и в философии, социологии морали и куче других наук. Если помните, то я давал ссылку на
текст известного палеонтолога
Еськова и там было целое дополнение про применимость презумпций в естественных науках. Так что это понятие вполне себе не узкоспециальное, а применяемое для разных областей знания.
Я буду применять термин "аксиомы", поскольку он имеет строгое логическое определение, в отличие от термина "презумпции", на который навешана куча неформализуемых субъективных характеристик.
Все верно: в одинаковых социальных и экономических условиях люди со сходным психологическим опытом (и биологией) будут вести себя одинаково.
Отсюда и вытекает то, что онтологической свободы воли нет.
Это называется "вывод из ложной посылки". Вы вообразили себе, что люди со сходным психологическим опытом (и биологией) будут вести себя одинаково. Это не доказано, хотя Вы считаете, что это основано на куче наблюдаемых фактов.
Действительно, во многих случаях предсказать действия человека совсем несложно: Сегодня рабочий день, значит я в определённое время выйду из дома, пойду по предсказуемому маршруту до метро и так далее. При этом по пути я буду солидно вышагивать, как разумный взрослый человек, а не побегу вприпрыжку как мальчишка. Но эта предсказуемость проистекает из того, что у меня нет цели обеспечить непредсказуемость своего поведения для кого-то. Всё будет совершенно иначе, если такая цель появится, например, если мы играем с Вами в чёт-нечет. Тогда я скорее всего приму решение бросить монетку и сходить в соответствии с тем, как она выпадет.
Кстати, даже если следовать условиям мысленного эксперимента, предложенного
warlock66613 (с возвращением памяти подопытного каждый раз в исходное состояние), в данном случае мой следующий ход наверняка окажется непредсказуемым, ибо вряд ли экспериментатору удастся обеспечить повторяемость выпадений монетки. Да, и
EUgeneUS в этой теме об этом тоже уже говорил.
Нет, причинная детерминация не имеет ничего общего с предсказуемостью - мы можем вообще ничего не знать о причинах и детерминационных факторах того или иного явления или процесса, а на реальные явления и процессы эти причины и детерминационные факторы будут продолжать действовать. Также как, например, биологическая эволюция существовала до того, как мы узнали про нее и был сформулирован соответствующий теоретический аппарат.
А какое право Вы вообще имеете рассуждать о том, чего
не знаете (по Вашему же собственному признанию)? Либо Вы утверждаете, что нечто предсказуемо, в таком случае будьте добры предъявить предсказание. Либо Вы всего лишь воображаете себе, что предсказание "в принципе" где-то есть, хотя нам и недоступно. Так и со всей Вашей "онтологией" - Вы воображаете себе, что нечто существует независимо от Вашего знания, но на самом деле Вы этого не знаете, так что это всего лишь фантазия.
Так что по моим понятиям "причинная детерминация" существует только в том случае, если предсказание реально можно предъявить.
Про чью бы свободу воли мы ни говорили, она не противоречит возможности нам или кому-то третьему предсказать его действия
То есть из 3 пунктов, предложенных мною чуть выше, свобода воли связана с непредсказуемостью действий другими субъектами?
Удивительно, что Вы предполагаете нечто прямо противоположное процитированному. Нет, свобода воли никак не связана с непредсказуемостью действий
другими субъектами.
У реального исследования есть цель, задачи и довольно однозначная методология. Обычно это либо не оставляет вообще никакого выбора в используемом теоретическом аппарате, либо выбор становится крайне скудным и ограниченным, а исследователь вынужден ориентироваться на эффективность используемого теоретического аппарата в аналогичных или хотя бы похожих исследованиях.
Необязательно ограничивать рассмотрение примерами из Высокой науки, в которых все важные решения (в плане выбора теории и т.п.) уже приняты за Вас научным руководителем или ещё кем-то. Речь о том, что выбор теорий осуществляется и на простом повседневном уровне. Да, Вы правильно заметили, что у реальных исследований есть цели и т.п. И эти цели могут быть совершенно разными в зависимости от ситуации. Поэтому нет "единственно верного выбора на все случаи жизни". Например, если цель расчёта движения планеты для нас заключается в определении того, куда завтра направить любительский телескоп, то выбрана может быть относительно простая теория, а не ОТО, хотя последняя и считается "самой правильной на сегодняшний день".
Вообще-то я ожидал ответа, что это - глупый вопрос
Отнюдь, вопрос не глупый - можно конечно придраться к формулировке, но я не буду этого делать. Вопрос очень важный для философии математики и онтологии/метафизики абстрактных объектов.
Мне почему-то кажется, что Вы уже потеряли нить, то бишь не помните, в чём был вопрос, "важность" которого сейчас защищаете.