"Соб. время это время какого-то конкретного единичного хронометра. У каждого конкретного единичного хронометра свое собственное время. Миллион хронометров - миллион собственных времен."
А потом можно этот миллион или больше хронометров как-то (обязаны указать в подробностях как именно! это суперважно! методов можно понапридумывать много и часть из них будет давать разные результаты) синхронизировать. Например чтобы они все показывали одинаковое время (если они все неподвижны относительно нас и соответственно друг друга).
Наверно главное что непонятно, это отсутствие ответа на вопрос - зачем (какой смысл вообще) "работать с пространством временем". Ведь для чего-то эта работа нужна. Вот для чего?
Сначала (во времена Ньютона) время было абсолютным и ни от чего не зависело, шло себе и шло. Скорости были маленькие и все числа сходились (в рамках реальной точности приборов!).
Потом приборы и опыты стали точнее и оказалось что время в разных ситуациях идёт по разному. Смотря как движутся приборы друг относительно друга. Это просто опытный факт. А движение - это перемещение в пространстве. Вот так время и скрестилось с пространством и стало зависеть от движения в нём. И их стало нельзя разделить и учитывать отдельно.
Обратный пример, влияние времени на пространство, наверное только в ОТО появляется - это гравитация.
Уж простите что снова простыми словами и без формул.
-- 12.02.2024, 15:55 --Igor MaslovВидели когда-нибудь тетрадный лист в клеточку или миллиметровку? Это примеры декартовой системы координат. В ней две оси. Назовём одну из них временем и обозначим буквой

. Пока понятно? Нарисуйте на таком листе произвольную незамкнутую кривую без самопересечений, отметьте две краевые точки. назовём их точками начала и конца кривой.
У каждой точки кривой есть две координаты

. Это координатное время и координатное положение (хоть так и не говорят).
А теперь запустите вдоль кривой тело с часами и маркером с постоянной скоростью. Часы будут тикать и отмечать на кривой отрезки постоянной длины (равными одному тику времени часов). И если нарисовали не прямую параллельно оси

, то эти отрезки не будут равны отрезкам своих проекций на ось

. Это понятно? Если пронумеровать отрезки на кривой, то это будет собственное время. А координатное время - на оси

.
Если непонятно - рисуйте! Можете даже несколько разных вариантов чтобы лучше понять разницу.
А теперь искривите ось

например по синусоиде. Собственное время никак не изменится, оно же размечено вдоль кривой и от оси

никак не зависит. А координатное - изменится, и сильно.
Заметьте, ни про какие часы летящие вдоль оси

я не говорил. Координатное время есть (причём во всех точках листа/плоскости!), а соответствующих часов нет.
Потому что координатное время (и местоположение) мы сами просто приписываем точкам плоскости, это линии сетки (как долгота и широта на глобусе), хоть квадратной, хоть треугольной, хоть спиральной, какую хотим ту и рисуем.
И только если тело будет лететь (перемещаться) строго по оси

(ну или строго параллельно ей, что для кривой оси понятие нетривиальное), вот только тогда координатное время будет равно собственному времени. Равно, но не идентично: собственное время есть лишь вдоль кривой перемещения тела, а координатное - на всей плоскости.