alisa-lebovskiДопустим, человеку от болезни прописали таблетки, а он их пить не хочет. Тогда ему говорят: за то, что выпьешь таблетку, съешь конфетку.
Мы говорим о ребёнке или о взрослом человеке? Представьте, взрослый человек способен сам решить, пить ему таблетки или нет. Если он не хочет лечиться и пить таблетки -
имеет право. Обращаться с взрослым человеком как с собачкой = проявлять к нему крайнее неуважение.
Если есть только итоговая аттестация, многие студенты считают, что им не нужно учиться весь семестр, а можно в последний момент выучить и все сдать на отлично.
Есть такой очень неочевидный, но экспериментально проверенный факт: внешняя мотивация снижает внутреннюю.
Научиться чему-то можно только при наличии внутренней мотивации. Чтобы сдать экзамены - конечно, достаточно и внешней, но без внутренней мотивации в этом результате нет смысла и пользы.
Если студент "считает, что в последний момент всё выучит и сдаст на отлично" - это значит, что он уже думает, будто учиться надо ради оценки "отлично", а сам процесс учёбы для него интереса не представляет.
Если такое наблюдается на старших курсах - чаще всего это связано с тем, что преподаватели уже основательно потрудились (конечно, не специально) над снижением внутренней мотивации (которая, возможно, в момент поступления имела место) или не помогли студенту её найти - короче говоря, убедили в том, что учиться надо ради оценок.
Для нормального человека, не вундеркинда, проще освоить материал в установленном порядке, чем самостоятельно и в спешке. Более того, есть такое свойство памяти, что чем дольше что-то учишь, тем более крепко выучиваешь. А если за неделю выучил, то потом за неделю и забудешь.
И это правда. Поэтому я считаю очень полезными регулярные тестирования студентов. Только баллы за это ставить не обязательно. Представьте, студентам можно объяснить, что тестирования нужны им самим для закрепления материала.
Далее, есть еще элемент соревновательности, конкуренции между студентами, у кого больше баллы, как в спорте, это тоже хорошая мотивация.
Вы рассуждаете в парадигме "Преподавателю нужно, чтобы студенты умели отвечать на все его вопросы". Но
зачем это нужно преподавателю? Я рассуждаю в парадигме "преподаватель проводит занятия для того, чтобы студенты, желающие чему-то научиться, могли этому научиться, и ещё, возможно, чтобы помочь тем студентам, которые пока не определились со своими целями и интересами, эти цели и интересы найти".
Есть разные причины и цели пребывания в вузе.
Да, есть студенты, желающие получить от вуза только "корочку". Но почему они есть? Ведь получить корочку + полезные для тебя знания и навыки - это лучше, чем получить просто корочку (которую к тому же ещё и не выдадут без знаний и навыков). Думается, в чём-то здесь виноваты преподаватели, которые убедили одних студентов в том, что учёба - это ради баллов и оценок, а не ради знаний и навыков; других студентов - в том, что они не способны эти знания и навыки получить (так как, например, постоянно оказываются внизу рейтинга), а значит надеяться можно только на корочку; третьих студентов - в том, что полезным для них знаниям и навыкам здесь всё равно не научат, а научат только странной теории, которая непонятно зачем нужна. Есть конечно и те, кому в любом случае нужна только корочка и ничего больше - таких надо просто отчислять и всё.
У нас было так, что даже отличники соревновались между собой, хотя все равно они все шли на "пятерку", а больше поставить нельзя.
Охотно верю, отличникам очень свойственна соревновательность.
Я сам был отличником и сейчас немного жалею об этом.
В погоне за оценками и баллами я тратил чересчур много сил и нервов на изучение того, что мне не очень-то нужно и интересно. А например от интересных мне заданий повышенной сложности, которые мне предложил один преподаватель, и которые возможно позволили бы мне лучше развить действительно важные для меня навыки, я отказался - из страха что не справлюсь с этими заданиями и получу четвёрку вместо пятёрки.
нужно ли избавляться, как от чумы, от людей, которые не хотят работать, а делают это ради денег?
Как от чумы избавляться не надо (хотя при случае заменить их теми, кто работать хочет - было бы полезно), но правило "внешняя мотивация снижает внутреннюю" работает и в отношении работы тоже. Установлено, что лучшие результаты, особенно в творческих профессиях, показывают люди, как можно реже вспоминающие о деньгах (т.е. им достойно платят, они не чувствуют себя нуждающимися, но при этом им не предлагают материальные поощрения за лучшую работу).
Эти исследования приводятся в книгах
Пинк. Драйв: что на самом деле нас мотивирует
Кон. Наказание наградойСоветую почитать.