2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 ... 39  След.
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение18.01.2022, 20:49 
Заслуженный участник


12/07/07
4468
В задаче (г) у меня получилась такая же расширенная матрица (как и в сообщении post1546419.html#p1546419, с одной нулевой строкой). И у меня при $\lambda \ne 8$ будет $x_1 = 0$. И тогда получаются приведенные в книге выражения для $x_2$ и $x_3$. Видимо авторы сочли $x_1 = 0$ очевидным и не дописали. Или просто не дописали (потеряли).

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение18.01.2022, 21:03 
Заслуженный участник


18/01/15
3121
Sinoid в сообщении #1546419 писал(а):
неизвестного вообще почему-то не указано:
Это ляпсус со стороны авторов задачника.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение19.01.2022, 02:21 


03/06/12
2767
vpb в сообщении #1546426 писал(а):
Это, кстати, можно было сразу сообразить, что там что-то не то, потому что по их ответу $x_1$ получается непонятно, то ли свободная переменная, то ли главная.

Да, так тоже можно было, но все дело в том, что вы это все уже изучили и потому можете уверенно отвечать, а я это только изучаю и отсюда такая неуверенность.

Всем спасибо за рецензии.

-- 19.01.2022, 03:37 --

(Оффтоп)

Мужики, реально большое спасибо: очень помогаете!


-- 19.01.2022, 03:53 --

То же задание в букве д) для следующей системы: $\left\{ \begin{alignedat}{5}2x_{1} & + & 3x_{2} & + & x_{3} & + & 2x_{4} & = & 3\\
4x_{1} & + & 6x_{2} & + & 3x_{3} & + & 4x_{4} & = & 5\\
6x_{1} & + & 9x_{2} & + & 5x_{3} & + & 6x_{4} & = & 7\\
8x_{1} & + & 12x_{2} & + & 7x_{3} & + & \lambda x_{4} & = & 9
\end{alignedat}
\right.$
Решение. $\left(\begin{array}{cccc|c}
2 & 3 & 1 & 2 & 3\\
4 & 6 & 3 & 4 & 5\\
6 & 9 & 5 & 6 & 7\\
8 & 12 & 7 & \lambda & 9
\end{array}\right)\sim\left(\begin{array}{cccc|c}
2 & 3 & 1 & 2 & 3\\
4 & 6 & 3 & 4 & 5\\
6 & 9 & 5 & 6 & 7\\
0 & 0 & 0 & \lambda-8 & 0
\end{array}\right)\sim\left(\begin{array}{cccc|c}
2 & 3 & 1 & 2 & 3\\
0 & 0 & 1 & 0 & -1\\
0 & 0 & 2 & 0 & -2\\
0 & 0 & 0 & \lambda-8 & 0
\end{array}\right)\sim\left(\begin{array}{cccc|c}
2 & 3 & 1 & 2 & 3\\
0 & 0 & 1 & 0 & -1\\
0 & 0 & 0 & 0 & 0\\
0 & 0 & 0 & \lambda-8 & 0
\end{array}\right)\sim\left(\begin{array}{cccc|c}
2 & 3 & 0 & 2 & 4\\
0 & 0 & 1 & 0 & -1\\
0 & 0 & 0 & \lambda-8 & 0
\end{array}\right)$. $\left\{ \begin{alignedat}{5}2x_{1} & + & 3x_{2} &  &  & + & 2x_{4} & = & 4\\
 &  &  &  & x_{3} &  &  & = & -1\\
 &  &  &  &  &  & (\lambda-8)x_{4} & = & 0
\end{alignedat}
\right.$ Случай $\lambda=8$ у меня не вызвал затруднений и я его не буду расписывать. А вот в случае $\lambda\ne8$ у меня получается $x_{4}=0$ и $x_{2}=\dfrac{4}{3}-\dfrac{2x_{1}}{3}$. Это правильно? В ответе написано‚ что $x_{2}=4-\dfrac{2}{3}x_{1}$.

-- 19.01.2022, 04:16 --

И, наконец, в том же номере последняя неполучившаяся буква - буква з). То же для системы
$\left\{ \begin{alignedat}{4}(1+\lambda)x_{1} & + & x_{2} & + & x_{3} & = & 1\\
x_{1} & + & (1+\lambda)x_{2} & + & x_{3} & = & \lambda\\
x_{1} & + & x_{2} & + & (1+\lambda)x_{3} & = & \lambda^{2}
\end{alignedat}
\right.$
Решение. $\left(\begin{array}{ccc|c}
1+\lambda & 1 & 1 & 1\\
1 & 1+\lambda & 1 & \lambda\\
1 & 1 & 1+\lambda & \lambda^{2}
\end{array}\right)\sim\left(\begin{array}{ccc|c}
1+\lambda & 1 & 1 & 1\\
-\lambda & \lambda & 0 & \lambda-1\\
-2\lambda-\lambda^{2} & -\lambda & 0 & \lambda^{2}-\lambda-1
\end{array}\right)\sim\left(\begin{array}{ccc|c}
1+\lambda & 1 & 1 & 1\\
-\lambda & \lambda & 0 & \lambda-1\\
-3\lambda-\lambda^{2} & 0 & 0 & \lambda^{2}-2
\end{array}\right)$. Получаем следующую систему уравнений: $\left\{ \begin{alignedat}{4}(1+\lambda)x_{1} & + & x_{2} & + & x_{3} & = & 1\\
-\lambda x_{1} & + & \lambda x_{2} &  &  & = & \lambda-1\\
(-3\lambda-\lambda^{2})x_{1} &  &  &  &  & = & \lambda^{2}-2
\end{alignedat}
\right.$. У меня не сошелся с ответом случай $\lambda\ne0,\,\lambda\ne-3$‚ поэтому именно этот случай я и буду расписывать. Итак‚ в этом случае последовательно находим: $x_{1}=\dfrac{2-\lambda^{2}}{\lambda^{2}+3\lambda}$. Из второго уравнения: $\dfrac{\lambda^{2}-2}{\lambda+3}+\lambda x_{2}=\lambda-1$$x_{2}=\dfrac{1}{\lambda}\left(\lambda-1-\dfrac{\lambda^{2}-2}{\lambda+3}\right)=\dfrac{1}{\lambda}\left(\dfrac{(\lambda-1)(\lambda+3)-(\lambda^{2}-2)}{\lambda+3}\right)$‚ или $x_{2}=\dfrac{2\lambda-1}{\lambda(\lambda+3)}$. Но тогда $\dfrac{(1+\lambda)(2-\lambda^{2})}{\lambda^{2}+3\lambda}+\dfrac{2\lambda-1}{\lambda(\lambda+3)}+x_{3}=1$$\dfrac{2+2\lambda-\lambda^{2}-\lambda^{3}+2\lambda-1}{\lambda^{2}+3\lambda}+x_{3}=1$, $x_{3}=\dfrac{\lambda^{2}+3\lambda-(1+4\lambda-\lambda^{2}-\lambda^{3})}{\lambda^{2}+3\lambda}$, и окончательно: $x_{3}=\dfrac{\lambda^{3}+2\lambda^{2}-\lambda-1}{\lambda(\lambda+3)}$. В ответе же написано‚ что $x_{3}=\dfrac{\lambda^{3}+3\lambda^{2}-\lambda-1}{\lambda(\lambda+3)}$. Это опечатка?

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение19.01.2022, 05:53 
Заслуженный участник


20/12/10
8858
Sinoid в сообщении #1546458 писал(а):
Это опечатка?
Да. Кстати, это легко проверить в Maple.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение19.01.2022, 15:46 


03/06/12
2767

(Оффтоп)

nnosipov в сообщении #1546460 писал(а):
Кстати, это легко проверить в Maple.

У меня нет такого богатства: ни ее, ни Математики. Вольфрам пробовал установить, так там при установке логин, пароль... Или это была Математика? Можно, конечно, онлайн, но после того, как не получилось, я и не возвращался к этому вопросу, хотя, да, интересно было бы покопаться.

nnosipov, спасибо.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение19.01.2022, 16:05 


18/10/21
51
https://www.wolframalpha.com/input/?i=% ... 9z%3Da%5E2

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение19.01.2022, 16:12 
Заслуженный участник


20/12/10
8858
Sinoid
Я Вам настоятельно советую установить Maple (не Mathematica, у которой интерфейс более громоздкий). Скачайте на рутрекере какую-нибудь старую (это важно!) версию (я использую Maple 15, который можно варварски запускать под windows 10 с любой флешки, что очень удобно на посторонних компьютерах). Поверьте, усилий будет гораздо меньше, чем набирать страницы текста в TeX здесь на форуме. Я своим студентам рекомендую Maple в качестве арбитра для выяснения, опечатка в задачнике или нет. Если хотите, я Вас проконсультирую в индивидуальном порядке. (Просто Вы такие тексты здесь набираете, что прям жаль.)

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение19.01.2022, 16:15 


03/06/12
2767
makxsiq
Так это понятно. Спасибо, конечно, но я сейчас по нему полный 0, сейчас в него уйду - это заглохнет. А сейчас приоритет научиться руками.

-- 19.01.2022, 18:03 --

nnosipov
я, конечно, согласен на вашу помощь, но я чувствую, что даже после проверки на компе я буду испытывать некоторую не веру в получаемые мной знания. Совсем другое дело, когда проверяющий - человек. Что касается времени, то да, я согласен столько его тратить: лучше я 1 раз его потрачу, но буду твердо уверен в своих знаниях и другим потом что попало не посоветую, не ляпну чего-нибудь. Для меня очень важно получить именно настоящие знания, закрепленные настоящей практикой, желательно не самой маленькой. Во-вторых, после такого всестороннего обсуждения, я надеюсь, в сети останется хороший вспомогательный ресурс в пользу всех людей. Можно будет просто открывать и сверяться, не привлекая каждый раз внимание, например, ЗУ этого форума. Нужно просто 1 раз хорошо постараться. И я со своей стороны стараюсь. Хоть какой-то толк от моей жизни. Мне, понятно, уже не выучиться до каких-нибудь результатов, но я могу твердо утверждать, что и при моей болячке нет ничего невозможного. Просто у меня поздно появился комп, я поздно обратился к вам за помощью, все думал, сам смогу, никого не беспокоя. Не смог... Так что я больше чем уверен, что и после меня и, так сказать, во время меня будут появляться люди, подобные мне, которым, в частности, эта в будущем, судя по всему, станущая довольно большой тема, поможет реализовать смою мечту. Мне, к сожалению, это не удалось... Да, и само по себе мне доставляет огромный интерес копаться в этом во всем. Я об этом мечтал всю свою жизнь, пока у меня не было компа. Так что, суммируя это все, я очень-очень надеюсь на вашу помощь мне в дальнейшем: мне она очень нужна.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение21.01.2022, 18:13 


03/06/12
2767
Посмотрите, пожалуйста, последние 2 задачи, которые у меня не сошлись и я пойду дальше. Речь идет о упражнении 8.3. Вот его задание:
Найти все векторы пространства $\mathbb{R}^{n}$, переходящие в вектор $b\in\mathbb{R}^{m}$ при линейном отображении $\mathbb{R}^{n}\to\mathbb{R}^{m}$, заданном матрицей $A$:
У меня вызывают вопросы буквы е) и ж).
е) $A=\begin{pmatrix}3 & -6 & -1 & 4\\
1 & -2 & -3 & 7\\
2 & -4 & -14 & 31
\end{pmatrix}$, $b=\begin{pmatrix}-7\\
-5\\
-10
\end{pmatrix}$
В ответе приведено следующее решение:
Множество векторов вида $\begin{pmatrix}1\\
2\\
\dfrac{22}{5}\\
\dfrac{8}{5}
\end{pmatrix}+\alpha\begin{pmatrix}5\\
0\\
-17\\
-8
\end{pmatrix}+\beta\begin{pmatrix}0\\
5\\
34\\
16
\end{pmatrix}$
но когда я подставляю компоненты столбца, не стоящего при каком-то свободном неизвестном, в соответствующую систему уравнений, они не удовлетворяют последнему уравнению: $2\cdot 1-4\cdot 2-14\cdot\dfrac{22}{5}+31\cdot\dfrac{8}{5}=-6+\dfrac{248-308}{5}=-6-12=-18\ne-10$. То же самое и с другой буквой
ж) $A=\begin{pmatrix}2 & 1 & 3 & -2 & 1\\
6 & 3 & 5 & -4 & 3\\
2 & 1 & 7 & -4 & 1\\
4 & 2 & 2 & -3 & 3
\end{pmatrix}$, $b=\begin{pmatrix}4\\
5\\
11\\
6
\end{pmatrix}$
В ответе написано, что это - множество векторов $\begin{pmatrix}-3\\
1\\
\dfrac{3}{2}\\
-\dfrac{1}{2}\\
-\dfrac{5}{2}
\end{pmatrix}+\alpha\begin{pmatrix}1\\
0\\
-2\\
-4\\
-4
\end{pmatrix}+\beta\begin{pmatrix}0\\
1\\
-1\\
-2\\
-2
\end{pmatrix}$, но $4\cdot(-3)+2\cdot1+2\cdot\dfrac{3}{2}+(-3)\cdot\left(-\dfrac{1}{2}\right)+3\cdot\left(-\dfrac{5}{2}\right)=-7+\dfrac{3}{2}-\dfrac{15}{2}-7-6=-13\ne 6$. Скажите, пожалуйста, это же в учебнике в обоих случаях указаны неверные ответы? А я пока дальше буду копать.

-- 21.01.2022, 19:42 --

(Оффтоп)

nnosipov
А почему вы мне советуете именно установить? Что, онлайн-версии этих программ чем-то хуже?

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение21.01.2022, 18:48 
Заслуженный участник


20/12/10
8858

(Оффтоп)

Sinoid
Мне кажется, так удобнее будет. Возможно, я не умею правильно пользоваться онлайн версиями (не уверен, что у Maple она есть).

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение21.01.2022, 19:17 


03/06/12
2767

(Оффтоп)

Только это, скорее всего, ничего не решит: в большинстве случаев найденное мной решение будет отличаться от того, что скажет програ. Я, конечно, могу проверить тождественность/нетождественность этих решений, но для того, чтобы оценить эту проверку, нужен опять-таки сторонний арбитр (желательно авторитетный).

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение21.01.2022, 19:57 
Заслуженный участник


20/12/10
8858
Sinoid
Здесь надо разделять две вещи: 1) проверка ответа к задаче (кто прав, я или задачник; возможно, оба неправы); 2) проверка решения задачи. С первым пунктом в подавляющем числе учебных задач система компьютерной алгебры справится очень хорошо, надо только научиться ею пользоваться (разумеется, мы исходим из презумпции корректности тех ответов, что выдает CAS; для учебных задач это оправдано). Что касается второго пункта, то здесь CAS не поможет (при правильном ответе в решении могут быть логические ошибки и т.п.). Ясно, что реализация п. 2) это затратная вещь, поскольку требуется эксперт.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение26.01.2022, 02:18 


03/06/12
2767
Задача 8.11:
Изображение
Скажите, пожалуйста, здесь общее сравнение системы сравнений хотели же написать таким: $a_{i1}x_{1}+a_{i2}x_{2}+\ldots+a_{in}x_{n}\equiv b_{i}\quad(\hspace{-2.5mm}\mod\, m)$? И непонятно зачем скобки в левую часть общего сравнения вбухали.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение26.01.2022, 03:47 
Заслуженный участник


20/12/10
8858
Разумеется.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение26.01.2022, 14:07 


03/06/12
2767
nnosipov
спасибо.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 573 ]  На страницу Пред.  1 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 ... 39  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group