2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 ... 39  След.
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение18.01.2022, 20:49 
Заслуженный участник


12/07/07
4452
В задаче (г) у меня получилась такая же расширенная матрица (как и в сообщении post1546419.html#p1546419, с одной нулевой строкой). И у меня при $\lambda \ne 8$ будет $x_1 = 0$. И тогда получаются приведенные в книге выражения для $x_2$ и $x_3$. Видимо авторы сочли $x_1 = 0$ очевидным и не дописали. Или просто не дописали (потеряли).

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение18.01.2022, 21:03 
Заслуженный участник


18/01/15
3105
Sinoid в сообщении #1546419 писал(а):
неизвестного вообще почему-то не указано:
Это ляпсус со стороны авторов задачника.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение19.01.2022, 02:21 


03/06/12
2763
vpb в сообщении #1546426 писал(а):
Это, кстати, можно было сразу сообразить, что там что-то не то, потому что по их ответу $x_1$ получается непонятно, то ли свободная переменная, то ли главная.

Да, так тоже можно было, но все дело в том, что вы это все уже изучили и потому можете уверенно отвечать, а я это только изучаю и отсюда такая неуверенность.

Всем спасибо за рецензии.

-- 19.01.2022, 03:37 --

(Оффтоп)

Мужики, реально большое спасибо: очень помогаете!


-- 19.01.2022, 03:53 --

То же задание в букве д) для следующей системы: $\left\{ \begin{alignedat}{5}2x_{1} & + & 3x_{2} & + & x_{3} & + & 2x_{4} & = & 3\\
4x_{1} & + & 6x_{2} & + & 3x_{3} & + & 4x_{4} & = & 5\\
6x_{1} & + & 9x_{2} & + & 5x_{3} & + & 6x_{4} & = & 7\\
8x_{1} & + & 12x_{2} & + & 7x_{3} & + & \lambda x_{4} & = & 9
\end{alignedat}
\right.$
Решение. $\left(\begin{array}{cccc|c}
2 & 3 & 1 & 2 & 3\\
4 & 6 & 3 & 4 & 5\\
6 & 9 & 5 & 6 & 7\\
8 & 12 & 7 & \lambda & 9
\end{array}\right)\sim\left(\begin{array}{cccc|c}
2 & 3 & 1 & 2 & 3\\
4 & 6 & 3 & 4 & 5\\
6 & 9 & 5 & 6 & 7\\
0 & 0 & 0 & \lambda-8 & 0
\end{array}\right)\sim\left(\begin{array}{cccc|c}
2 & 3 & 1 & 2 & 3\\
0 & 0 & 1 & 0 & -1\\
0 & 0 & 2 & 0 & -2\\
0 & 0 & 0 & \lambda-8 & 0
\end{array}\right)\sim\left(\begin{array}{cccc|c}
2 & 3 & 1 & 2 & 3\\
0 & 0 & 1 & 0 & -1\\
0 & 0 & 0 & 0 & 0\\
0 & 0 & 0 & \lambda-8 & 0
\end{array}\right)\sim\left(\begin{array}{cccc|c}
2 & 3 & 0 & 2 & 4\\
0 & 0 & 1 & 0 & -1\\
0 & 0 & 0 & \lambda-8 & 0
\end{array}\right)$. $\left\{ \begin{alignedat}{5}2x_{1} & + & 3x_{2} &  &  & + & 2x_{4} & = & 4\\
 &  &  &  & x_{3} &  &  & = & -1\\
 &  &  &  &  &  & (\lambda-8)x_{4} & = & 0
\end{alignedat}
\right.$ Случай $\lambda=8$ у меня не вызвал затруднений и я его не буду расписывать. А вот в случае $\lambda\ne8$ у меня получается $x_{4}=0$ и $x_{2}=\dfrac{4}{3}-\dfrac{2x_{1}}{3}$. Это правильно? В ответе написано‚ что $x_{2}=4-\dfrac{2}{3}x_{1}$.

-- 19.01.2022, 04:16 --

И, наконец, в том же номере последняя неполучившаяся буква - буква з). То же для системы
$\left\{ \begin{alignedat}{4}(1+\lambda)x_{1} & + & x_{2} & + & x_{3} & = & 1\\
x_{1} & + & (1+\lambda)x_{2} & + & x_{3} & = & \lambda\\
x_{1} & + & x_{2} & + & (1+\lambda)x_{3} & = & \lambda^{2}
\end{alignedat}
\right.$
Решение. $\left(\begin{array}{ccc|c}
1+\lambda & 1 & 1 & 1\\
1 & 1+\lambda & 1 & \lambda\\
1 & 1 & 1+\lambda & \lambda^{2}
\end{array}\right)\sim\left(\begin{array}{ccc|c}
1+\lambda & 1 & 1 & 1\\
-\lambda & \lambda & 0 & \lambda-1\\
-2\lambda-\lambda^{2} & -\lambda & 0 & \lambda^{2}-\lambda-1
\end{array}\right)\sim\left(\begin{array}{ccc|c}
1+\lambda & 1 & 1 & 1\\
-\lambda & \lambda & 0 & \lambda-1\\
-3\lambda-\lambda^{2} & 0 & 0 & \lambda^{2}-2
\end{array}\right)$. Получаем следующую систему уравнений: $\left\{ \begin{alignedat}{4}(1+\lambda)x_{1} & + & x_{2} & + & x_{3} & = & 1\\
-\lambda x_{1} & + & \lambda x_{2} &  &  & = & \lambda-1\\
(-3\lambda-\lambda^{2})x_{1} &  &  &  &  & = & \lambda^{2}-2
\end{alignedat}
\right.$. У меня не сошелся с ответом случай $\lambda\ne0,\,\lambda\ne-3$‚ поэтому именно этот случай я и буду расписывать. Итак‚ в этом случае последовательно находим: $x_{1}=\dfrac{2-\lambda^{2}}{\lambda^{2}+3\lambda}$. Из второго уравнения: $\dfrac{\lambda^{2}-2}{\lambda+3}+\lambda x_{2}=\lambda-1$$x_{2}=\dfrac{1}{\lambda}\left(\lambda-1-\dfrac{\lambda^{2}-2}{\lambda+3}\right)=\dfrac{1}{\lambda}\left(\dfrac{(\lambda-1)(\lambda+3)-(\lambda^{2}-2)}{\lambda+3}\right)$‚ или $x_{2}=\dfrac{2\lambda-1}{\lambda(\lambda+3)}$. Но тогда $\dfrac{(1+\lambda)(2-\lambda^{2})}{\lambda^{2}+3\lambda}+\dfrac{2\lambda-1}{\lambda(\lambda+3)}+x_{3}=1$$\dfrac{2+2\lambda-\lambda^{2}-\lambda^{3}+2\lambda-1}{\lambda^{2}+3\lambda}+x_{3}=1$, $x_{3}=\dfrac{\lambda^{2}+3\lambda-(1+4\lambda-\lambda^{2}-\lambda^{3})}{\lambda^{2}+3\lambda}$, и окончательно: $x_{3}=\dfrac{\lambda^{3}+2\lambda^{2}-\lambda-1}{\lambda(\lambda+3)}$. В ответе же написано‚ что $x_{3}=\dfrac{\lambda^{3}+3\lambda^{2}-\lambda-1}{\lambda(\lambda+3)}$. Это опечатка?

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение19.01.2022, 05:53 
Заслуженный участник


20/12/10
8858
Sinoid в сообщении #1546458 писал(а):
Это опечатка?
Да. Кстати, это легко проверить в Maple.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение19.01.2022, 15:46 


03/06/12
2763

(Оффтоп)

nnosipov в сообщении #1546460 писал(а):
Кстати, это легко проверить в Maple.

У меня нет такого богатства: ни ее, ни Математики. Вольфрам пробовал установить, так там при установке логин, пароль... Или это была Математика? Можно, конечно, онлайн, но после того, как не получилось, я и не возвращался к этому вопросу, хотя, да, интересно было бы покопаться.

nnosipov, спасибо.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение19.01.2022, 16:05 


18/10/21
51
https://www.wolframalpha.com/input/?i=% ... 9z%3Da%5E2

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение19.01.2022, 16:12 
Заслуженный участник


20/12/10
8858
Sinoid
Я Вам настоятельно советую установить Maple (не Mathematica, у которой интерфейс более громоздкий). Скачайте на рутрекере какую-нибудь старую (это важно!) версию (я использую Maple 15, который можно варварски запускать под windows 10 с любой флешки, что очень удобно на посторонних компьютерах). Поверьте, усилий будет гораздо меньше, чем набирать страницы текста в TeX здесь на форуме. Я своим студентам рекомендую Maple в качестве арбитра для выяснения, опечатка в задачнике или нет. Если хотите, я Вас проконсультирую в индивидуальном порядке. (Просто Вы такие тексты здесь набираете, что прям жаль.)

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение19.01.2022, 16:15 


03/06/12
2763
makxsiq
Так это понятно. Спасибо, конечно, но я сейчас по нему полный 0, сейчас в него уйду - это заглохнет. А сейчас приоритет научиться руками.

-- 19.01.2022, 18:03 --

nnosipov
я, конечно, согласен на вашу помощь, но я чувствую, что даже после проверки на компе я буду испытывать некоторую не веру в получаемые мной знания. Совсем другое дело, когда проверяющий - человек. Что касается времени, то да, я согласен столько его тратить: лучше я 1 раз его потрачу, но буду твердо уверен в своих знаниях и другим потом что попало не посоветую, не ляпну чего-нибудь. Для меня очень важно получить именно настоящие знания, закрепленные настоящей практикой, желательно не самой маленькой. Во-вторых, после такого всестороннего обсуждения, я надеюсь, в сети останется хороший вспомогательный ресурс в пользу всех людей. Можно будет просто открывать и сверяться, не привлекая каждый раз внимание, например, ЗУ этого форума. Нужно просто 1 раз хорошо постараться. И я со своей стороны стараюсь. Хоть какой-то толк от моей жизни. Мне, понятно, уже не выучиться до каких-нибудь результатов, но я могу твердо утверждать, что и при моей болячке нет ничего невозможного. Просто у меня поздно появился комп, я поздно обратился к вам за помощью, все думал, сам смогу, никого не беспокоя. Не смог... Так что я больше чем уверен, что и после меня и, так сказать, во время меня будут появляться люди, подобные мне, которым, в частности, эта в будущем, судя по всему, станущая довольно большой тема, поможет реализовать смою мечту. Мне, к сожалению, это не удалось... Да, и само по себе мне доставляет огромный интерес копаться в этом во всем. Я об этом мечтал всю свою жизнь, пока у меня не было компа. Так что, суммируя это все, я очень-очень надеюсь на вашу помощь мне в дальнейшем: мне она очень нужна.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение21.01.2022, 18:13 


03/06/12
2763
Посмотрите, пожалуйста, последние 2 задачи, которые у меня не сошлись и я пойду дальше. Речь идет о упражнении 8.3. Вот его задание:
Найти все векторы пространства $\mathbb{R}^{n}$, переходящие в вектор $b\in\mathbb{R}^{m}$ при линейном отображении $\mathbb{R}^{n}\to\mathbb{R}^{m}$, заданном матрицей $A$:
У меня вызывают вопросы буквы е) и ж).
е) $A=\begin{pmatrix}3 & -6 & -1 & 4\\
1 & -2 & -3 & 7\\
2 & -4 & -14 & 31
\end{pmatrix}$, $b=\begin{pmatrix}-7\\
-5\\
-10
\end{pmatrix}$
В ответе приведено следующее решение:
Множество векторов вида $\begin{pmatrix}1\\
2\\
\dfrac{22}{5}\\
\dfrac{8}{5}
\end{pmatrix}+\alpha\begin{pmatrix}5\\
0\\
-17\\
-8
\end{pmatrix}+\beta\begin{pmatrix}0\\
5\\
34\\
16
\end{pmatrix}$
но когда я подставляю компоненты столбца, не стоящего при каком-то свободном неизвестном, в соответствующую систему уравнений, они не удовлетворяют последнему уравнению: $2\cdot 1-4\cdot 2-14\cdot\dfrac{22}{5}+31\cdot\dfrac{8}{5}=-6+\dfrac{248-308}{5}=-6-12=-18\ne-10$. То же самое и с другой буквой
ж) $A=\begin{pmatrix}2 & 1 & 3 & -2 & 1\\
6 & 3 & 5 & -4 & 3\\
2 & 1 & 7 & -4 & 1\\
4 & 2 & 2 & -3 & 3
\end{pmatrix}$, $b=\begin{pmatrix}4\\
5\\
11\\
6
\end{pmatrix}$
В ответе написано, что это - множество векторов $\begin{pmatrix}-3\\
1\\
\dfrac{3}{2}\\
-\dfrac{1}{2}\\
-\dfrac{5}{2}
\end{pmatrix}+\alpha\begin{pmatrix}1\\
0\\
-2\\
-4\\
-4
\end{pmatrix}+\beta\begin{pmatrix}0\\
1\\
-1\\
-2\\
-2
\end{pmatrix}$, но $4\cdot(-3)+2\cdot1+2\cdot\dfrac{3}{2}+(-3)\cdot\left(-\dfrac{1}{2}\right)+3\cdot\left(-\dfrac{5}{2}\right)=-7+\dfrac{3}{2}-\dfrac{15}{2}-7-6=-13\ne 6$. Скажите, пожалуйста, это же в учебнике в обоих случаях указаны неверные ответы? А я пока дальше буду копать.

-- 21.01.2022, 19:42 --

(Оффтоп)

nnosipov
А почему вы мне советуете именно установить? Что, онлайн-версии этих программ чем-то хуже?

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение21.01.2022, 18:48 
Заслуженный участник


20/12/10
8858

(Оффтоп)

Sinoid
Мне кажется, так удобнее будет. Возможно, я не умею правильно пользоваться онлайн версиями (не уверен, что у Maple она есть).

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение21.01.2022, 19:17 


03/06/12
2763

(Оффтоп)

Только это, скорее всего, ничего не решит: в большинстве случаев найденное мной решение будет отличаться от того, что скажет програ. Я, конечно, могу проверить тождественность/нетождественность этих решений, но для того, чтобы оценить эту проверку, нужен опять-таки сторонний арбитр (желательно авторитетный).

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение21.01.2022, 19:57 
Заслуженный участник


20/12/10
8858
Sinoid
Здесь надо разделять две вещи: 1) проверка ответа к задаче (кто прав, я или задачник; возможно, оба неправы); 2) проверка решения задачи. С первым пунктом в подавляющем числе учебных задач система компьютерной алгебры справится очень хорошо, надо только научиться ею пользоваться (разумеется, мы исходим из презумпции корректности тех ответов, что выдает CAS; для учебных задач это оправдано). Что касается второго пункта, то здесь CAS не поможет (при правильном ответе в решении могут быть логические ошибки и т.п.). Ясно, что реализация п. 2) это затратная вещь, поскольку требуется эксперт.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение26.01.2022, 02:18 


03/06/12
2763
Задача 8.11:
Изображение
Скажите, пожалуйста, здесь общее сравнение системы сравнений хотели же написать таким: $a_{i1}x_{1}+a_{i2}x_{2}+\ldots+a_{in}x_{n}\equiv b_{i}\quad(\hspace{-2.5mm}\mod\, m)$? И непонятно зачем скобки в левую часть общего сравнения вбухали.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение26.01.2022, 03:47 
Заслуженный участник


20/12/10
8858
Разумеется.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кострикин. Курс алгебры, задачник
Сообщение26.01.2022, 14:07 


03/06/12
2763
nnosipov
спасибо.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 573 ]  На страницу Пред.  1 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 ... 39  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: gris


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group