Xaositect писал(а):
В основном я имел в виду, что, строя множества из пустого множества (или атомов), мы не получим все множества в смысле наивной теории за исключением множества всех множеств.
Мы так пропустим бесконечное количество их.
Если бы наивное понятие множества не приводило к парадоксам, то с точки зрения наивной теории аксиоматическая выглядела бы как сужение понятия множества до представителя некоторой части всех множеств.
Теперь я понимаю. Да, это верно.
Тогда мы, кажется, сделали следующий круг вопрос-ответ: множество всех множеств множество? -- нет -- а как отличить его от других не-множеств? -- множествами будем называть только те, что строятся из атомов -- но тогда множество стульев не множество, если стул не атом? -- да, не множество, ну и что? -- а если в задаче нужно иметь множество стульев, но сделать стул атомом невозможно? (такие задачи появятся, если рассматривать не отдельные множества, а некие классы множеств -- иначе говоря, вводить произвол в выборе множеств, по отношению к которым делаются утверждения).
В принципе, всё сводится к тому, что мы хотим получить в качестве теории множеств... точнее -- что нам нужно получить...
Мы имеем достаточно ясное интуитивное понятие множества, но описать его с помощью логики не можем.
Проблема в том, что интуитивное понятие нам не от переедания на ночь пришло в голову, а есть отражение некой потребности, которую логика видимо не в состоянии удовлетворить.
Причина, по которой логика тут не работает в том, что мышление так устроено... я называю это
противоречивостью логического мышления.
Вот ещё очень важное наблюдение:
AD писал(а):
Смысла нету формализовывать. Это видно хотя бы из того, что когда перешли от наивной теории множеств к аксиоматической, остальные математики никакой разницы для себя не заметили.
Итак, имеем две теории: одна строгая, а другая -- противоречивая.
Строгая логически замкнутая, даёт надёжные результаты, но громоздкая и неудобная; противоречивая содержит парадоксы, потому применять её нужно осторожно.
Но парадоксы хорошо известны, и как их избежать -- тоже, поэтому противоречивой теорией все стихийно пользуются.
Вопрос: почему не пойти дальше? почему не рассмотреть теории, которые содержат ещё больше парадоксов, но в некотором узком классе задач удобнее своих строгих аналогов?
Это к вопросу об антилогике...